Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения

 

Примерные вопросы

 

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация.

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли.

3. Социальная мобильность.

4. Социальные нормы. Социальное поведение.

5. Этнические общности. Межнациональные отношения.

6. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака.

7. Ребенок в семье. Права ребенка.

8. Социальный конфликт и пути его разрешения.

9. Социальное законодательство, социальная политика.

 

 

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого нера­венства, их мнения расходятся. Изучая процесс стра­тификации в обществе, К. Маркс назвал таким кри­терием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним соци­альный престиж и принадлежность субъекта к поли­тическим партиям, к власти. Питирим Сорокин счи­тал причиной стратификации неравномерность рас­пределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что соци­альное пространство имеет и множество иных крите­риев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, рели­гиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социаль­ные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением пер­вых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), по­степенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа со­циальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации яв­ляется рабство, возникшее еще в древности и в неко­торых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет ни­каких прав и считается собственностью хозяина (го­ворящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху ра­бовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации сле­дует признать кастовый строй. Кастой называют та­кую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невоз­можен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества яв­ляется Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различ­ных частей бога Брахмы:

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые не­прикасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют со­словия. Сословие - это группа людей, которая обла­дает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегирован­ные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духо­венство (во Франции их так и называли - первое со-словие и второе сословие) ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лени­ным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распола­гают». Классовый подход нередко противопоставля­ют стратификационному, хотя на самом деле классо­вое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в общест­ве выделяют в качестве основных следующие клас­сы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура пред­ставляет собой совокупность всех функционирую­щих социальных общностей, взятых в их взаимодей­ствии, в ней могут быть выделены следующие эле­менты:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:

высший, средний и низший. В экономическираз­витых странах второй уровень является преобладаю­щим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находит­ся также иерархически упорядоченная совокуп­ность различных социальных слоев. Человек, зани­мающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на ка­ком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их проме­жуточное положение во многом определяется неспо­собностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих со­циальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его пе­ремещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптиро­ваться к новой социокультурной среде той стра­ты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей на­столько устойчива, что не поддается вытеснению но­выми нормами, принципами, правилами. Их поведе­ние отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредска­зуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в ре­зультате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в эконо­мическом базисе современного российского общест­ва, повлекли за собой серьезные изменения в его со­циальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоре­чивостью, неустойчивостью и склонностью к сущест­венным изменениям. К высшей страте (элите) сего­дня могут быть отнесены представители государ­ственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвали­фицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных про­фессий, занятые трудом средней и низкой квалифи­кации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государствен­ных и муниципальных учреждениях). Следует отме­тить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограничен­ный характер, что может стать одной из предпосы­лок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры сов­ременного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на бо­гатых и бедных, углубление социальной и имущест­венной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка моз­гов»).

В целом можно сказать, что основными критерия­ми, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

 

 

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли

Статусэто определенная позиция в социаль­ной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в про­цессе взаимодействия с другими индивидами каж­дый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный ста­тус.

Социальным статусом называется общее поло­жение личности или социальной группы в общест­ве, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предпи­санные и приобретенные (достигнутые). К первой ка­тегории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — про­фессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Этаиерархия формируется под

влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является не-обоснованно завышенным или, наоборот, занижен­ных, обычно говорят, что имеет место утрата равно­весия статусов. Общество, в котором наблюдается по­добная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функциони­рование. От престижа необходимо отличать автори­тет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего ока­зывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большин­ство качеств, которыми он обладает, а также пред­сказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоци­ируемое с тем статусом, который он имеет, приня­то называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый обра­зец поведения, признанный целесообразным для лю­дей данного статуса в данном обществе. Фактиче­ски роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситу­ации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, напри­мер, в военных организациях, другие весьма рас­плывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законода­тельном акте), так носить и неформальный харак­тер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей

эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он иг-рает в обществе. Их совокупность называется роле-вой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации со­циальных ролей. Среди последних, как правило, вы­деляют так называемые основные (базисные) соци­альные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она за­нимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автоно­мию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к уни­фикации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социаль­ных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осу­ществить выбор путей его исполнения самой лич­ности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситу­ация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

 

3. Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется переме­щение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рам­ках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурны­ми изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом ин­дустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей ра­бочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и вну-трипоколенная. Межпоколенной мобильностью на­зывают перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и группо­вую. Про индивидуальную мобильность говорят, ког­да перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мо­бильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс фе-

одалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факто­ров социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности явля­ется образование. Оно играло решающую роль в про­цессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претен­довать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности явля­ется также социальный статус семьи, к которой при­надлежит человек. Многие семьи различными спосо­бами — от браков до поддержки в деловой сфере — помогают продвижению своих членов в более высо­кие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобиль­ности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно,

и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приво­дят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются бо­лее престижными.

