Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция и эффективность






В условия монополической кон-ции свободной вхождение в отрасль и нулевая экон.прибыль в долгоср.периоде создают видимость эффективного распределения и исп-ния ресурсов. Многообразие товаров, отвечающее индивидуал.запросам покупателей, намного предпочтительнее, нежеди однообразная продукция, производимая в большом объеме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения оптимальности по Парето рынок монополистической конк-ции неэффективен, поскольку не выполняется условие производства с мин.издержками. Рыночный механизм в отраслях с монопол.конкуренцией проигрывает сравнение с рынком совершенного конкурента. Во 1ых, в условиях соверш.конк-ции достигается эффективность и потребители получают наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую допускают имеющиеся издержки (Р=АТС). Это означает, что производство товара осуществляется с наимен.затратами. Во 2ых, создаются условия для эффективного распределения ресурсов. В 3их благодаря свободному переливу ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность их использования в случае нарушения равновесия. Для того чтобы реализовать преимущество на рынке, даваемое дифференциацией своей продукции, и максимизировать прибыль, фирмы –монопол.конкуренты должны сокращать выпуск продукции и увеличивать цену

Недогруженные производственные мощности, а также потребители, «наказанные» за эту недогрузку ценами, превышающими конкурентный уровень, составляют издержки монополистической конкуренции. К этим издержкам необходимо добавить затраты, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда производитель стремится убедить потребителей в преимуществах своего товара, его отличиях от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки изобилуют товарными знаками, брэндами известных и не очень компаний. Все они в борьбе за потребителя не скупятся на рекламу, разработку новых товаров и совершенствование уже выпускаемых.

 

 


 

№29 Неценовая конкуренция и реклама.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем;

 


 

№30 Понятие олигополии и её основные черты. Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства олигополии: 1)Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов. 2)Очень высокие барьеры для вступления в отрасль. 3)Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию.4)Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. 5)Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов. 6)Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке. 7)В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

 

№31 Типология моделей олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей:

1)Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках: а)на рынке присутствуют только две фирмы; б)каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. 2) Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии фирма оценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент.

 


 

№32 Ценообразование и производство в условиях олигополии: а)в краткосрочном периоде. Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям. Б) в долгосрочном периоде. Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.

 

№33 Ценообразование и производство в условиях олигополии в долгосрочном периоде. Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.

 


 

№34 Олигополия и эффективность. Фирма-олигополист также реагирует на колебания цен на экономические ресурсы. Однако об изменении спроса на готовую продукцию она судит по изменениям продаж при временно фиксированной - “администрируемой” цене. Это означает, что фирмы-олигополисты, назначив цены, не меняют их каждый раз, когда происходит изменение спроса. Изменения спроса проявляются прежде всего в колебании объема продаж этих фирм. Разумеется, фирмы-олигополисты время от времени меняют цены, но это происходит через большие промежутки времени и на достаточно большую величину. По мнению экономистов, при перераспределении экономических ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует практически столь же гибко, как и при совершенной конкуренции. Однако может ли олигополия в конечном счете обеспечить наилучший набор товаров и услуг в экономике.

 

 


 

№35 Проблемы монополизма в РБ. Достаточно высокая степень монополизации отдельных отраслей белорусской экономики является результатом целенаправленной деятельности органов государственного управления по созданию барьеров для деятельности частнопредпринимательских структур и ограничению импорта из других стран. Именно заинтересованность центральных органов управления в обеспечении высокой степени монополизации национальной экономики приводит к тому, что традиционные меры антимонопольной политики в условиях Республики Беларусь не приносят ожидаемых результатов. Высокая степень монополизации экономики снижает возможности объективной оценки эффективности функционирования предприятий, что серьезно понижает общую эффективность хозяйствования в стране. Это делает отечественные товары менее конкурентоспособными, что снижает в частности размер валютных поступлений в страну. В интересах национальной экономики Республики Беларусь целесообразно вернуться к проведению антимонопольной политики, что позволит использовать более объективные цены и реально оценивать вклад в валовой внутренний продукт как государственных предприятий, так и предпринимательских структур. Развитие конкуренции между товаропроизводителями следует осуществлять в первую очередь через формирование и поддержку отечественных предпринимательских структур, которые вынудят государственные предприятия работать эффективнее. Создание условий реальной конкуренции возможно только в случае введения жестких бюджетных ограничений. Для этого государственные предприятия-монополисты должны быть лишены доступа к субсидиям, освобождениям от налогов, дешевым кредитам, которые позволят им конкурировать без повышения эффективности.

