Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация. Неопределенность и риск в экономике.






Функционирование рынка не сводится к взаимодействию спроса и предложения. Важное значение имеет приспособление рынка к изменению обстоятельств. Ключом к пониманию этого процесса выступает анализ роли рынка как передатчика ин­формации. Общепризнано, что ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дает основания причис­лить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообраз­ных формах, тиражируется и воспроизводится.

Информация как ресурс имеет важные особенности, выде­ляющие ее среди других факторов производства, а именно:

• основная часть информации, которой располагает челове­чество, общедоступна и не может рассматриваться как ограни­ченный ресурс. Экономичеоким ресурсом является лишь спектр информации, тиражирование которой ограничено пра­вами собственности;

• использование информации одним субъектом, как прави­ло, не исключает возможности ее одновременного использова­ния другими (свойство неконкурентности);

• потребление информации не только не уничтожает исход­ную информацию, но прибавляет к ней новую, т.е. информация приумножается в процессе ее использования;

• информация является легко тиражируемым благом, ее ко­пирование требует минимальных затрат.

Полная информированность экономических субъектов — ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет инфор­мацией о цене и качестве продукта, технологиях, структуре спроса, товарах-субститутах, величинах процентных ставок, перспективах роста экономики. Такая ситуация является усло­вием оптимального функционирования рынка.

Однако экономический мир устроен так, что полной инфор­мацией располагает только рынок в целом, но никак не его субъекты в отдельности. Каждый из них владеет лишь частью информации, к тому же она устаревает, и возникает потреб­ность в ее обновлении. Таким образом, в реальности субъекты действуют при постоянном дефиците информации, который яв­ляется результатом самого рыночного процесса, а не каких-либо внерыночных отношений.

Неполнота информации обусловлена четырьмя основными причинами:

1)проблемой барьера трансакционных затрат — в ситуа­ции ценового разнообразия и покупатели, и продавцы ведут по­иск лучших цен, что требует затрат. Издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по опти­мальной цене: она будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной информации. Кроме того, отдельные производители выигрывают от неопределен­ности;

2)проблемой надежности — информация не всегда досто­верна, к тому же ей свойственно устаревать в результате изме­нений экономической среды;

3)проблемой усвоения — экономические субъекты не могут воспринимать и перерабатывать весь доступный объем инфор­мации и вынуждены отбирать лишь наиболее важную, при этом часть информации неизбежно теряется; проблемой обработки — не все экономические субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы адекват­но переработать полученную информацию.

Независимо от причин дефицита информации субъекты вы­нуждены делать свой выбор в условиях неопределенности и риска.

Под неопределенностью понимается ситуация, при кото­рой количество исходов бесконечно или вероятность наступле­ния события невозможно установить. В жизни такая ситуация является скорее правилом, чем исключением: большинство уп­равленческих решений базируется не на твердом знании, а на экспертных оценках, прогнозах или ожиданиях, и в силу уни­кальности многих событий бывает сложно определить правиль­ность выбора даже по его результатам. Например, при прогно­зировании динамики валютного курса на валютной бирже на год вперед полный список исходов неизвестен, и невозможно точно определить вероятность наступления какого-либо из них.

О риске говорят как о ситуации, когда известны все возмож­ные исходы событий и вероятности их наступления.

В экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность — выраженная в количественной форме возможность определенного исхода. В зависимости от прогно­зируемого события экономисты различают несколько видов ве­роятности:

• априорная — подсчитанная на основе научного закона или определенного логического принципа;

• статистич-я — исчисленная на основе эмпирическо­го метода или статистических наблюдений;

• ожидаемая — наиболее распространенный и одновремен­но сложный вид вероятности, для ее определения не существует рационального алгоритма.

При прочих равных условиях более высокий доход обычно связан с дополнительным риском (данная закономерность осо­бенно наглядно прослеживается на финансовых рынках), так что важно выбрать оптимальное сочетание доходности и риска. На рис. 12.1 изображена функция полезности Неймана—Мор- генштерна, иллюстрирующая изменение ожидаемой полезно­сти по мере роста дохода.

Поведение абсолютного большинства субъектов рынка в ус­ловиях неопределенности и риска подчиняется закону убываю­щей предельной полезности дохода: каждая следующая едини­ца дохода обладает меньшей полезностью, чем предыдущая (см. рис. 12.1а). В силу отрицательной предельной полезности дохода абсолютное большинство индивидов становятся против­никами риска, т.е. людьми, которые при данном доходе предпо­читают гарантированный результат ряду неопределенных, рис­ковых результатов.