Кроме экономических изменений усилению про­цесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене эли­ты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних создает извест­ный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейши­ми из которых являются такие социальные инсти­туты, как армия, семья, школа, церковь, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала, обес­печивающего вертикальную мобильность как в во­енное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбро­сти.

Церковь в прошлом была вторым после армии ка­налом вертикальной мобильности, особенно в отно­шении средней страты. В результате запрета католи­ческому духовенству жениться исключалась переда­ча церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполня­лись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в пери­оды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в сов­ременном мире являются школы. Получение обра­зования в наиболее престижных школах и универ­ситетах автоматически обеспечивает человеку при­надлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобиль­ности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX — начале XX в. в России достаточно распро-

страненным явлением был бракобедневших, но ти­тулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого бра­ка оба партнера продвигались по социальной лест­нице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подго­товлен к быстрому усвоению новых для него образ­цов поведения и образа жизни. Если же он не смо­жет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

«своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикаль­ной мобильности является собственность, как прави­ло, в виде денег — одного из самых простых и дейст­венных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе по­рождает ряд явлений, как позитивных, так и нега­тивных.

Продвижение индивида вверх способствует реали­зации его личных качеств. Если же движение проис­ходит вниз, то оно помогает выработке у человека бо­лее реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социаль­ная мобильность предоставляет возможности созда­ния новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежнос­ти, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет сво­им следствием напряженность в отношениях с окру­жающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, бо­лее дорогой машины, переезд в другой, более пре­стижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (из­менение манеры общения, усвоение новых словес­ных оборотов, новые способы проведения досуга и

т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того соци­ального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия со­циальной мобильности сказываются не только на ин­дивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллек­туальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; переме­щение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя ин­дивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих инди­видов так называемое статусное беспокойство — ведь изменение статуса может произойти и в худшую сто­рону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социаль­ных группах, например, в семьях, в которых родите­ли принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

 

4. Социальные нормы. Социальное поведение

В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще-

ственными отношениями. Значительная часть обще-ственных отношений характеризуется противоречи-выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглажива­ния возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма ука­зывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим со­бой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные

нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе^ обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос-ти людей. Социальные нормы складываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мере со­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы, имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы

своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, о справедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед-шие в привычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торые выражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезные формы поведе­ния. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения, установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­ла поведения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленные церковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уста­вленные или санкционированные государством,

церкви

вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация ко­торых обеспечивается авторитетом и принудитель­ной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не

одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием обществе они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом соци­альных норм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенников на охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др. Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­ских действий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет — фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и ре­лигии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появ­ляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регулято­ров.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают кор­поративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего ха­рактера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуют непрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санк-ционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации. Санкционирован-ность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных норм имеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается ре­акция общества или социальной группы на поведе­ние индивида в общественно значимой ситуации. По

своему содержанию санкции могут быть позитив-ными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и нефор-мальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм ли бо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует тре­бованиям социальных норм. Иногда подобные откло­нения могут иметь позитивный характер и приво­дить к положительным последствиям. Так, извест­ный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представ­ление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному из­менению, раскрывая альтернативы уже существую­щим нормам. Однако в большинстве случаев об от­клоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным пове­дением подразумеваются такие отклонения, кото-, рые не влекут за собой уголовного наказания, не яв­ляются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое назва­ние - деликвентное (буквально - преступное) пове­дение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, са-моубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые-социологи обратили внимание на то, что и де-виантное и деликвентное поведение широко рас­пространяются в обществах, переживающих транс­формацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может при­обретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведе­нию является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конеч­ном счете основной задачей нормативного регулиро­вания и социального контроля является воспроиз­водство в обществе именно конформистского типа по­ведения.