 

 


 

№36 Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в РБ.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы: 1)определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

2)правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

3)порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

4)порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках.Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

 

 


 

№37 Общая характеристика рынков производственных ресурсов. К производственным ресурсам промышленных предприятий относятся следующие их виды: 1)природные ресурсы (земля, недра, вода и др.); 2)оборотные средства, в т.ч. материальные ресурсы; 3)трудовые ресурсы (человеческие ресурсы с их способностью производить блага); 4)капитал (источник собственных средств предприятия); 5)предприимчивость (предпринимательская способность людей к организации производства товаров и услуг); 6)результаты научно-технического прогресса.

В рыночной экономике каждый из отдельных видов ресурсовимеет свой рынок (рынок материалов, включает рынки топлива, металла, сырьевых ресурсов, а рынок труда включает рынки работников разных специальностей и т.д.). Потребителями производственных ресурсов являются преимущественно предприятия, осуществляющие производство различных благ. Под ограниченностью ресурсов понимается недостаточность имеющихся в распоряжении субъектов экономического оборота природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Эффективность традиционной экономической системы определяется практикой использования редких ресурсов.

 


 

№38 Условия равновесия максимизации прибыли фирмы на рынке ресурса.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства. Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки. Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.Максимальная прибыль достигается в двух случаях: а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС). Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам. Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль. Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу.

 

 


 

№39 РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

Термином труд также обозначают трудовые ресурсы – важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран. В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Функции рынка труда:

• обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

• обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

• согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

• стимулирование работников и работодателей:

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

В современной неоклассической модели рынка труда расходы домохозяйств на образование рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал по аналогии с инвестициями фирм в машины и оборудование. Заработная плата выступает как прибыль на эти вложения. Согласно неоклассической модели цена труда гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Домохозяйства инвестируют в квалификацию до тех пор, пока норма прибыли на эти вложения не начинают понижаться. Если на рынке труда достигнуто ценовое равновесие, то безработица невозможна. Кейнсианская модель предлагает иную трактовку механизма функционирования рынка труда. По мнению Кейнса, ставка заработной платы является жесткой величиной. Спрос на труд зависит не от уровня заработной платы, а от объема производства в обществе, который в свою очередь определяется величиной совокупного спроса. Существует вынужденная безработица, обусловленная недостаточным совокупным спросом. С помощью понижения заработной платы стимулировать повышение совокупного спроса, а, следовательно, и занятости, невозможно. Увеличение спроса на рабочую силу является результатом мероприятий государства, стимулирующих рост совокупного спроса в стране.

 


 

№40 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции.

Рынок труда — это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение труда, обеспечивается распределение труда и определяются цены на различные виды трудовой деятельности. Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями – размером заработной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (МКРl) сравняется с величиной заработной платы.Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.Кривая предложения труда (Sl) показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалификационный состав работников и др.

