Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте черты литературы реализма 19 столетия. Осветите особенности критического реализма на примере прозведений О. Де Бальзака, Ф. Де Стендаля, Ч. Диккенса.






Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придает большее значение то одному, то другому из них.

Отсюда два противоположных направления в теории: одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности, другое — идеализм — видит назначение искусства в пополнении действительности, в создании новых форм.

 

Первый этап французского реализма 1820-1840 годы

 Стендаль, Мериме, Бальзак

 Между французским реализмом первого периода и романтизмом существует «родственная» связь, выявляющаяся в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т. д.)

 Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества

 Им же принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом

 Последовательная, бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма составит самую сильную сторону французских реалистов, расширивших, обогативших опыт своих предшественников в этом направлении и главное — придавших антибуржуазной критике новый, социальный характер

 Одно из самых значительных достижений романтиков усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности

 Этим достижением воспользовались реалисты, продолжая познание внутреннего мира человека

 Реалисты связывают психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представляют в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает. То есть человек в произведениях реалистов формируется под воздействием окружающей среды — детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений.

 

 

Роман Стендаля «Красное и черное» - первый крупный роман европейского реализма.

 

«Красное и черное» (1830)

 Два пути карьеры: армия и церковь (Традиционно принято было считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира)

 Цвета рулетки

 Страсть и смерть

 Две женщины: госпожа Реналь и Матильда де ла Моль

 Эпиграф: «Правда, горькая правда» (Дантон)

 Жюльен Сорель – главный герой. Хочет быть военным, но туда берут только дворян. Поэтому решает стать священником, раз туда путь ему открыт.

 Умный, рассудительный, не гнушается в средствах, ярый поклонник Наполеона, хочет повторить его судьбу. Думает, что если бы родился во времена Наполеона, то добился бы многого, а теперь приходится лицемерить.

 Понимает, что ради своих целей нужно хорошо относиться к людям, которых не любишь. Пытается лицемерить, но не всегда это получается. Очень эмоционален, тщеславен, гонится за положением в обществе.

 Вспыльчивый. Храбрый. Иногда его чувства преобладают над разумом.

 Госпожа де Реналь – жена мера города Верьера господина де Реналя. 30 лет.

 Матильда де Ла Моль – 19 лет; резка, эмоциональна, иронична к своим знакомым, не лицемерит с друзьями отца.

 Господин де Реналь – мэр города Верьера. Приглашает гувернера для того, чтобы похвастать перед Вально. Оба беспокоятся о том, что о них подумают другие. Ьщеславны, богаты нечестными деньгами. Дружелюбно разговаривают друг с другом, но за глаза строят козни.

 Аббат Пирар – Аббат питает симпатию к умному ученику, но пытается их не выказывать. Они похожи с Сорелем. Большинство их не любит за ум, начитанность, противопоставленность другим семинаристам.

 Господин де Ла Моль – участвует в тайных собраниях, образован. Хорошо относится к Сорелю с самого начала, не презирает его происхождение. Ценит его по работе, помощи в делах.

Жюльен

- Высокая знать не может создать большую личность, обладающую энергией и талантами: не надо напрягать свой ум и силы, ибо всё уже есть.

- Плебей должен трудиться и брать с боем своё место под солнцем.

- Главный герой всегда оригинален, таких, как он в обществе мало.

- Но поступки героя подготовлены и объяснены обстоятельствами и страстями – детерминированы.

 

Стендаль поставил своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера.

Он дал многосторонний анализ действий и поступков Жюльена Сореля, показал различные - добродетельные и порочные - черты в их жизненном смешении.

Первоначально роман должен был носить название " Жюльен", в традициях жанра романа-биографии. Но впоследствии, когда роман уже был написан, Стендаль меняет название на символическое " Красное и черное" - книга становится исследованием современного общества в целом. Стендаль избирает жанр романа-биграфии, затем чтобы рассмотреть актуальные проблемы своего времени.

 

В романе две темы, два конфликта. Это конфликт между третьим сословием, приобретающим все большую общественную значимость и первым и вторым сословиями, в чьих руках на протяжении веков была сосредоточена власть.

