Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утилитаризм






Предпосылки возникновения утилитаризма появляются в трудах английских моралистов XVI—XVII веков[1]. Теория получила первое систематическое изложение в сочинениях Иеремии Бентама. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Учение утилитаризма получило дальнейшее развитие и приобрело эклектичный характер у Дж. С. Милля в работе «Утилитаризм» (англ. Utilitarianism, 1861)[2].

Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.

Если достигнутый результат — благо, не имеет значения, что средства его достижения безнравственны: цель оправдывает средства, а средства при этом следует оценивать не как безнравственные, а как нравственные.

Нравственность поступка должна оцениваться не на основе нравственности самого действия, а исключительно по его последствиям, то есть по тому, приносит оно удовольствие или страдание.

ГУМАНИЗМ

Гумани́ зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)[1]

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей[2].

Содержание

[показать]

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

· гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);

· древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагораили Сократа, Конфуция.

· классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;

· теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;

· атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;

· коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;

· натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности[3].

 

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза[4],

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)[1]

Согласно определению Американской ассоциации гуманистов,

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.)[5]

Идеи гуманизма в человеческой истории]

Гуманизм эпохи Ренессанса:

· Данте Алигьери,

· Леонардо да Винчи,

· Франческо Петрарка,

· Колюччо Салютати,

· Пьетро Паоло Верджерио,

· Боккаччо,

· Леонардо Бруни,

· Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),

· Лоренцо Валла,

· кардинал Пьетро Бембо,

· Вивес (Испания),

· Роберт Эствен (Франция),

· Фабер Стапуленсис,

· Карл Бовиль,

· Жан Боден,

· Мишель де Монтень,

· Томас Мор (Англия),

· Джон Коле,

· Филипп Сидней,

· Томас Элиот,

· кембриджская школа,

· Рудольф Агрикола,

· Иоганн Рейхлин,

· Конрад Цельтис,

· Ульрих фон Гуттен,

· Муциан Руф,

· Конрад Пейтингер,

· Виллибальд Пиркгеймер.

· Эразм Роттердамский

· Томмазо Кампанелла






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.