 

 


 

№41 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Монополия на рынке труда. Здесь соперничество ведет, естественно, к приближению уровня заработной платы к равновесной цене труда (в точке Р на графике). Это означает, что конкуренция выступает уравнительницей заработков. В национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работникам определенной профессии с равным уровнем образования и квалификации. Проще говоря, рынок труда утверждает принцип: равная оплата за равный труд.Монопсония— это рынок труда, на котором (при наличии многочисленных работополучателей) господствует единственный работодатель, диктующий ставку заработной платы. Как правило, монопсонист снижает численность занятых, что обеспечивает ему дополнительное получение прибыли. Двойная монополия фирмы означает еще большее сокращение занятости и заработной платы.Как правило, в условиях двойной монополии профсоюзы и предприниматели стремятся заключить коллективные соглашения, которые представляют собой взаимный компромисс. Неуступчивость предпринимателей может обернуться забастовкой, если проявит излишнюю жесткость профсоюз, то у предпринимателей также имеется средство давления – угроза локаута (массового увольнения рабочих). Сколь быстро профсоюз и предприниматели придут к соглашению, зависит от спроса на труд и его предложения, наличия ресурсов–заменителей труда, способности фирм перекладывать рост издержек производства на потребителей товаров и услуг, решимости профсоюза прибегнуть к забастовке, а предпринимателей – к локауту.

 

 


 

№42 Формы и системы заработной платы. Под системой оплаты труда понимается способ исчисления разме­ров вознаграждения, подлежащего выплате работникам, в соот­ветствии с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами. Существует две основные системы зара­ботной платы работников, соответствующие двум основным применяе­мым на практике формам учета затрат труда — повременную и сдель­ную, а также дополнительную — премиальную, которая применяется при достижении заранее установленных показателей, в сочетании с какой-либо основной. Выбор системы оплаты труда зависит от особен­ностей технологического процесса, форм организации труда, требо­ваний, предъявляемых к качеству продукции или выполняемой рабо­те, состояния нормирования труда и учета трудовых затрат. При повременной оплате труда величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих промышленных предприятий чаще всего устанавливаются часовые ставки. Дневные тарифные ставки применя­ются в тех отраслях промышленности, где основой нормирования труда выступают сменные нормы выработки (например, в угольной промыш­ленности). Труд рабочих — повременщиков может оплачиваться по среднегодовым месячным тарифным ставкам, рассчитанным на основе часовых ставок. Необходимость применения часовой или месячной тарифной ставки, рассчитанной на основе часовой, определяется администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, исходя из конкретных производственных ус­ловий. Введение месячных тарифных ставок должно быть тесно связано с разработкой месячных нормированных заданий. При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит, по общему правилу, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он исчисляется с помощью сдельных рас­ценок, норм выработки, норм времени. При решении вопроса о вве­дении сдельной оплаты труда необходимо реально оценить, имеется ли возможность установить количественные показатели выработки (вы­полняемых работ) и их учет, обеспечить должное нормирование труда, Увеличить выработку продукции без изменения технологического про­цесса, контролировать качество продукции.

 

 


 

№43 Особенности функционирования рынка труда в РБ. Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения


 

№44 Рынок капитала и его структура. Развитие капиталистических экономических отношений обусловило дальнейшее исследование категории капитала: появление новых концепций и трактовок. Можно выделить различные подходы к определению данной категории, но наибольшее число сторонников имеют два направления, характеризующие капитал как совокупность средств производства или как денежную сумму, используемую в хозяйственных операциях с целью получения дохода. В связи с неоднозначностью трактовки категории «капитал» существует также проблема определения понятия «рынок капитала». В зависимости от того, что выступает объектом взаимоотношений продавцов и покупателей на рынке, в дальнейшем нами выделяются два возможных варианта трактовки этого понятия. Первый. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т. п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынка факторов производства. Основными субъектами рынка капиталов являются сфера бизнеса и сфера хаус-холда. Спрос на капитал на рынке факторов – это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов.

На рынке факторов производства домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства.

В связи с тем, что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи).

Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала.