 

5. Этнические общности. Межнациональные отношения

Наряду с классами, сословиями и другими группа­ми социальную структуру общества составляют и ис­торически сложившиеся общности, называемые эт­ническими. Этносыэто большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознани­ем нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народнос­ти и нации.

Нацияэто исторически высшая форма этно­социальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, ис торического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует по нимать компактность проживания нации.

Предстанители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем чле­нам нации. У каждой нации свои фольклор, обы-чаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность осознает свою национальную идентич­ность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.

Особую роль среди признаков нации играет общ­ность экономической жизни. На основе развития то­варно-денежных отношений разрушается натураль­ная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут эконо­мические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.

Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут ис­торию наций с древнейших времен. Им предшест­вуют племя и народность. Главную роль и образо­вании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью террито­рии.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них яв­ляются нациями. В составе современной Россий­ской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

В современном мире просматриваются две взаимо­связанные тенденции. Одна проявляется в экономи­ческом, культурном и даже политическом сближе­нии наций, разрушении национальных перегородок, педет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское со­общество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести националь­ную самостоятельность, противостоять экономиче­ской, политической и культурной экспансии сверх­держав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключи­тельности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая револю­ция также требует углубления кооперации различ­ных государств. Но даже в развитых странах (Кана­де, Испании, Великобритании) сохраняет свою остро­ту национальный вопрос.

Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их само­определении и преодолении этнического неравен­ства.

Корни национального вопроса — в неравномер­ности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и мо­гущественные государства покоряли слабые и отста­лые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже ге­ноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в ко­лониальные страны. Одновременно началась борь­ба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.

Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, со-

циальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохра-няющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых националь­ных обид являются питательной почвой многочис­ленных межнациональных конфликтов.

Степень их остроты во многом зависит от характе­ра требований национального меньшинства. Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Ис­пании выступают за создание собственных незави­симых государств, поэтому межнациональный кон­фликт вылился здесь в многолетнее кровавое во­оруженное противостояние. Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы-католики требу­ют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, напри­мер культурной автономии или установления под­линного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы на­ционального противостояния.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Яку­тия) националистические силы взяли курс на отделе­ние от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингуш-ский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе тер­ритории, отобранные у них еще в годы Великой Оте­чественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и прави­тельству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории Рос­сии был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федераль­ные власти не признали самопровозглашенное го-сударство. но долгое время не предпринимали ни­каких мер для нормализации ситуации. В декаб­ре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного по­рядка». Отряды сепаратистов встретили федераль­ные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения в нескольких российских регионах. Правительство оказалось неспособным разрешить кризис военным путем, вызвав волну протеста как в России, так и за рубежом. Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии и неподготовленность командования феде­ральными силами к руководству военными дейст­виями в горных районах. Банкротство подобной стратегии сделало необходимым мирное урегули­рование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руко­водство Российской Федерации и сепаратисты до­говорились о прекращении военных действий и вы­воде федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о по­литическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. за­хватить ряд районов Дагестана началась вторая че­ченская кампания. В течение осени 1999 — весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международ­ными правозащитными организациями (так, Парла­ментская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории республики (за исключением горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи поли­тического урегулирования: восстановление эконо­мики Чечни, создание органов новой власти (в соот-

ветствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократиче­ских выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных респуб­лик, а ныне независимых государств, русскоговоря­щее население оказалось на положении националь­ного меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются диск­риминационные законы о гражданстве, о государ­ственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не пред­принимали адекватных мер по защите наших сооте­чественников.

Большую проблему представляют многочислен­ные русские беженцы из Средней Азии, Закавка­зья, Казахстана, вернувшиеся на родину из райо­нов военных конфликтов и национальной нетерпи­мости.

При решении межнациональных конфликтов не­обходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех уча­стников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей

ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спор­ных проблем.