Намного малочисленнее группа лиц, рассматривающих сегодняшний доход прежде всего как инструмент для создания нового богатства. Предполагаемая полезность будущего дохода для них выше, чем отрицательный эффект, связанный с возможными потерями (см. рис. 12.16). Индивидов, которые при данном ожидаемом доходе предпочитают связанный с риском результат гарантированному результату, называют склонными к риску.

Существует и такой вариант стратегии поведения человека в условиях неопределенности, как нейтральность к риску — безразличие к выбору между гарантированным и рисковым ре­зультатами при данном ожидаемом доходе. В этом случае по­требитель доверяется математическим расчетам, не проявляя ни осторожности, ни азарта (см. рис. 12.1 в).

Рынком выработан ряд способов смягчения последствий риска. Основные из них следующие:

• диверсификация риска — снижение риска путем его рас­пределения между несколькими рисковыми активами, так что при повышении риска от покупки или продажи одного актива снижается риск от покупки или продажи другого;

• объединение риска — снижение риска путем превращения случайных убытков в низкие постоянные издержки;

• распределение риска — рассредоточение риска вероятного ущерба между участниками, вследствие чего возможные поте­ри каждого становятся относительно невелики;

• поиск информации — восполнение недостатка сведений, позволяющее значительно снизить степень риска ошибочных решений.

Асимметричность информации — разновидность неполноты и информации, ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.

Выделяют два вида информационной асимметрии:

1)в процессе торговой сделки или подписания контракта од­ин из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно;

2)после подписания контракта одна из сторон не может на-" подать направленные против нее действия другой стороны.

Информационная асимметрия, при которой один из партне­ров обладает информацией, недоступной для другого, — рас­пространенное явление при рыночных сделках. Например, про­давец знает о качестве товара больше, чем покупатель; работни­ки лучше осведомлены об уровне своей квалификации и способ­ностей, чем работодатели; человек, покупающий страховку, имеет более полное представление о своем здоровье, чем страхо­вая компания; менеджерам больше известно об издержках, конкурентной позиции и инвестиционных возможностях фир­мы, чем их владельцам; заемщик знает о своем риске больше, чем кредитор.

Во всех случаях, когда одна из сторон сделки обладает ка­кой-то информацией, не известной другой стороне, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существова­ния скрытых" характеристик благ является отрицательный от­бор — ситуация, при которой неинформированная сторона име­ет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку.

Впервые данный феномен был проанализирован в 1970 г. лауреатом Нобелевской премии по экономике (2001) Джор­джем Акерлофом в статье «Рынок «лимонов»: неопределен­ность качества и рыночный механизм», описывающей ситуа­цию на рынке подержанных автомобилей. Модель Акерлофа показывает, что в условиях асимметричной информации неин­формированная сторона проводит отрицательный отбор инфор­мированных сторон, в результате которого высококачествен­ные товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии со­бытий рынок прекращает существование.

Учитывая широкую распространенность информационной асимметрии, подобную опасность нельзя считать локальной

проблемой. Покупая любое благо, качество которого невозмож­но проверить на месте, потребитель неизбежно попадает на одну из разновидностей рынка «лимонов».

Аналогичная ситуация возникает при асимметричной ин­формации в пользу покупателя. Классическим примером, ког­да отрицательный отбор покупателей осуществляет продавец, является страхование здоровья. Поскольку покупатели страхо­вого полиса лучше осведомлены о состоянии своего здоровья, чем страховая компания, данная ситуация подразумевает на­личие скрытых характеристик. Если бы страховая компания могла отличить здоровых клиентов от больных, она устанавли­вала бы для них разную цену страхового полиса: для здоро­вых — более низкую, для больных — более высокую. Но, не имея возможности дифференцировать клиентов, она устанав­ливает среднюю цену страхового полиса. В результате для боль­ных людей цена оказывается низкой, и они с удовольствием страхуются, а для здоровых людей — высокой, и многие из них отказываются покупать полис. Таким образом доля больных клиентов в общем количестве застрахованных возрастает, что повышает цену страховых услуг. Тем самым доля больных лю­дей еще больше увеличивается, что опять повышает цену, и так до тех пор, пока на страховом рынке не окажется лишь эта ка­тегория лиц. В результате страховая деятельность становится невыгодной.