Второй, внутренний конфликт - в душе персонажей, противодействие, в которое вступают их страсти.

 

Бальзак и его «Человеческая комедия»: общая характеристика цикла.

 

Оноре де Бальзак (1799-1850)

«Человеческая комедия» - цикл сочинений, состоящий из его 137 произведений и включающий романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848)

 в 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Ч.к.» 1834.

 по идее Бальзака «Ч.к.» должна быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.

 название — влияние «Божественной комедии» Данте. Данте дал энциклопедию Средних веков. Бальзак — энциклопедию современности.

 над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их.

3 части

 Этюды о нравах (наиболее обширная первая часть)

- сцены частной жизни (Гобсек, Тридцатилетняя женщина, Полковник Шабер, Отец Горио)

- сцены провинциальной жизни (Турский священник, Евгения Гранде, Утраченные иллюзии)

- сцены парижской жизни (История тринадцати, Цезарь Биротто, Банкирский дом Нусингена)

- сцены политической жизни (Случай из времен террора)

- сцены военной жизни (Шуаны, Страсть в пустыне)

- сцены сельской жизни (Лилия долины)

 Философские этюды — представляют собой размышление об общих сторонах жизни, о её закономерностях. (Шагреневая кожа)

 Аналитические этюды — менее 10 произведений, они наиболее трудны для чтения. Бальзака в этих произведениях интересуют такие общие вопросы, как проблема Добра и Зла.

Общие темы:

 разложение аристократии и её замена буржуазией

 обличение буржуазных отношений, власти денег

 развращение молодого человека

Сквозные персонажи: Растиньяк (Шагреневая кожа, Отец Горио, Силуэт женщины, Тайны княгини де Кадиньян, Банкирский дом Нусингена, Музей древностей, Дело об опеке), Бьяншон (Шагреневая кожа, Обедня Безбожника, Отец Горио, Утраченные иллюзии), Вотрен (Отец Горио, Блеск и нищета куртизанок, Утраченные иллюзии) др.

 

Роман Бальзака «Отец Горио»: его место в структуре «Человеческой комедии».

 

«Отец Горио» 1832

 в романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая в итоге убила Горио.

 Повествование начинается с пансиона Воке, в котором проживает Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут «папаша Горио».

 Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по воле судьбы узнает трагичную судьбу Горио. Оказывается, он был мелким торговцем, сколотившим огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей (Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца всё, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые попав в высшее общество, начали стеснятся своего отца. Даже когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на его похоронах.

 Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

Отец Горио. Центральный персонаж романа. Прообразом для него явился шекспировский Король Лир. Он воспринимает мир лишь через призму своего отношения к дочкам, он живет лишь ради того, чтобы выполнять их желания.

Эжен де Растиньяк. Молодой студент, сосед Горио по пансионату. А впоследствии любовник младшей дочери Горио баронессы де Нусинген. Сквозной персонаж «Ч.к.».

Дельфина де Нусинген. Младшая дочь Горио, вышедшая замуж за богатого банкира немецкого происхождения. Уже вскоре после свадьбы супруги почти не общались.

Анастази де Ресто. (Гобсек) Старшая дочь Горио. Вышла замуж за графа.

Вотрен. Ещё один сквозной персонаж «Ч.к.». Бывший каторжник, который весьма цинично играет чужими жизнями. Однако, из всех обитателей пансионата, единственный обитатель пансионата, который не боится сказать обществу всё, что он из себя представляет.

Виконтесса де Босеан. Двоюродная сестра Растиньяка. Одна из самых известных дам Парижа.

Воке. Держательница пансионата.

Максим де Трай. (Гобсек) Любовник Анастази. Игрок. Графина неоднократно просила у отца деньги, чтобы покрыть долги любовника.

Бьяншон. Студент-доктор. Друг Растиньяка. Помогает ему с лечением и похоронами Горио.

 

Роман «Отец Горио» занимает особое место в «Человеческой комедии» Бальзака.

Этот роман знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака.

Во-первых, теперь в центре стояла проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп; здесь уже нельзя было назвать «главного» героя (Горио, Растиньяк, виконтесса де Босеан, Вотрен – все они могли претендовать на главное место в романе).

