Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие Киевской Руси






Основу хозяйства Руси составляло пашенное земледелие. Техника была достаточно совершенной для того времени: на юге пахали оралом и плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых районах - сухой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло огромную роль, это видно из названий: засеянные нивы назывались " жизнью", а основной злак для каждой местности " житом" (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием. В 9 - 10 вв. стала применяться переложная система. На Руси было в этот период известно двух- и трёхполье с яровым и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. Крестьяне занимались также рыбной ловлей, охотой, бортничеством.

Крестьянская соседская община (мир или вервь) могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных сёл и деревень. Члены общины были связаны с круговой порукой: взаимной ответственностью за уплату дани за преступления.

Феодальная собственность на землю возникла в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли, которая была общинной собственностью, в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Развитие производительных сил и рост частной собственности на землю привели к образованию двух классов - феодалов и зависимых крестьян. Росту феодальной собственности способствовали прямые захваты феодалами крестьянских земель.

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от неё крестьянских " миров". Усадьба была укреплена и называлась иногда " градом", т.е. крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его управляющих и дворовых слуг, мастерские ремесленников, обслуживающих барское хозяйство.

Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники - его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин - управляющий всем хозяйством.

Крестьян называли смердами. Часть смердов не была в личной зависимости и эксплуатировалась феодальным государством. Часть пошла в кабалу к феодалам и работала на их земле. Временно зависимых крестьян называли закуп (это был смерд, обратившийся за помощью к феодалу и получивший от него участок земли и " купу" - ссуду деньгами или инвентарём, семенами, тягловой силой). Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа. Источниками холопства были также плен, женитьба на рабе, вступление в должность тиуна без специального договора с господином.

Среди зависимых людей известны рядовичи - заключившие с феодалом какой-то договор, " ряд" и выполнявшие работы в вотчине. Существовали также другие категории зависимого населения: изгои - люди, прервавшие связь с общиной, пущенники или прощенники, отпущенные на волю рабы и др.

После принятия христианства особым видом феодальной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

Важно значение имели города. В летописях 13 в. упомянуто 224 города. Горожане сохраняли связь с сельским хозяйством - они занимались земледелием и скотоводством.

Внутренняя торговля была развита слабо, т.к. её не стимулировало натуральное хозяйство. Зато внешняя торговля процветала. Русские купцы ходили вооружёнными караванами и торговали с Византией, Закавказьем, Средней Азией.

 

 

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду -- " купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название -- закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников. Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани -- " полюдье").

Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую (" детьцкие", отроки, милостники). " Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.