Почему же рынок страхования продолжает эффективно су­ществовать? Страховым компаниям удалось найти способы борьбы с асимметричной информацией, в частности:

• медицинский осмотр при страховании жизни — позволя­ет выявить людей со слабым здоровьем и обезопасить компанию от перспективы делать выплаты по страховке уже в ближайшее время;

• групповое страхование — владелец предприятия страхует всех своих работников, в какой-то страховой компании, и меха­низм неблагоприятного отбора (вытеснение низкорисковой до­ли высокорисковой) ослабляется, поскольку у низкорисковой группы нет не только стимула, но и возможности отказаться от страхования. Фактически весь риск от страхования компания перекладывает на низкорисковую долю застраховавшихся, ко­торые в данном случае ничего не теряют;

• обязательное страхование — отличается от групповой страховки своей крупномасштабностью, так как клиентами компании являются уже не только работники одного конкрет­ного предприятия, а, к примеру, все жители данного региона страны.

Асимметричная информация снижает эффективность рын­ка в целом, но прежде всего она невыгодна продавцам хороших товаров: им сложно получить «настоящую» цену за свою про­дукцию в условиях, когда даже в качественном товаре потреби­тель подозревает «лимон». Следовательно, продавцы заинтере­сованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из об­щей массы товаров, предлагаемых на рынке, и стараются по­дать сигнал относительно качества своего товара. Концепция рыночных сигналов была предложена Спенсом, лауреатом Нобелевской премии (2001).

Рыночный сигнал — это механизм, позволяющий инфор­мированной стороне передать информацию о себе неинформи­рованной стороне. Характерно, что продавцу хорошего товара значительно легче подать свой сигнал, и это должно быть по­нятно покупателю. Примерами сигналов являются гарантия, репутация, бренд, а также стандарты и сертификаты.

Гара нтия — обязательство производителя заменить по тре­бованию потребителя некачественный экземпляр качествен­ным либо иным способом компенсировать несоответствие ха­рактеристик продукта параметрам, заявленным при продаже (ремонт, возврат денег). Гарантии существенно снижают риски покупателя при покупке товаров, в особенности сложных това­ров и товаров длительного пользования. От гарантий выигрыва­ет и производитель, поскольку его товар перестает рассматри­ваться как потенциальный «лимон».

Репутация продавца (производителя), основанная на про­шлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупате­лю, служит этой же цели. Связать репутацию с конкретным продуктом позволяют товары, имеющие зарегистрированную торговую марку, которая может стать брендом.

Бренд — слово, выражение, знак, символ, дизайнерское ре­шение или их комбинация, достаточные для идентификации конкретного продавца. Выбирая из всего перечня товаров зна­комые ему бренды, покупатель наверняка платит большую це­ну, чем за товар «без имени», но при этом он сокращает свои ин­формационные риски, так как бренд обеспечивает ему уверен­ность в доброкачественности товара.

Уменьшению информационной асимметрии способствуют также стандарты качества, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в част­ности государственными. Стандарт — это набор критериев, которым должен соответствовать высококачественный товар. Сертификат — документ, подтверждающий соответствие того или иного товара стандарту.

Сигналами на рынке труда являются диплом об образова­нии, резюме, рекомендательные письма; на рынке кредита — залоги, поручительства, кредитная история.

Перечисленные сигналы сообщают покупателю косвенную информацию о качестве продукции. Чем эффективнее они дей­ствуют, тем меньше отклоняется рыночное равновесие от Парето-эффективного. Эффективность сигналов ограниченна из-за противоречивости их действия, а также неспособности поку­пателей всегда адекватно воспринимать и анализировать полу­ченные сигналы.

Мы рассмотрели ситуации с информационной асимметрией между индивидами в момент подписания контракта. Но данное явление возникает и после подписания контракта, и тогда оно связано со скрытыми действиями, которые предпринимаются одной из сторон экономических взаимоотношений и затрагива­ют другую сторону, но остаются вне поля зрения последней.

Информированная сторона может предпринять «неправиль­ные» действия в отношении неинформированной, так что по­следняя несет риск из-за безответственного поведения другой стороны — так называемый моральный риск. Впервые он стал предметом исследования в страховой отрасли. Здесь моральный риск возникает, когда застраховавшийся индивид решает воз­действовать на вероятность или значимость события, обуслов­ливающего выплату страховки. При этом страховая компания не имеет возможности наблюдать за тем, прилагает ли ее кли­ент какие-либо усилия, чтобы избежать потенциальных потерь. В некоторых случаях индивид меняет поведение вскоре после включения страхового договора, становится менее внимателен и осторожен.

Таким образом, суть проблемы «принципал—агент» за­ключается в том, что использование информационной асиммет­рии позволяет агентам извлекать выгоду, реализовывая соб­ственные экономические интересы в ущерб интересам прин­ципала.

