Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины. Альтернативная стоимость – наиболее предпочтительный вариант использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться






 

Альтернативная стоимость – наиболее предпочтительный вариант использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться

Альтернативная стоимость единицы продукции - количество одного блага, от производства которого надо отказаться, чтобы увеличить производство другого блага на одну единицу.

Бюджетная линия - прямая, точки которой показывают наборы из двух благ, которые требуют от потребителя одинаковых затрат в размере его бюджета.

Валовый (совокупный) доход (TR) – общая выручка от продажи всего объема продукции.

Внешние издержки - выплаты поставщикам ресурсов, которые не являются совладельцами данной фирмы.

Внутренние издержки - те доходы, которые мог бы получить предприниматель, если бы собственные ресурсы использовал не в собственном производстве, а нашел им другое, наиболее эффективное альтернативное использование.

Дифференциация продукта – действительные или мнимые отличия между аналогичными товарами разных фирм.

Закон убывающей отдачи (производительности): начиная с определенного момента увеличение использования одного из факторов производства, при неизменности других, ведет к уменьшению предельного продукта.

Земельная рента – это регулярно получаемый избыточный доход, не связанный с предпринимательской деятельностью, и одновременно – необходимые издержки, которые удерживают данные участки земли от их альтернативного использования.

Издержки производства - это выплаты, которые производит предприятие поставщикам ресурсов для того, чтобы привлечь эти ресурсы для собственного производства и отвлечь их от других альтернативных вариантов использования.

Изокванта - кривая, отражающая различные варианты комбинации двух ресурсов, которые обеспечивают одинаковый объем продукции.

Изокоста – линия равных затрат, каждая точка которой показывает сочетания двух ресурсов в производственном процессе, при расходовании одинаковой суммы денег.

Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала.

Инфериорный товар - товар, потребление которого уменьшается с увеличением денежного дохода потребителя.

Источники монопольной власти: исключительные права; стойкие преимущества потребителей; контроль над ресурсами; эффект масштаба. Главной причиной монопольной власти являетсяэластичность спроса на продукт фирмы-монополиста.

Карта изоквант - ряд изоквант, соответствующие различным объемам производства одного и того же продукта.

Картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу установления фиксированных цен и объемов выпуска, как если бы они были единой монополией. В случае неуклонного соблюдения картельного соглашения он действует как чистая монополия.

Конкурентная фирма – это фирма, которая продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.

Конкуренция – это соперничество за наиболее выгодные условия реализации своих экономических интересов – за преимущества потре-бителей, обладание экономическими ресурсами, лучшие условия произ-водства и реализации продукции и т.п.

Кривая безразличия - линия, каждая точка которой показывает наборы двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность.

Кривая предложения конкурентной фирмы – это отрезок восхо-дящей части кривой предельных издержек, лежащий выше точки минимума средних переменных издержек.

Кривая спроса конкурентной фирмы – это кривая, отображающая абсолютно эластичный спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не влияет на изменение рыночной цены.

Кривая Энгеля - линия, выражающая взаимосвязь между уровнем общего дохода потребителя и количеством покупаемых товаров.

Критерий эффективности (оптимальности) Парето: эффективность достигается в случае, когда производство и распределение благ невозможно изменить таким образом, чтобы чье-то благосостояние увеличилось без уменьшения благосостояния других.

Линия " доход - потребление" - кривая, соединяющая все точки оптимума потребителя, соответствующие разным размерам его денежного дохода.

Линия " цена - потребление" - кривая, которая соединяет все точки оптимума потребителя, соответствующие разным размерам цены товара.

Монополистическая конкуренция – модель несовершенно конкурентного рынка, в которой довольно большое число фирм производят товары - близкие заменители.

Монопольная (рыночная) власть – это способность фирмы самостоятельно определять рыночную цену, которая превышает предельные издержки, и получать добавочную (монопольную) прибыль.

Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором не выполняется хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Номинальная ставка (rn) – это процентная ставка, выраженная в денежных единицах по текущему денежному курсу.

Нормальная прибыль - минимальная сумма денег, которую должен получить предприниматель для того, чтобы остаться в своем деле.

Неценовая конкуренция играет ведущую роль в конкурентной борьбе фирм на рынке монополистической конкуренции, являясь источником повышения их прибыльности.

Общее экономическое рыночное равновесие – такое состояние экономики, при котором все рынки находятся в равновесии, а каждый субъект достигает своей собственной цели. При этом на всех взаимосвязанных рынках и во всей экономической системе устанавливаются цены равновесия.

Общие издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

Общественные блага – это блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать их. Эти блага обеспечивают потребности всех граждан в равной степени (национальная оборона, образование, охрана общественного порядка, научные исследования, природоохранные мероприятия и т.п.).

Олигополистический рынок – модель ринка, в которой конкурируют несколько крупных фирм, которые производят основную часть продукции, а вход новых фирм – затруднен или невозможен.

Отрицательные внешние эффекты возникают, когда деятельность одних субъектов наносит ущерб другим.

Переменные издержки - издержки, размер которых зависит от объемов производства продукции.

Положительные внешние эффекты создают дополнительную выгоду для третьих лиц, которые не платят за нее соответствующему потребителю или производителю.

Постоянные издержки - издержки, размер которых не зависит от объема производства продукции.

