Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия Верховного Суда РФ






Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует су­дебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федера­ции, возникающим при рассмотрении судебных дел;

осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, выте­кающие из международных договоров Российской Федерации;

реализует право законодательной инициативы в Феде­ральном Собрании РФ.

устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное по­ложение;

представляет на рассмотрение Президента РФ или Пра­вительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов госу­дарственной власти и договоров между ними;

готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ­лению Президента РФ, основанному на заключении квалифи­кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Пред­седателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения попра­вок в конституцию РФ.

 

 

27. Задачи и место в судебной системе военных судов. Подсудность военных судов. Состав, структура и компетенция звеньев военных судов.

Компетенция военных судов.Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу­дие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны: гражданские и административные дела о защите нару­шенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде­ния военной службы, военных сборов; дела об административных правонарушениях, совершен­ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предвари­тельного расследования или прокурором заключения под стра­жу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа­лы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все граждан­ские, административные и уголовные дела, подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.Подсудность военных судов различных уровней. По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат­ривают все подсудные военным судам гражданские, админи­стративные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении соб­ственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из поло­жений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также при­нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища.В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гар­низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о пре­ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт­ной казни.В кассационном порядке они рассматривают дела по жало­бам и протестам на решения (приговоры, определения и по­становления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разре­шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и поста­новления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоя­тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, опреде­лений и постановлений), вступивших в силу.Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра­восудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.Общие и специальные задачи военных судовОбщими задачами военных судов при рассмотрении дел яв­ляются обеспечение и защита: нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов местного самоуправления; нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации.Специальные задачи военных судов закреплены в феде­ральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи: быстрого и полного раскрытия преступлений; изобличения виновных; правильного применения закона; правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.Система военных судов. Порядок их формированияСудебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

 

Место арбитражных судов в судебной системе Российской федерации, подведомленность дел и ее разграничение с судами общей юрисдикции, разграничение подсудности между арбитражными судами.

Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

* Традиционно в основе разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами лежит правило, которое можно определить как принцип разделения компетенции данных судов. Его суть следующая: арбитражные суды – это суды специализированные и чтобы определить подведомственность спора, необходимо действовать методом исключения, начиная с определения подведомственности дела арбитражному суду. Если арбитражным судам дело не подведомственно, значит, его должны рассматривать суды общей юрисдикции. В настоящее время оно закреплено в п. 3 ст. 22 ГПК РФ, где указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные в ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Соглашаясь с тем, что разграничение подведомственности между общими и арбитражными судами следует проводить согласно методу исключения, некоторые специалисты указывают, что в настоящее время арбитражные суды с точки зрения их компетенции уже не являются специализированными, они наделены общей компетенцией по разрешению большинства экономических споров[1]. Это соответствует современным тенденциям развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Существенное расширение компетенции арбитражных судов, осуществленное в рамках принятия новых АПК РФ и ГПК РФ, подтверждает данную тенденцию[2]. Однако, с указанной позицией согласны не все авторы[3]. Думается, следует согласиться с мнением К. А. Чудиновских, новеллы АПК РФ не свидетельствуют об изменении специализированного характера арбитражного суда.

Рассмотрим далее критерии подведомственности дел арбитражным судам в соответствии с новым АПК РФ. Традиционно, в соответствии с ранее действовавшими Арбитражными процессуальными кодексами 1992 г. и 1995 г., выделялось два таких критерия: субъектный состав спора и его характер. Субъектами спора, согласно АПК РФ 1995 г., должны были быть лица, указанные в п. 1 ст. 22 АПК (граждане-предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), характер спора должен быть экономическим. При наличии данных предусмотренных законом критериев дело относилось к подведомственности арбитражного суда, при отсутствии хотя бы одного из них данное дело должен был рассматривать суд общей юрисдикции. При этом главенствующую роль играл критерий субъектного состава спорного правоотношения. В новом АПК РФ вопросы подведомственности дел арбитражным судам решены по-новому. В основу разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами положен предметный признак. Все споры, связанные с осуществлением экономической деятельности, отнесены к ведению арбитражных судов[4]. Таким образом, в настоящее время, в соответствии с новым АПК РФ, сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания дела – связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью либо нет. Критерий субъектного состава хотя и остался, но постепенно ушел на второй план, обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции[5]. На сегодняшний день можно выделить два основных критерия разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции – это характер или предмет дела (экономический или связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью), а также субъектный состав сторон.

