Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект дохода и замещения.






 

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ (ЗАМЕЩЕНИЯ) - замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше.

ЭФФЕКТ ДОХОДА - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

 

17. Полезность и проблема её измерения.

Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных благ и их наборов: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях (от англ. utility – полезность) – и получил название кардиналистского.

В настоящее время кардиналистский подход к анализу полезности, спроса и потребительского поведения стал заменяться ординалистским подходом, который считается более современным. Он основан на комбинации благ по их предпочтительности. Считается, что предпочтения уже сформировались и потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему (отвлекаясь от цен и от возможных исключений). Потребитель независим в удовлетворении своих потребностей.

Различают общую и предельную полезность. Общая (суммарная) полезность (TU) – полезность, извлекаемая от потребления определенного количества благ или услуг.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. За относительно короткий промежуток (пока не изменятся вкусы потребителей) предельная полезность каждой дополнительной единицы по мере насыщения потребности в данном продукте будет падать. Данный факт известен в экономике как закон убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.

Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то общая суммарная полезность растет замедленными темпами, а предельная полезность падает.

Из графика видно, что общая полезность растет, а предельная падает. Максимум полезности потребитель получает в точке А, когда MU = 0.

18. Основные положения кардинал.теории полезности.Совок. и предел.полезность.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благЭкономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая).

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA, QB,..., QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Общая (суммарная) полезность (TU) – полезность, извлекаемая от потребления определенного количества благ или услуг.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2).

Рис. 7.1. Общая полезность

Рис. 7.2. Предельная полезность

 

 

19. Равновесие потребителя в кардинал.теории полезности.

Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот посту­лат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ог­раниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного бла­га и больше — на приобретение другого. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 =... = MUn.

В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны. Правило максимизации полезности, исходя из всего сказанного, заключается в том, что денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

где P — цена блага.

Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.

 

2 0.Основные аксиомы ординализма.

 

Ордин.теория исходила из примата теории потребления и потребвыбора. Теория потреб.выбора объясняла, как потребители тратят свой доход с целью мах-ии своего удовлетворения. Она показывала, каким образом на выбор влоияют: цены товаров, доход, предпочтение.

Теория потреб.выбора исп-ся для объяснения и предсказания результатов экон.политики, влияющей на цены и доход. Её цель – показать, как люди совер.выбор и какие ф-ры влияют на их выбор.

ОСНОВНЫЕ постулаты теории потреб.выбора:

1. Множественность видов потребления:

- каждый потребитель желает потреблять множество разнообр.индивид.благ.

2. Ненасыщенность:

-потребитель стремится иметь большое кол-во товаров и услуг, он не присыщен ни 1 из них.

3. Транзитивность

- если а, в и с явл-ся комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами а и в, и в и с, то он также безразличен в выборе благ а и с.

4. Субституция

- потребитель согласен отказаться от небольшого количества товара а, если ему предложат взамен большее кол-во товара.

5. Убывающая пред.полезность

-убыв.пред.полезность зависит от общего количества товара, которым располагает потребитель.

6. Разумное поведение потребителя

-средний потребитель стремится так использовать свой ограниченный денежный доход, чтоб извлечь из него мах большое удовлетворение.

7. Потребитель имеет чёткое предпочтение 1 товара перед другим.

8. Имеется бюджетное ограничение, т.е. сумма дохода потребителя имеет ограниченную величину.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.