Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческий капитал как ведущий фактор производства.






ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.

Под человеческим капиталом понимают приобретенные знания, навыки, мотивацию и энергию, которыми наделены индивидуумы и которые могут исползоваться для производства товаров и услуг. Важнейшими формами вложений в человека принято считать общее и профессиональное образование, здравоохра-нение, миграцию, доступ к информации. Образование и подготовка на производстве увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая забо-

леваемость и смертность, увеличивают срок и интенсивность использования способностей человека. Миграция и владение информацией способствуют перемещению человека в районы, где его труд оплачивается наилучшим образом. Подобно физическому капиталу, формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивида, так и от общества в целом. Инвестирование будет осуществляться только в том случае, если оно приносит определенные выгоды. Выгода индивида от инвестирования в человеческий капитал выражается в повышении постоянного дохода. В развитых странах отмечена устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни.

1. Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. Потребности - нужда личности и общества в определенных благах. Благо - то, что удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Виды потребностей: 1. Потребности в материальных средствах существования, или утилитарные потребности (в жизненно важных благах: пище, одежде, жилье и т. д.); 2. Интеллектуальные потребности, представляющие собой нужду личности и общества в знаниях и информации (образование и информационное обслуживание); 3. Социально-культурные потребности, представляющие собой нужду людей в соответствующих культурных ценностях, естественную тягу каждого человека к развивающему общению, исполнению определенных общественных обязанностей и т. д.; 4. Потребности в средствах созидательной деятельности, т.е. в специфических «промежуточных» благах, необходимых для создания новых благ, предназначенных для так называемого «конечного» потребления. Ресурсы - имеющиеся у личности и общества возможности для создания требуемых для удовлетворения потребностей благ Классификация ресурсов: • Природные ресурсы - собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы.• Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно-квалификационным уровнем, опытом творчески-созидательной деятельности.• Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ. Экономика представляет собой сферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономическая наука предстает как система знаний о закономерностях человеческой деятельности в сфере создания жизненных благ.

 

 

2.Общая характеристика производства и воспроизводства. Воспроизводство – это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством.

Различают два вида воспроизводства:

1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.

2. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.

Воспроизводство можно рассматривать на микроуровне (на предприятиях – соотношение между изготовленным продуктом и затратами, стоимостью и себестоимостью) и на макроуровне (пропорции между отраслями, обобщенными показателями хозяйствования, производством средств производства и предметов потребления во всех отраслях).

Производство — деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

Различают следующие виды производства:

§ Материальное производство — связано с отрасли по производству материальных благ и услуг (Промышленность, сельское хозяйство, строительство)

§ Нематериальное производство — связано с оказанием нематериальных услуг (Здравоохранение, образование)

В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства:

§ Природные ресурсы

§ Инвестиционные ресурсы

§ Трудовые ресурсы

§ Предпринимательские способности

Несмотря на все многообразие различных видов производственной деятельности, принято выделять:

§ Заказное производство — производство по индивидуальным заказам, данный вид может быть высокоэффективным даже при малых масштабах, характеризуется высоким спросом на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

§ Негибкое массовое производство — производство однородной стандартизированной продукции. При данном виде производства используется, как правило, капиталоемкая технология. Оно может быть эффективным лишь при больших объемах производства.

§ Гибкое массовое производство — объединяет преимущества экономичного массового производства с расширением номенклатуры производимых изделий путем использования различных комбинаций комплектующих.

§ Поточное производство — характеризуется непрерывным потреблением сырья и материалов, и соответственно непрерывным потоком продукции (например нефтепереработка). Наибольшая эффективность достигается при круглосуточной работе 7 дней в неделю, поскольку чем выше степень использования оборудования, тем ниже себестоимость. Как правило это высокоавтоматизированное и капиталоемкое производство, требующее относительно малого использования трудовых ресурсов.

3.Модели поведения человека в современной экономике. Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три. Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

«Человек экономический» — это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.