 

 

1. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осу­ществляющих воспроизводство населения и преем­ственность семейных поколений, а также социали­зацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным инс­титутом, и малой группой. Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или фор­ма социальной практики, посредством которых ор­ганизуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социаль­ной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объеди­нены общей деятельностью и находятся в непосред­ственном личном общении с друг другом, что явля­ется основой для возникновения как эмоциональ­ных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализа­ции, является проводником тех ценностей и норм по­ведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчи­ны с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии,

имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их де­тей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспеци­фические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функ­ции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридиче­ском смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имуще­ственные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Феде­рации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный ко­декс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Рос­сийской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиоз­ным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Оте­чественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюде­нии брачующимися ряда условий, установленных за­коном. Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие ко­торых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возмож­ность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установ­лены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, всту­пающими в брак. Близкими родственниками призна­ются: родственники по прямой восходящей и нисхо­дящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочере­ния между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы од­ного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в кото­ром они подтверждают взаимное добровольное со­гласие на заключение брака, а также отсутствие об­стоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении меся­ца со дня подачи заявления. Однако законом преду­смотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае - не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается

органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территорииРоссийской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которыхбрак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т. е. такого бра­ка, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его за­ключения. Однако если к моменту рассмотрения де­ла о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствова­ли его заключению, то суд может признать брак дей­ствительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. По­следними, согласно Семейному кодексу РФ, являют­ся смерть или объявление одного из супругов умер­шим, а также расторжение брака в установленном за­коном порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих слу­чаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, не­дееспособным или осужденным за совершение пре­ступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовер-шеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о рас-торжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов граж-данского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака произво­дится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершенно­летних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторже­ния брака в органах загса, хотя и не возражает про­тив такого расторжения (например, отказывается по­дать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время бере­менности жены и в течение года после рождения ре­бенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примире­нию супругов. Для такого примирения судом назна­чается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по при­мирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторже­нии брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на растор­жение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после раз­вода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, на­ходящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить согла­шение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истече­нии месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения бра­ка в книге регистрации актов гражданского состоя­ния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистра­ция расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

 

 

2. Ребенок в семье. Права ребенка

Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. Давно известно, что для нормаль­ного, полноценного развития ребенка семья жизнен­но необходима: семейное воспитание является на­илучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никаки­ми другими социальными институтами или общест­венными учреждениями. Существенное влияние на

формирование личности ребенка оказывает атмосфе-ра внутри семьи.

Социологи выделяют три достаточно устойчивых варианта семейного воспитания:

1) детоцентристское, сутью которого является по-зиция всепрощения по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним;

2) профессионалистское, в рамках которого наблюдается своеобразный отказ родителей от воспита-ния детей под предлогом того, что этим должны за­ниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах;

3) прагматическое, т. е. воспитание, целью кото­рого является выработка у детей «практичности», умения «устраивать свои дела», ориентация их прежде всего на получение непосредственной матери­альной выгоды.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодатель­ства.

Определение понятия «ребенок» содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ: ребенком является ли­цо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолет­них детей посвящена отдельная глава кодекса. Ос­новная цель этой главы — не допустить дискрими­нации ребенка в семейных отношениях. Другим документом, закрепляющим права детей, служит Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., участ­ницей которой Россия является с 1990 г. Конвенция представляет собой часть российской правовой систе­мы, хотя ее нормы и не были инкорпорированы во внутреннее законодательство и подлежат непосредст­венному применению. Конвенция рассматривает ре­бенка как самостоятельную личность, наделенную рядом прав и способную в той или иной степени осу­ществлять и защищать эти права. Такой же подход к проблеме прав ребенка закреплен и в нормах Семейного кодекса РФ.

Ст. 47 Семейного кодекса РФ гласит, что основа шгем возникновения родительских правоотношений является происхождение детей от родителей, уста-новленное в законном порядке. Документами, удос-товеряющими происхождение, являются запись лиц в качестве отца и матери ребенка в органах загса и свидетельство о рождении ребенка. Независимо от того, родился ли ребенок в зарегистрированном араке или вне его. он обладает всеми правами, пре­доставленными ему семейным законодательством. Каждый ребенок в соответствии с конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности. Инди­видуализирующими признаками являются имя, фа­милия, гражданство, семейные связи.

Имя дается ребенку по соглашению между родите­лями. При этом родители вправе дать ребенку любое имя, которое они пожелают. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени и фамилии ребенка, спор между ними разрешается ор­ганами опеки и попечительства. Отчество ребенка определяется именем отца. Фамилия ребенка опреде­ляется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка реша­ется по соглашению между ними, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации.

