Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена, при которой спрос и предложение равны;






Цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

Цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

41) Факторы, влияющие на эластичность спроса 1) наличие заменителей, чем больше товаров–субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар; 2) удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса); 3) размер дохода; 4) качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него; 5) степень необходимости товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из них неэластичен); 6) размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос; 7) ожидания потребителя.

42) Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

43) Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в там случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар, рубль, марка и т.д., затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую полезность. Правило максимизации полезности приводит к выводу о том, что 1) соотношение между предельными полезностями любых " п" благ равно соотношениям их цен; 2) предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод и дополнительных затрат, но и равенство между ними. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются выявлением у него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделил три типичных случая взаимных влияний: 1) эффект присоединения к большинству (не отставать от других); 2) эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы). И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная; 3) эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857–1929 гг.) Лейбенстайн называет преступное или демонстративное потребление, ярко описанное в " Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.