Во-вторых, роман Бальзака, начиная с «Отца Горио» становится социально-психологическим, т.к. исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений.

В-третьих, «Отец Горио» - это «узловое» произведение, от которого протягиваются тематические нити ко многим романам и повестям Бальзака. Одним из признаков тесной связи этого произведения с общим замыслом «Человеческой комедии» служит то обстоятельство, что около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях Бальзака: Растиньяк, Бьяншон, виконтесса де Босеан, Жак Колен (Вотрен) и другие.

В-четвертых, в романе переплетаются две сюжетные линии: всепоглощающая отцовская любовь Горио и образ Эжен Растиньяка.

 

 

Особенности позднего творчества Диккенса. Роман «Домби и сын».

 

Роман «Домби и сын» – произведение многогеройное, в то же время, создавая его, автор использовал новый для него принцип организации художественного материала. Если предыдущие романы Диккенс строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Диккенс отходит от излюбленной им манеры организации сюжета как линейного движения, развивает несколько сюжетных линий, возникающих из собственных противоречий, но переплетающихся в одном центре. Им становится фирма «Домби и сын», ее судьба и судьба ее владельца: с ними связана жизнь владельца лавки судовых инструментов Соломона Джилса и его племянника Уолтера Гей, аристократки Эдит Грейнджер, семейства кочегара Тудля и др.

«Домби и сын» – роман о «величии и падении» Домби, крупного лондонского негоцианта. Характер, на которых сосредоточено основное внимание автора, – мистер Домби. Как бы ни было велико мастерство Диккенса в изображении таких персонажей, как управляющий формы «Домби и сын» Каркер, дочь Домби Флоренс и рано умерший маленький сын его Поль, жена Домби Эдит или ее мать миссис Скьютон, – все эти образы в конечном счете развивают основную тему – тему Домби.

«Домби и сын» – прежде всего антибуржуазный роман. Все содержание произведения, его образный строй определяется пафосом критики частнособственнической морали. В отличие от романов, названных именем главного героя, это произведение имеет в заголовке название торговой фирмы. Тем самым подчеркивается значимость этой фирмы для судьбы Домби, указывается на те ценности, которым поклоняется преуспевающий лондонский коммерсант. Автор не случайно начинает произведение с определения значения фирмы для главного героя романа: «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли нести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом... Реки и моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду, ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таким образом, фирма «Домби и сын» становится образом – символом буржуазного преуспеяния, которое сопровождается утратой естественных человеческих чувств, своеобразным смысловым центром романа.

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». В своей гордыне Домби утрачивает нормальные человеческие чувства. Культ бизнеса, которым он занимается, и сознание собственного величия превращают лондонского коммерсанта в бездушный автомат. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей – служение фирме. Слова «должен», «сделать усилие» – главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель, как первая жена Домби Фанни, не сумевшая «сделать усилие».

Идейный замысел Диккенса раскрывается в «Домби и сыне» по мере того, как развиваются характеры героев и развертывается действие.

Художественная манера Диккенса в «Домби и сыне» по-прежнему представляла соединение различных художественных приемов и тенденций. Однако юмор и комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступая в обрисовке второстепенных действующих лиц. Главное место в романе начинают занимать углубленный психологических анализ внутренних причин тех или иных действий и переживаний героев.

Значительно усложняется повествовательная манера писателя. Она обогащается новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями. Более сложность становится психологическая характеристика персонажей, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов.

Мастерство портретных и психологических характеристик очень высоко в «Домби и сыне», и даже комические второстепенные персонажи, лишившись гротескных и комических черт, свойственных героям первого периода, изображаются писателем как хорошо знакомые читателям люди, которых можно бы выделить в толпе.

Общий тон повествования в романе оказывается совершенно иным, чем в созданных ранее произведениях. «Домби и сын» – первый роман Диккенса, лишенный оптимистической интонации, которая была так характерна для писателя раньше. Здесь нет места тому безграничному оптимизму, который определял характер произведений Диккенса. В романе впервые прозвучали мотивы сомнения, неопределенной, но щемящей печали.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.