Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ жизни творческой личности как научная проблема






 

Повседневный опыт и поведение людей, основывающиеся на индивидуальных привычках, правилах и нормах, подобно строительным кирпичикам, формируют наш образ жизни. Образ жизни сообщает нам о том, чем питаются и во что одеваются люди в разных странах, как они трудятся и отдыхают, каков распорядок их дня, о чем они думают и во что верят. Образ жизни выражает себя в манерах поведения, традициях, обычаях и стиле жизни. Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни – это общая формула каждодневного бытия человека, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Следует пояснить, что вышесказанное открывает нам область материального и духовного в жизни человека. Одни ученые указывают взаимосвязь образа жизни с потребностями человека, здесь и сейчас, высшими и низшими. То есть поход человека в театр в данный момент, это ни что иное, как потребность в эстетическом наслаждении, или же в общении, или же в саморазвитии. Мы же постараемся раскрыть иную точку зрения, что образ жизни это упорядоченный путь к желаемому будущему.

В жизни каждого человека есть картина его будущего, идеал, конечная точка его жизни. Появляется мотив, который побуждает человека к движению в сторону будущего, человек ставит цель, для достижения которой появляется несколько этапов, ценностей, действий объединенный в единую систему, он сам расставляет в ней приоритеты. Человек, понимая конечность своей жизни, созидая образ желаемого будущего, старается неким способом организовать свою настоящую жизнь. Здесь можно применить такое сложное понятие как смысл жизни. Таким образом, человек лишенный смысла жизни, образа желаемого будущего, не способен выстраивать свой образ жизни, он перестает ощущать полноту, рушится его система ценностей, такое бытие сравнимо со смертью.

Есть несколько вариантов конечных точек жизни, они могут быть абсолютно эгоцентричны, и построены, например, на материальных благах, и человек видит идеал своего будущего как обеспеченность, так же конечной точкой может быть единение с Богом, и сама любовь к Богу как единственно возможный смысл жизни.

Теперь мы можем сказать, что не ценности и мотивы определяют будущее человека, а желаемое будущее закладывает ценности человека, а уже образ жизни является практической реализацией той или иной системы ценностей. Можно привести пример из книги «Под знаком " ветра и потока". Образ жизни художника в Китае III-VI веков» Л. Бежина.

" Представление о необходимости гармонии человека и космоса (неба и земли) породило в древнем китайском обществе две модели образа жизни. Одна из них выражала стремление к детальной регламентации всех сторон жизни и быта (конфуцианская тенденция). Другая выражала переживание жизни с предельной открытостью, естественностью, искренностью (даосская тенденция). Последняя получила название фэнлю (поток ветра). Ее представители стремились познать законы космоса, проникая в его структуру, ощущая себя внутри нее, чувствуя, осознавая свое единство с космосом. Этого можно достигнуть, как они полагали, путем развития интуиции, воспитания чуткости тела и духа, умения предельно расслабиться и настроить себя подобно музыкальному инструменту в зависимости от состояния космической энергии “ци”. Все это породило отношение к жизни как к процессу творчества, к экстатическому переживанию уникальности каждого мгновения, эстетизации любого состояния души и тела вплоть до болезни. Не случайно, что в рядах приверженцев этого образа жизни было немало поэтов, художников и каллиграфов" [1].

Уникальностью образа жизни творческого человека является свобода, ведь творчество подразумевает свободу. Образ будущего творческой личности дает возможность ему увидеть бесконечное количество путей и способов, различных точек зрения. Например, если конечная точка жизни человека определила его систему ценностей и сформировала образ жизни в котором он медленно добивается целей, получает результат и движется в заданном направлении, но не может увидеть изменяющееся настоящее, то он тормозит развитие своей личности. Иными словами, творческая личность может скорректировать в изменяющихся условиях модель своего будущего, или скорректировать образ своей жизни. Конечно, наши выводы получаются идеальными, ведь в образе жизни многих творческих личностей были увлечения карточными играми, алкоголем, но дело здесь не в фактических проявлениях, а в самой сущности понимания смысла своей жизни. Ф.М.Достоевский тяжело шел к православию, его путь к единению с Богом был сложным, но на момент осознания картины своего будущего он полностью изменил образ своей жизни, и не осталось ни казино, ни случайных интимных связей, ни раздоров с коллегами, более того, даже эпилептические припадки сократились.

Теперь остановимся подробнее на структуре образа жизни. «Сущностью любого человеческого бытия, как личного, так и общественного, является деятельность (разумеется, понимая эту категорию широко, так что то, что мы в обиходе называем «бездеятельностью», тоже есть разновидность деятельности). Поэтому в первую очередь следует рассмотреть соотношение в образе жизни таких категорий, как «труд», «отдых», «хобби», «развлечение», «досуг»»[2].