Характерные черты проблемы «принципал—агент» в целом можно проиллюстрировать примером взаимоотношений нани­мателя и нанятого. Количество усилий, прилагаемых наемны­ми работниками, сложно контролировать. На практике это час­то выражается в «отлынивании* — использовании рабочего времени в собственных целях как свободного посредством ими­тации бурной деятельности. Кроме того, поведение работника отклоняется от цели максимизации выгоды нанимателя. На­пример, если менеджер не является собственником, то макси­мизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Мо­тивы его деятельности иные: сохранить и повысить собствен­ный статус, расширить масштабы своей деятельности в фирме, увеличить личный доход и т.д.

Решений проблемы «принципал—агент» в данной ситуации несколько:

• усилить прямой контроль за деят-ю работников (впрочем, это сопряжено с высокими издержками, а если ра­бота нестандартная, то контролировать ее исполнение очень сложно);

• установить ставки заработной платы выше, чем в других фирмах, чтобы работники усердно трудились, боясь потерять выгодное место;

• обеспечить участие работников в результатах деятельно­сти организации на основе заключения контракта о найме, ус­танавливающего выплату вознаграждения не в фиксированной сумме, а по результатам деятельности фирмы;

• организовать соревнование работников с условием вознаг­раждения за достижение уровня, наивысшего относительно ос­тальных работников, а не заданного нанимателем;

• практиковать поочередное выполнение работниками функций принципала. Это потребует организации фирмы как коалиции работников, заинтересованных не только участием в результатах деятельности.

При наличии асимметричности инф-и рынки являют­ся неэффективными по Парето. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается за счет репутации фирмы, на основе гарантий, однако в наиболее сложных и жиз­ненно важных обстоятельствах не обойтись без вмешательства государства, осуществляемого в следующих формах:

• ценовой политики;

• прямого участия в производстве;

• контроля за производством и сбытом.

Регулирование цен со стороны государства ограничивает ценовую конкуренцию на рынке, имея целью предотвратить ис­пользование производителями низкокачественной продукции своих преимуществ в издержках. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера может повысить конкурен­тоспособность высококачественных товаров: при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее для покупателя. В Республике Беларусь примером такого регули­рования является установление минимальных предельных цен на алкогольную продукцию. Однако эффективность этой меры относительна, так как низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государствен­ного контроля.

Прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, рассматриваемое как способ противодей­ствия информационной асимметрии, выражается в организа­ции общественной системы здравоохранения и образования, реализации программы обязательного государственного стра­хования. Тем самым устраняется проблема отрицательного от­бора и морального риска.

Государственный контроль за производством и сбытом товаров и услуг в ряде случаев позволяет блокировать послед­ствия асимметричной информации. С этой целью государство может использовать следующие инструменты:

• лицензирование — для получения лицензии, разреша­ющей занятие тем или иным видом деятельности, соискателю обычно требуется документальное подтверждение профессио­нальных знаний и навыков;

• стандартизация и сертификация — для ряда товаров (продукты питания, лекарственные препараты) сертификация государственными органами обязательна;

• контроль рекламной активности — для продавцов уста­навливается запрет на размещение ложной или вводящей в за­блуждение рекламы. Однако, во-первых, рекламное законода­тельство не в состоянии охватить все возможные способы недоб­росовестного информирования покупателей, а во-вторых, мож­но предотвратить агитацию в пользу низкокачественного това­ра, но не его производство и продажу.

Государство предпринимает шаги по совершенствованию информационного потока в стремлении приблизить рынок к состоянию равновесия при полной информации. Это находит выражение в информационной политике. Кроме контроля над тем, что фирмам позволено сказать о своей продукции, если они изъявляют такое желание, государство вправе принуж­дать их предоставлять определенную информацию. Напри­мер, производители бытовой электротехники обязаны указы­вать количество энергии, потребляемой их приборами. Требо­вания к раскрытию отдельных сведений существуют также на финансовом рынке и рынке недвижимости.

Асимметричность информации может нейтрализовываться средствами законодательства: принятием законов о защите прав потребителей, охране труда, санитарии и гигиене в про­изводстве продуктов питания, мошенничестве, страховании банковских депозитов и т.д. В Республике Беларусь правовую базу регулирования рынков с асимметричной информацией составляют законы Республики Беларусь «О техническом нор­мировании и стандартизации», «О защите прав потребителей», «О торговле», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О рекламе».