 


 

 

№45 Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Ссудный капитал представляет собой капитал в денежной форме, который выдается предпринимателям на определенный срок и за определенную плату в виде процента. Во всех странах мира предоставление в долг и выплата за это процентов превратилась в одну из первооснов хозяйственной деятельности. Историческим предшественником ссудного капитала было ростовщичество, получившее широкое распространение еще в рабовладельческом обществе. Ростовщики предоставляли деньги простым людям для того, чтобы те уплачивали старые долги и покупали товары, а господствующей знати - для строительства дворцов, покупки предметов роскоши, покрытия карточных и других долгов. Ростовщичество с его высокими процентами препятствовало развитию капиталистической экономики, поэтому новый класс предпринимателей повел упорную борьбу против него за снижение ссудного процента. Предприниматели, независимо от того, в каких видах деятельности они заняты, испытывают потребность в заемном капитале (в кредите) во время строительства хозяйственных объектов, освоения природных ресурсов, модернизации действующего производства, сезонного накопления производственных ресурсов, массовой закупки сырья. Крупное машинное производство отличается высокой капиталоемкостью и своих собственных средств для его освоения и ведения у предпринимателей не хватает. Тенденция к значительному увеличению заемных средств в финансировании хозяйства особенно заметна сейчас в затратах.

 


 

 

№46 Краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Одним изоснованием деления инвестиций на виды выступает их продолжительность, в соответствии с этим критерием различают долгосрочные и краткосрочные инвестиции (иногда встречаются среднесрочные инвестиции). По срокам погашения инвестиционные кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет); государственные эмиссионные ценные бумаги подразделяются по сроку действия на краткосрочные (со сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 10 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет). Однако законодательством большинства развитых стран определяется, что срок краткосрочных инвестиций истекает в течение года, а долгосрочные инвестиции рассчитаны на срок более года или вообще не ограничены каким-либо сроком.

Краткосрочные инвестиции – это инвестиции компании в легкореализуемые рыночные ценные бумаги с целью помещения временно свободных денежных средств на срок менее 1 года (или операционного цикла, в зависимости от того, что продолжительнее). В балансе отражаются в составе текущих (оборотных) активов. Краткосрочные инвестиции должны удовлетворять двум условиям: 1) эти ценные бумаги могут быть легко реализованы на рынке в любой момент; 2) при необходимости погашения краткосрочных обязательств эти ценные бумаги превращаются в денежные средства в течение 1 года.В отличие от краткосрочных долгосрочные инвестиции представляют собой помещение средств на срок более 1 года либо с целью получения дополнительной прибыли, либо с целью приобретения влияния на компанию, ценные бумаги которой покупаются, либо по причине того, что такое вложение средств является более выгодным по сравнению с организацией собственных операций в этой области. Долгосрочные инвестиции отражаются в балансе отдельной строкой между оборотными активами и необоротными активами или включаются в состав необоротных активов. К долгосрочным относят следующие виды инвестиций: 1) инвестиции в ценные бумаги; 2) инвестиции в ценные бумаги, дающие право собственности (привилегированные и обыкновенные акции); 3) инвестиции в долговые обязательства других компаний (облигации, долгосрочные векселя, закладные); 4) инвестиции в материальные необоротные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности, а предназначены для перепродажи, будущего использования или держатся с целью будущего увеличения их стоимости.

 


 

 

№47 Рынок ценных бумаг. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся:

1)коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

2)ценовая функция, т.е. обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.3)информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках; 4)регулирующая функция, т.е. создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие: 1)перераспределительную функцию; 2)функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки: 1)первичный и вторичный; 2)организованный и неорганизованный; 3)биржевой и внебиржевой; 4)традиционный и компьютеризированный; 5)кассовый и срочный.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги. Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг. Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка. Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

 


 

№48 Особенности формирования и функционирования рынка капитала в РБ. На данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в финансовом рынке, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно-фондовой биржи, никто не воспринимает финансовый рынок как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Дело в том, что реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы фондового рынка. Также следует отметить, что сегодня белорусские банки являются только расчетно-кассовыми центрами. Их операции – это выдача кредитов, принятие и выплата денег, хранение средств вкладчиков, а функции настоящего банка – капитализация денежных потоков и размещение фондовых инструментов.

Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – ему постоянно приходится искать новые способы доходного вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие должно иметь возможность приобрести недостающий капитал на финансовом рынке. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал. Привлечение собственного капитала осуществляется предприятием путем эмиссии обыкновенных и привилегированных акций на так называемых первичных фондовых рынках. Деньги от реализации акций формируют уставный капитал предприятия. Однако в развитых странах наибольший объем сделок с ценными бумагами производится на вторичном рынке, где осуществляется свободная торговля ими. Там также имеет распространение эмиссия краткосрочных корпоративных облигаций. Но к такому способу приобретения краткосрочного капитала обычно прибегают только наиболее крупные компании,

для которых издержки эмиссии имеют незначительный удельный вес в сравнении с объемом привлекаемых ресурсов.

 


 

№49 Предпринимательская способность как фактор производства.

Данный фактор производства объединяет экономические ресурсы земли, капитала, труда в одном предприятии. Предпринимательство представляет собой совокупность способностей человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать разумные и последовательные решения, применять новшества и идти на оправданный риск.

Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. В наиболее развитых странах заработная плата образует большую часть доходов потребителей и оказывает существенное влияние на раз-мер спроса на потребительские товары и на их цены. Рента - это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого фиксировано. Ограниченность предложения земли является главной причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве. Процент - это факторный доход, который получает собственник капитала. Процент является платой за то, что владелец капитала предоставляет другим субъектам возможность сегодняшнего, текущего использования капитала. Прибыль - является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфичность его состоит в том, что предпринимательство, в отличие от капитала и земли, не осязаемо, а прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными издержками.

 

 


 

№50 Экономическая прибыль и ее источники. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.) Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др. Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

 


 

№51 Понятие природных ресурсов и их ограниченность. Роль природных ресурсов в экономике РБ. Природные ресурсы- это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека. Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Вследствие ограниченности ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно - технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса (например, глубина переработки нефти). Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины.двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.

 

 

№52 Рынок земли и особенности его функционирования. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю.

 

 

№53 Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

 

 


 

№54 Цена земли. Цена земли зависит от величины ренты, которую приносит земельный участок, и уровня ссудного процента. Поэтому Цена земли равна денежной сумме, которая, будучи положена в банк, приносит в виде процента доход, равный величине ренты, получаемой с данного участка земли. Т. о., Цена земли ставит частную собственность на землю в один ряд с капиталом, приносящим проценты или затраченным на приобретение акций. При покупке земли Цена земли отвлекает капитал от производственного использования, выступает как тормоз развития производительных сил. Цена земли повышается с увеличением ренты с данного земельного участка или со снижением банковского процента.

 

№55 Особенности рынка земли в РБ. В настоящее время земельная реформа в стране проводится недостаточными темпами. Основная причина этого - отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. По прогнозам белорусских ученыхаграрников, передача земли в частную собственность кроме индивидуального сектора экономики коснется в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств и экономически слабых колхозов и совхозов. Необходимость передачи земли в частную собственность подтверждается и следующими фактами. Кроме совершенствования правового аспекта в реформировании земельных отношений, у нас в стране существует еще ряд недостаточно решенных проблем относительно равноправного развития различных форм соб­ственности на землю. К ним относятся: 1)определение роли государства и созда­ние экономических условий для изъятия в его пользу земельной ренты; 2)совершенствование экономического механизма взимания платежей за владение, пользование и распоряжение землей: 3)повышение роли земельного кадастра и земельно-оценочных работ, 4)формирование рынка земли (недвижи­мости); 5)развитие ипотеки и других рыночных форм землепользования.В целом, для реального изменения сложившейся экономической ситуации в аграрном секторе Республики Беларусь необходимы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой социально-экономической системе на основе изменения характера земельных отно­шений, в частности форм собственности на землю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйственного механизма.