Если отцовство в отношении ребенка не установле­но, то имя ребенку дается по указанию матери, отче­ство присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери.

Родители вправе изменить имя и фамилию ребен­ка только до достижения им 16-летнего возраста. Причем, если ребенок достиг возраста 10 лет, измене­ние его имени или фамилии невозможно без его со­гласия — это положение является важнейшей гаран­тией права ребенка на сохранение своей индивиду­альности. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для из-

менения имен и фамилий, ходатайствовать об их изменении.

Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не содержит указа-ния на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В конвенции закрепле-но положение, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достиг­нет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение по лю­бым вопросам, затрагивающим его интересы. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбира­тельства, непосредственно его касающегося. В зави­симости от возраста ребенка его мнению придается разное правовое значение.

Другим важнейшим правом ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Это право прежде всего заключается в предоставлении ребенку возможности жить и воспитываться в семье.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, ког­да это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на тер­ритории различных государств. В соответствии со ст. 10 конвенции государства-участники обязаны содей­ствовать воссоединению разъединенных семей. Ребе­нок имеет право, насколько это возможно, знать сво­их родителей. Это право может быть ограничено в ря­де случаев, когда получение сведений о родителях не представляется возможным (например, ребенок был найден).

Ребенок имеет право на заботу со стороны родите­лей, обеспечение интересов и уважение его человече­ского достоинства. Ребенок вправе общаться со своими родителями, в том числе и отдельно, если онипре­кратили супружеские отношения.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (арест, болезнь, несчастный случай), имеет право на общение с родителями и иными родственниками. От­каз в контакте с близкими возможен только при на­личии серьезных оснований.

Имущественные права ребенка регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, ро­дители не имеют права собственности на имущество детей. Однако если они проживают совместно, то вправе владеть и пользоваться имуществом друг дру­га по взаимному согласию. Никакого особого право­вого режима для собственности родителей и детей не существует.

Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребенок имеет право на получение от родителей и других род­ственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов. Право соб­ственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям или лицам, их заменяющим. Они должны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка. Иногда родитель, выплачивающий алименты, счита­ет, что они расходуются другим родителем не по на­значению. В этом случае родитель-плательщик впра­ве обратиться в суд с требованием о зачислении али­ментов (но не более чем 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.

Гражданское законодательство определяет и пра-во ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Оно зависит от возраста ребенка и, следовательно, от объема его дееспособности. При

управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но подкреплены санкциями за их нарушение. Гарантией их осуществ­ления является право ребенка на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Ст. 56 Семейного кодекса РФ закрепляет положе­ние, согласно которому обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечитель­ства.

Несовершеннолетний, признанный в соответст­вии с законом полностью дееспособным до дости­жения совершеннолетия, имеет право осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на за­щиту.

В Семейном кодексе закреплено право ребенка не­посредственно обращаться за защитой от злоупо­треблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образова­нию ребенка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в орга­ны опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ре­бенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или за­конных представителей непосредственно обратиться в суд.

Однако часто дети, страдающие от злоупотребле­ний со стороны родителей, не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть факты таких злоупотреблений из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим законом установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

 

 

3. Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представля­ют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, органи­зации и отдельные личности с реально или предпо­ложительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно при­чин и сущности конфликтов, возникающих в обще­стве.

Основателем конфликтологической традиции в со­циологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявле­ние процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать рево­люционного пути разрешения конфликтов и отда­вал предпочтение эволюционному развитию челове-чества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конф­ликт — всего лишь временное состояние, периодиче­ски возникающее в обществе, и что это состояние мо­жет быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим форма­циям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататор­скими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства про­изводства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре проле­тариата, которая представляет собой переход к бес­классовому (т. е. социально бесконфликтному) обще­ству.

Большое внимание теории социального конфлик­та уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конф­ликты в обществе неизбежны, так как они пред­определены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой при­сущи процессы ассоциации (объединения) и диссоци­ации (разъединения), господства и подчинения. Зим­мель считал,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
http://www.governing.com/columns/eco-engines/gov-why-does-our-infrastructure-resemble-third-world.html | по служебно-боевой подготовке




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.