В Беларуси создана национальная система сертификации. За стандартизацию и сертификацию отвечают более 20 органи­заций, действующих на различных региональных уровнях. Важным направлением повышения безопасности и качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг является серти­фикация систем управления в соответствии с международными стандартами. Дополнительными средствами информирования потребителей о высоком качестве продукции являются конкур­сы и премии за высококачественную продукцию и менеджмент в области качества.

Итак, при наличии информационной асимметрии бывает целесообразным вмешательство государства в рыночную эко­номику. Тем не менее, и оно не может полностью решить эту проблему, поскольку изъяны свойственны не только рынку, но и государству.

 


41. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общ-х благ.

Экономику определяют как науку о выборе направлений ис­пользования ограниченных ресурсов. Следствием ограниченности ресурсов является конкурен­ция за их использование и соперничество за потребление благ. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и об­щественные.

Чистое частное благо — благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (буханка хлеба, бутыл­ка минеральной воды и т.д.).

Чистое общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него люди или нет (нац-я оборона, законодательство, охрана правопорядка и т.д.).

Особенности чистых общественных благ заключаются в сле­дующем:

• их потребление всегда сопровождается положительными внешними эффектами. Как только кто-нибудь начинает потреб­лять чистое общественное благо, оно становится доступно для всех;

• все пользователи потребляют одно и то же количество чис­того общественного блага;

• предельные издержки предоставления блага дополнитель­ному потребителю равны нулю.

Св-ми чистых общ-х благ явл-ся неизбира­тельность, неисключаемость и неделимость в потреблении.

Неизбирательность в потреблении означает, что потребности чистого общественного блага не уменьшает его полезности для других. Речь идет о неконкурентности, несоперничестве и отношении к общественному благу. Например, фонарь на ули­це светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выпол­няться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку лимонада, то прибавление в компанию третье­го снизит ее полезность для двух других потребителей.

Неисключаемость в потреблении означает, что ни один человек не может быть исключен из числа потребителей блага, даже если он отказывается за него платить. Например, нельзя запретить пешеходу польз-ся светом горящего фо­наря, а индивиду, имеющему радиоприемник, — принимать радиопередачи.

Неделимость блага в потреблении означает, что благо не может быть разделено на части (его нельзя выпускать мелкими партиями) и быть продано по частям. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Например, мы пользуемся всем объемом услуг по обороне страны.

На практике лишь небольшое число благ наделено свойства­ми исключительно чистых общественных благ. Как правило, блага являются смешанными (т.е. сочетают в себе характерис­тики частных и общественных благ), и их принято дифферен­цировать на перегружаемые и исключаемые.

Перегружаемыми (или переполняемыми) называются бла­га, для которых свойство неизбирательности в потреблении вы­полняется только до определенного момента (точки перегруз­ки), а далее их может не хватать на всех. Начиная с некоторого количества потребителей появление дополнительного потреби­теля приводит к уменьшению полезности, получаемой уже су­ществующими пользователями. Пример -— автомобильная до­рога. Увеличение числа машин не влияет на полезность шоссе для водителей автомашин, но лишь до определенного уровня. Рост интенсивности движения приводит к возникновению от­рицательных внешних эффектов: снижается скорость движе­ния, появляются «пробки» (заторы) на дороге, повышается опасность аварий. К перегружаемым благам можно отнести также мосты, тоннели, библиотеки и др. Во всех случаях с мо­мента перегрузки возрастают предельные общественные из­держки на производство блага.

Исключаемыми называются блага, потребление которых не­избирательно, но доступ к которым ограничен. Они могут пред­лагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибы­ли. На эти блага легко назначить цену. Примеры исключаемых благ — кабельное телевидение, общественный транспорт, уста­навливающие плату за вход парки аттракционов и др. В реальном мире спектр смешанных благ не ограничивается рассмотренными двумя группами. Существует множество ком­бинаций свойств несоперничества и неисключаемости, в част­ности, следует отметить общие (совместно потребляемые) блага (их иногда называют коммунальными), которые облада­ют высокой степенью избирательности и низкой степенью ис­ключаемо (пример — места общественного пользования), а также клубные блага, доступность к потреблению которых ог­раничена членством в особых организациях (бассейны). С точки зрения границ потребления и предоставления выде­ляют международные, общегосударственные и местные общест­венные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (чистый воздух, пресная вода, международ­ная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям опре­деленного региона Земли, нескольким странам.

Общегосударственные общ-е блага доступны жите­лям определенной страны (нац-я оборона, поддержа­ние общего правопорядка, деятельность исполнительных, зако­нодательных, судебных властей).

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая ее географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапа­зон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.