 

 

№56 Понятие частичного и общего эконом.равновесия. Под частичным равновесием понимается равновесие, складывающееся на отдельном рынке. При частичном равновесии не учитывается, как изменение цены одного блага влияет на цены других благ, и игнорируется возникающий при этом эффект обратных связей. Эффекты обратной связи - это последствия изменения цен и объемов благ на данном рынке в ответ на вызванные на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках. В реальной действительности все рынки находятся в тесном взаимодействии, в результате которого изменения в спросе или предложении на одном рынке влияют на равновесные цены и объемы реализации на всех рынках. Поэтому помимо анализа частичного равновесия требуется анализ общего равновесия.Общее равновесие - это система взаимосвязанных цен, обеспечивающая одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках. Общее экономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую функцию. Эффективность производства - это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний нельзя произвести больший объем одного блага, не жертвуя при этом возможностью производства некоторого объема другого блага. Понятие эффективности производства, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя избежание ущерба.

Эффективность производства достигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный чистый выигрыш от их применения. Эффективность производства выступает критерием успеха хозяйственной деятельности людей, применяющих ресурсы. Если достигнута эффективность производства, то никакое изменение методов производства или дальнейший обмен благами не приведет к дополнительному выигрышу.В качестве инструмента в анализе производства и распределения ресурсов в экономике, которые отвечают критерию эффективности производства, используется диаграмма (ящик, коробка) Эджуорта. Считается, что при данном предложении благ потребление является экономически эффективным, если уровень благосостояния одного лица можно улучшить только посредством понижения уровня благосостояния другого лица.Считается, что при данном предложении ресурсов наблюдается эффективное их размещение, если невозможно увеличить выпуск одного блага, не сократив одновременно выпуск другого блага.

 


 

№57 Общее конкурентное равновесие и эффективность. Эффективность в распределении.Состояние экономики называют эффективным в обмене, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других. Условие эффективности в обмене Кривая потребительских возможностей — совокупность точек, представляющих оптимальные по Парето варианты распределения заданного количества благ между двумя потребителями.Эффективность производства - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой: Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства Является важнейшим качественным показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др. К факторам, способствующим росту эффективности производства, относятся; ускорение научно-технического прогресса, использование в производстве достижений науки и передовых технологий; структурная перестройка хозяйства; освоение современного менеджмента; развитие специализации и кооперации; использование выгод международного разделения труда. Эффективность производства складывается как сумма эффективностей всей совокупности действующих в экономике предприятий. На общий уровень эффективности большое влияние оказывает государство через ценовую, бюджетную, налоговую и таможенную политику, через госзаказы и различные формы поддержки предприятий..

 

 


 

№58 Экономическая эффективность и социальная справедливость. Критерии оценки благосостояния. Любое состояние экономики характеризуется определенным размещением ресурсов и распределением результатов экономической деятельности. Соответственно состояния экономики можно сравнивать с точки зрения эффективности размещения ресурсов и справедливости распределения продуктов, полученных при использовании этих ресурсов.

Общество в результате проведения той или иной политики может менять эти состояния. В этом случае требуется определить, какое из возможных экономических состояний является более предпочтительным с точки зрения общества.Исходя из собственной системы ценностей, любой человек проводит различие между справедливым и несправедливым, формулирует некий идеал справедливости. Однако очень тяжело определить однозначно критерий справедливости даже по отношению к отдельной человеческой жизни, не говоря уже обо всей экономике в целом.1.1. КРИТЕРИЙ ПАРЕТТО

Критерий Парето базируется на представлении общественного благосостояния как вектора благосостоянии отдельных потребителя. Проблема заключается в соответственно оценке благосостояния потребителей. Благосостояние потребителя можно определить как субъективную оценку его положения 1.2. КРИТЕРИЙ КАЛДОРА-ХИКСА

Критерий Паретто не дает возможности для полного упорядочения всех возможных экономических состояний.