Правило использования производственных ресурсов: чтобы максимизировать прибыль, фирма покупает производственные ресурсы до тех пор, пока предельный доход от ресурса (MRP) не сравняется с предельными издержками на него (MRC), т.е. при
MRP = MRC.

Предельные издержки производственного ресурса (MRC) – это издержки покупки каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Предельный продукт (МР) - прирост общего объема выпуска продукции в результате увеличения использования переменного фактора производства на одну дополнительную единицу при неизменной величине других факторов производства.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, на сколько необходимо увеличить (уменьшить) потребление одного блага, чтобы компенсировать потребителю уменьшение (увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную единицу при том же уровне удовлетворения.

Предельная норма технологического замещения (MRTS) показывает, от какого количества одного фактора производства надо отказаться, чтобы увеличить количество другого фактора производства на единицу, сохранив выпуск продукции на неизменном уровне.

Предельные издержки - прирост издержек, который дает увеличение производства продукции на одну единицу.

Предельный доход (МR) – прирост валового дохода, который является результатом продажи дополнительной единицы продукции:
MR = ∆ TR/∆ Q.

Предельная доходность производственного ресурса (МRР) – это выраженный в деньгах дополнительный доход, который приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, изготовленной с помощью дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Предмет микроэкономики – микроэкономика изучает процессы принятия решений рациональными хозяйствующими субъектами ради достижения своих целей в условиях ограниченных ресурсов.

Равновесие на совершенно конкурентном рынке производственного ресурса достигается при совпадении спроса на него (кривая MRP) и его предложения (кривая MRC) при данной рыночной цене ресурса (Pх).

Равновесие (оптимум) потребителя – достигается в точке касания бюджетной линией кривой безразличия, наиболее отдаленной от начала координат.

Реальная ставка (r) это процентная ставка, скорректированная с учетом инфляции, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности.

Рынок факторов производства (ресурсов) – это совокупность взаимосвязанных рынков, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Рынок чистой монополии представляет собой отрасль, которая состоит из одной фирмы и является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, при котором большое количество фирм производят аналогичную (однородную) продукцию, но ни их размеры, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них влиять на цену.

Cправедливость (в самом общем представлении) – это опреде-ленная идея о том, как должны распределяться блага и благосостояние в обществе.

Спрос на производственные ресурсы: главная особенностьпроявляется в том, что он вторичен, т.е. носит производный характер.

Средние переменные издержки - переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Средние общие издержки - общие издержки в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки - постоянные издержки в расчете на единицу этой продукции.

Средний доход (АR) – валовый доход в расчете на единицу продукции: AR = TR/Q.

Ссудный процент – это цена, которую платят собственникам капитала за использование занимаемых у них на определенный срок средств.

Супериорный товар - товар, потребление которого увеличивается с увеличением денежного дохода потребителя.

Теорема Коуза: достижение эффективного с точки зрения общества объема блага, которое создает внешний эффект, не зависит от того, кому из субъектов принадлежит право собственности.

Теорема экономики благосостояния вторая утверждает, что любое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некоторого первоначального распределения ресурсов производства.

Теорема экономики благосостояния первая подчеркивает: рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов.

Условие равновесия конкурентной фирмы, отрасли и рынка в долгосрочном периоде: P = MR = LATC = LMC.

«Ценовая война» – это осознанное соперничество, циклическое, последовательное снижение существующего уровня цен с целью «выдавливания» конкурента с рынка.

Цена земли (Pn) как бессрочного актива – это капитализированная земельная рента (Rn): Pn = (Rn/i) × 100 %.

Ценами общего равновесия называются цены, при которых общий объем потребления каждого блага не превышает объема его производства.

Ценовая дискриминация – ценовая стратегия, применяемая в условиях несовершенной конкуренции, способность устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей.

Частичное конкурентное рыночное равновесие – это равновесие на изолированном рынке определенного блага или производственного ресурса.

Экономическая рента представляет собой плату за пользование землей и другими строго ограниченными ресурсами.

Эффект дохода - изменение объема потребления двух товаров в ответ на изменение цены одного из товаров. Результатом являетсся изменение реального дохода потребителя.

Эффект замещения - изменение объема потребления товара, что является результатом относительного удорожания (удешевления) данного товара относительно других.

 

Литература

1. Вечканов Г. Микроэкономика / Г. С. Вечканов., Г Р. Вечканова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 286 с.

2. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2 т. Т. 1 К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – Баку: Изд. “Азербайджан”, 1992. – 400 с.

3. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2 т. Т. 2 К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – Баку: Изд. “Азербайджан”, 1992. – 400 с.

4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм., – М.: Норма, 2005. – 576 с.

5. Селищев А. С. Микроэкономика. – 2-е. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.

НАВЧАЛЬНЕ ВИДАННЯ

 

 

Методичні рекомендації до самостійного вивчення навчальної дисципліни «Мікроекономіка»

 

для іноземних студентів усіх напрямів підготовки

всіх форм навчання

 

 

Укладачі: Бережна Надія Іванівна

Колесніченко Ірина Михайлівна

Попов Олександр Євгенович

 

Відповідальний за випуск Попов О.Є.

 

 

Редактор

Коректор

 

 

План Поз. №

Підп. до друку Формат 60 90 1/16. Папір TATRA. Друк офсетний.

Ум. – друк. арк. Обл. – вид. арк. Тираж прим. Зам. № Безкоштовно.

Свідоцтво про внесення до Державного реєстру суб’єктів видавничої справи

Дк № 481 від 13.06.2001 р.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.