Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития психологических школ.




Основные психологические школы
В любой области знания имеются конкурирующие концепции (взгляд, видение процесса) и школы. В психологии в начале 20 столетия расхождения позиций определялись тем, что каждая из школ оставила отличный от других собственный предмет. Фукционализм. В начале 20 века большинство психологов продолжали изучать сознание, но Вундт и другие ученые занимались поиском “строительного” материала непосредственного опыта и его структурами. Этот подход называется структурализмом. Ему противостоял функционализм. Это направление отвергало анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся нужд людей. Известный функционалист США Уильям Джемс (1842-1910) в своей книге “Основы психологии” (1890) писал, что внутренний опыт человека – это не ‘’цепочка элементов’’, а “поток сознания”. Его отличают личностная (в смысле выражения интересов личности) избирательность (способность постоянно производить выбор). Обсуждая проблему эмоций, Джемс (с датским врачом Карлом Ланге) предложил концепцию, согласно которой первичными являются измерения в мышечной и сосудистой системах организма, второстепенными – вызванные ими эмоциональные состояния. Взгляды Джемса на роль сознания во взаимодействии организма со средой прочно вошли в американскую психологию. В настоящее время по книге Джемса учатся в американских колледжах. Рефлексология – данный подход к предмету психологии появился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Она считала своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев изучали головной мозг – орган управления поведения целостного организма в окружающей среде. Это направление стало известным как рефлексология. Павловское учение о поведении в последующем стало называться учением о высшей нервной деятельности. Он ввёл новый термин – условный рефлекс (организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних). Внешние раздражители для организма становятся сигналами, имитирующими в среде, и реакция закрепляется, если её поддерживает внутренний фактор – потребность организма. Бехтерев в 1907 году в книге “Объективная психология” дал условным рефлексам другое название: но оба они стимулировали психологов на перестройку представлений о предмете психологии. Бихевиоризм – новое направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, в которой он адаптируется. Термин поведение (англ. – бихевиор). Отцом бихевиоризма считают Д. Уотсона. В своей статье “Психология, какой её видит бихевиорист” (1913) он предлагал отказаться от всех понятий субъективной психологии сознания и заменить их на объективно наблюдаемые реакции живых существ на раздражители. Бихевиоризм стали называть “психологией без психики”. Уотсон считал, что психика идентична сознанию. Требуя устранить сознание, бихевиористы не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Новое направление в психологии включало доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимулы – реактивные отношения. Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились в основном на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств взамен физиологических аппаратов были изобретены различные типы лабиринтов. Запускаемые в них животные “научились” находить из них выход. Тема “научения”, приобретения навыков путем проб и ошибок стала главной для этой школы. Изменились взгляды на законы поведения животных существ (крыса, ищущая свой путь в лабиринте, её успех, то есть выход из лабиринта зависит от случая). Исключив сознание, бихевиоризм оказался односторонним направлением, но он изменил психологическое сознание. Его предмет изучал построение и изменение реальных телесных действий в ответ на спектр внешних вызовов. Сторонники этого направления считали, что, опираясь на данные экспериментов, им удастся объяснить любые естественные формы поведения людей (такие, как строительство небоскреба или игру в теннис). Основа всего – законы научения. Фрейдизм – название психологического направления, связанное с именем австрийского психолога З. Фрейда. Формирование его учения относится к началу 20 века. Широкое распространение в буржуазном обществе фрейдизм приобрел в 20-е годы. В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Фрейд отметил, что человек не всегда может объяснить мотивы своих поступков. Они не осознаны, их действительная причина может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. Истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека и для психически больного (в целях его лечения) – задача психоанализа, метода, разработанного Фрейдом для исследования бессознательного. Всё развитие личности Фрейд выводил из 2-х врожденных инстинктов: продолжение рода (половое удовольствие) и сохранение жизни (страх смерти). Живя в обществе, человек в какой-то степени подавляет эти силы, они вытесняются в сферу бессознательного и замещаются деятельностью. Например, все фрейдисты утверждают, что творчество – это неосознанное проявление стремлений к половому удовольствию. Полный отрыв личности от социальных условий её формирования, выдвижение на первый план бессознательного, биологического – в этом сущность фрейдистских теорий. Фрейдизм – одно из наиболее реакционных направлений в психологии личности.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.