1.3. КРИТЕРИЙ СКИТОВСКИ

Критерий Калдора-Хикса сталкивается с серьезными проблемами, когда границы достижимых полезностей не параллельны, а пересекаются: Такая ситуация может возникнуть, например, если структура продукции изменяется так, что полезность одного индивида увеличивается, а другого - уменьшается.

1.4. КРИТЕРИЙ БЕРГСОНА И ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

А.Бергсон пришел к выводу, что подобная система ценностей должна быть разработана экономистами, законодательными или исполнительными органами. Создание такой системы означало бы построение карты кривых безразличия, которая отражала бы функцию общественного благосостояния. Экономические реформы, проводимые в постсоциалистических странах, оказывают огромное влияние на социальную сферу и требуют вмешательства государства. Поэтому изучение вопроса о социальной справедливости включено в данную работу. Существует общепринятая взаимосвязь задач становления рынка, с одной стороны, и стабилизации (подъема) производства и решения социальных проблем – с другой: рынок – средство, рост производства и тем более удовлетворение социальных потребностей – цель.

 

 

№59 Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

Рынки терпят фиаско, т.е. не обеспечивают Парето эффективной аллокации по четырем причинам: рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага. Для снижения отрицательных воздействий этих явлений возникает необходимость в микроэкономическом регулировании рынков со стороны государства.

1.) Рыночная власть. Неэффективность возникает, когда производитель или продавец ресурса имеет рыночную власть. Допустим, к примеру, что производитель блага В имеет монопольную власть. Поэтому он выбирает величину выпуска, при которой предельная выручка равняется предельным издержкам, и продает меньше при большей цене по сравнению с конкурентным рынком. Меньшему объему выпуска соответствуют более низкие предельные издержки производства блага В. Вместе с тем высвобождающиеся производственные ресурсы идут на производство блага А, увеличивая его предельные издержки. В результате предельная норма продуктовой трансформации понизится. Производство избытка блага А при недостатке блага В связано с неэффективностью выпуска, возникающей из-за того, что фирмы с рыночной властью используют в своих решениях цену, отличающуюся от той, что используется потребителями в их решениях.

2.) Неполная информация. Если потребители не обладают точной информацией о рыночных ценах или качестве продуктов, рыночная система будет функционировать неэффективно. Недостаток информации может побудить производителей предлагать слишком много одних продуктов и слишком мало других. Каждая из информационных проблем может привести к неэффективности конкурентного рынка.

3.) Внешний эффект возникает, когда какая-то деятельность, связанная с потреблением или с производством, имеет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, не отражаемое непосредственно рыночными ценами.

4.) Общественные блага. Последний источник несостоятельности рынка проявляется тогда, когда рынки не способны предложить товары, полезные для многих потребителей. Общественным благом называется товар, который благодаря низкой цене может стать доступным для многих потребителей, но, будучи адресованным лишь некоторым из них, он может остаться недоступным для других.

№60 Сущность внешних эффектов. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами. Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

 

 


 

№61 Причины существования внешних эффектов. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов. Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо. Самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза, в честь знаменитого первооткрывателя трансакционных затрат, продемонстрировавшего это положение в одной из своих статей.

 


 

№62 Интернализация внешних эффектов – воздействие на стимулы, побуждающие экономических субъектов учитывать внешнее влияние результатов совей деятельности как внутреннее. В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации. Первый был предложен в 20-х гг. Артуром Пигу, второй – в 60-х годах Рональдом Коузом.

Теоремой Коуза называют концепцию, согласно которой внешние эффекты можно интернализировать посредством закрепления прав собственности на порождающие их объекты и обмена данными правами, если это не связано с большими трансакционными издержками.