* Арбитражные суды вправе рассматривать экономические и другие споры, вытекающие из хозяйственной деятельности и управлении ею, законом отнесенные к их ведению, т. е. подведомственные им.

 

Установление компетенции конкретного арбитражного суда на разрешение конкретного дела осуществляется путем определения подсудности. дел данному суду.

Подсудностью в арбитражном процессе называется правовой институт, определяющий компетенцию данного суда по разрешению экономических споров в первой инстанции.

Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (общая, родовая подсудность).

Разграничение подведомственности хозяйственных споров между арбитражными судами, установление подсудности дел конкретным арбитражным судам в теории и в арбитражном законодательстве проводится по субъектному составу сторон, по предмету спора и по месту нахождения ответчика или спорного имущества (общая территориальная подсудность). Из общего правила допускаются исключения, и может иметь место подсудность исключительная, договорная и специальная.

Субъектный и предметный признаки применяются при определении подсудности между Высшим Арбитражным Судом РФ и арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ в качестве суда первой инстан-ции: рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами.Российской Федерации, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации. Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующие. закону и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей. Все остальные деда рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

.Анализ арбитражного законодательства 1992 года и вступившего в, силу в 1995 году позволяет сделать вывод о резком сокращении как экономических, так и административных (управленческих) дел, рассматриваемых в качестве суда первой инстанции Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Если раньше споры о федеральной собственности относились к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ независимо от субъектов спора, а лишь по предметному признаку, то теперь подсудность всех экономических споров, в том числе и о праве собственности Российской федерации, определяется лишь по субъектному составу.

В аналогичном порядке решен в новом АПК РФ и вопрос о подсудности Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации административных (в сфере управления) дел. К его компетенции теперь отнесены только дела с участием высших органов государственной власти Российской Федерации. А споры по аналогичным ненормативным актам иных органов Российской Федерации (комитетов, министерств, ведомств) становятся подсудными арбитражному суду г.Москвы в соответствии с территориальным признаком подсудности. Думается, такая постановка вопроса неправомерна. Дела с участием государственных органов Российской Федерации должны рассматриваться высшим арбитражным судебным органом Российской Федерации, а не арбитражным судом субъекта Российской Федерации.

Следует иметь в виду, однако, что в арбитражном суде могут быть оспорены не вообще акты государственных и иных органов, а лишь адресованные конкретным юридическим лицам или группе лиц, т. е. акты ненормативного характера, а правопри-менительные.

Новым Арбитражным процессуальным кодексом исключена возможность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать к своему производству любое дело, подсудное арбитражному суду Российской Федерации, в качестве арбитражного суда первой инстанции при невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом или при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче спора на разрешение Высшего Арбитражного суда.

Подобные ситуации могут иметь место в судебно-арбитражной практике. Так, при рассмотрении спора о собственности между Воронежским областным советом профсоюзов и администрацией области всему составу Воронежского областного арбитражного суда был заявлен отвод. Спор был передан на рассмотрение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Аналогичная ситуация имела место в Белгородском областном арбитражном суде при рассмотрении спора о приватизации.

Такие ситуации могут возникать и впредь. Но если из-за отсутствия или отводов судей становится невозможным рассмотрение дела в данном суде, дело подлежит передаче в другой арбитражный суд того же уровня.

Таким образом, законодатель не допускает нарушений общей, родовой подсудности ни при каких обстоятельствах.

Законодатель не установил никаких критериев или ограничений, обязательных требований выбора иного суда. Вопрос этот решается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (3). При определении конкретного суда, в который может быть передано дело, в том числе в связи с невозможностью создания судебного состава для рассмотрения жалобы в порядке апелляционного производства, следует иметь в виду, что из арбитражного суда автономного округа дело передается в арбитражный суд края, области, в которые входит данный автономный округ. При необходимости передачи дела из арбитражного суда республики, края, области, города в другой арбитражный суд вопрос о том, в какой арбитражный суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу соответствующего суда. При этом форма запроса не установлена. Он может быть сделан письменно, по телеграфу, по телефону. Вопрос решается руководством Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: председателем или одним из его заместителей. О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое обжалованию не подлежит. Не может оспорить это определение и арбитражный суд, которому дело переотправлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

Итак, перечень гражданских и иных споров, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, строго определяется законодательством. Все остальные хозяйственные споры подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.