Права собственности – совокупность властных прав, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Спецификация прав собственности – определение субъекта, объекта собственности и способов наделению ею; четкое определение правомочий собственника. Размывание прав собственности – ослабление спецификации прав собственности.

Трансакционные издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Различают трансакционные издержки следующих типов: затраты на поиск информации, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты измерения, спецификации и защиты прав собственности, затраты на предоставление и установление последствий оппортунистического поведения.

При наличии права собственности на ресурс внешние эффекты не становятся источником неэффективности. Субъекты рынка предпочитают договориться между собой и обеспечить эффективный объем выпуска. Проблема внешних эффектов, решаемая с применением теории внешних эффектов бывает неустранима. Если внешние эффекты затрагивают интересы большого количества людей, возможность эффективно вести переговоры снижается. Возникает проблема «безбилетника» - желание уклониться от переговоров и переложить издержки на другую сторону.

 

 


 

№63 Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные издержки. Он заставляет фирму воспринимать внешние издержки как свои собственные и увеличивать предельные частные издержки производства.

Для установления эффективного уровня производства государство использует корректирующие субсидии – платежи создателем положительных внешних эффектов.

Государство в состоянии минимизировать недовложение ресурсов в производство какого-то товара, субсидируя его потребителей, что вызовет увеличение рыночного спроса с D до Dt. Например прививки от гриппа. Не все семьи в состоянии оплатить эту услугу, но если субсидии будут предоставлены хотя бы части населения, то спрос на прививки вырастет. В особых случаях внешние выгоды бывают особенно велики, и тогда государство берет на себя снабжение конкретным общественно значимым товаром. Например, прививки от опасных заболеваний при рождении ребёнка

Есть некоторые препятствия при использовании корректирующих налогов и субсидий:

1) трудности определения величины налога, в точности соответствующей размеру внешнего эффекта.

2) дополнительные технический трудности введения штрафов за производство внешних эффектов. Внешние эффекты необходимо измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

3.) определение размера штрафа при нескольких различных внешних эффектах. Каждый эффект необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних издержек.

 


 

№64 Использование теории внешних эффектов в экономической практике.

Для минимизации отрицательных внешних эффектов применяются административные методы. В частности, природоохранного регулирования, ограничивающие определенные виды деятельности. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для проведения ее в жизнь.

 

 


 

№65 Регулирование внешних эффектов – это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов. Суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние.

Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов. Стандарты по вредным выбросам – это устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду выбросов, а также пределы концентрации вредных веществ в отходах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. На рынке прав на загрязнение может использоваться также механизм «компенсаций». Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить их.

Еще одной формой регулирования может стать механизм «кредитования». Он сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновесное превышение норм загрязнений в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». В рамках современной теории внешних эффектов предпринимаются также попытки использования динамического подхода, связанные с учетом и оценкой потребностей будущих поколений на основе дисконтирования. Для разрешения данных проблем используется экологическая экспертиза.


 

№67 Выбор в условиях неопределённости. Неопределенность – это фундаментальное свойство природы, а еще более (и точнее) - свойство, характеризующее неточность, незамкнутость, неокончательность, неполноту наших представлений о внешнем мире, и принципиальную непредсказуемость будущих его состояний для сознания, мыслящего этот мир в динамических категориях.

Исследование всех эффектов, влияющих на условие неопределенности, – задача, конечно, колоссальной сложности, и ее решение, по всей вероятности, возможно лишь на пути объединения усилий не только экономистов-теоретиков и экспериментаторов, но и психологов, социологов, философов, математиков в рамках масштабной междисциплинарной исследовательской программы.Особенности принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.Для большинства управленческих решений, которые требуют рассмотрения сложных и случайных процессов в будущем, характерно наличие риска и неопределенности. Ни в одной другой сфере управления (менеджмента) не существует столько путаницы, ошибок и перекосов, сколько в той, которую называют принятием решений.

Понятно, что решения различны по своим масштабам и серьезности, а следовательно,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.