Разбирая понятие труда в образе жизни творческой личности, следует сказать, что различается два типа творческих личностей. Один тип для которых их труд — страсть, привычка, жизненная необходимость, и они отдаются ему систематически, в определенные часы дня и ночи. Например, М. Метерлинк каждый день в один и тот же час садился за письменный стол и не вставал из-за него до обеда, даже если ему и не удавалось написать ни единой фразы. А П. А. Федотов мог часами наблюдать за прохожими и делать наброски, это было его каждодневным утренним занятием во время жизни на Васильевском острове. Творческие личности такого типа очень заботятся о своем рабочем месте, ибо именно оно способствует созданию великих произведений и полноценной работе.

Второй тип это личности, на которых творческий помысел ниспадает, как ястреб, которых заставляет творить бурное и непреодолимое побуждение. То самое вдохновение, о котором так много песен спето и стихов написано. Такие люди не заботятся о месте для работы, удовлетворяются любым, они даже готовы творить на спинке садовой скамейки.

Так же на труд влияют любовные отношения. В нашей работе будет еще не раз сказано о влиянии любви на творческий процесс, о её движущей, либо тормозящей силе.

Для культурологии первостепенное значение имеет вопрос о том, дает ли работа человеку чувство удовлетворения и самоуважения или же она неприятна, ненавистна; а может быть, нейтральна в этом отношении. Из писем И.С. Тургенева мы видим его восхищение собственной трудоспособностью и наивысшее счастье от созданных произведений.

Удовлетворение работой дает возможность человеку проявлять себя положительно, либо отрицательно в других сферах. Н. Некрасов в период творческого застоя был настолько недоволен жизнью, впадал в крайнюю депрессию, что отказывался есть и несколько дней мог ни с кем не разговаривать.

Другим немаловажным аспектом является досуг. Творческие люди старались проводить своё свободное время в кругу единомышленников, это могли быть беседы, творческие вечера, балы, прогулки, настольные игры. Пытливый ум стремился к постоянному развитию и духовному самосовершенствованию с одной стороны, или же к появлению вредных привычек с другой стороны. Сам по себе досуг заключает в себе определенную ценность, относительную свободу и независимость, возможность располагать временем по своему усмотрению. Формы отдыха были продиктованы модой того времени, личными интересами, например И.С. Тургенев увлекался охотой, чтобы общаться с мужем своей возлюбленной Полины Виардо. Отличием досуга творческой личности от проведения свободного времени других людей в том, что вторые обычно стараются вносить в свое свободное время различные творческие увлечения, хобби, таким образом, привнося разнообразие в свою профессиональную деятельность. А, например, Лев Толстой наоборот вносил в свою жизнь обычный крестьянский труд, чтобы чувствовать удовлетворение от жизни, эта ценность была отражением его картины будущего.

Образ жизни так же характеризуется насыщенностью её различными событиями, которые человек старается освоить. Если рассматривать 19 век, то это было время когда жизнь русских писателей была насыщена поездками за границу, они были вызваны политической обстановкой или личной необходимостью. Такие поездки помогали расширить горизонты восприятия, получить новые ощущения, и посмотреть на себя в другой обстановке. Вообще сама рефлексия человека за пределами родного дома явление уникальное, он будто не привязан к месту и может мыслить чуть иначе. А в другой стране это происходит еще более масштабно, человек находясь в родном месте, чувствует на себе мельчайшие заботы, переживания связанные с его обыденной жизнью. Находясь же за пределами родной страны, он на короткое время становится словно новорожденным, он уже не дома, но еще и не привык к новым условиям. Такая остановка позволяет человеку более глубоко воспринимать себя, и со стороны посмотреть на свою жизнь.

Важную роль в образе жизни творческих людей играет художественное самопознание, оно бывает разным, может захватывать не только сферу духовно-биографическую, но и область «психофизиологическую». Авторы могут воссоздавать собственную личность в своих произведениях искусства, познавать себя в дневниках, мемуарах, переписке.

Например, личностный и автобиографический пласт художественной тематики приковал к себе внимание сторонников биографического метода в литературоведении.

Тонкая связь между личностью автора и его произведениями неизменно приковывают к себе внимание биографов. Мы знаем, что многие описанные в произведениях ситуации взяты из жизни автора, многие образы списаны с близких людей. Порой произведение является отражением жизни, намеком, который было страшно изложить в дневнике. Так «Крейцерова соната» Л. Толстого одновременно является отражением реальной жизни автора, его страхов, сомнений и переживаний, с другой стороны это лишь художественное произведение, в котором создан литературный образ. Произведение искусства - это мир, через который автор говорит с нами и мир, в котором он прячется от нас и от себя.

В статье А.П. Скафтымова описывается необходимость изучения жизни и личности автора, как неотъемлемой части творческого произведения: «Картина общего необходимо должна вырастать из изучения частного». «Факторов, действующих на процесс творчества, — писал он, — много, и действенность их неодинакова, все они подчинены индивидуальности автора. < …> Соотношение жизни (культурно-исторической и общественно-психологической. — В.Х.) и произведения искусства должно устанавливаться не непосредственно, а через личность автора. Жизнь протачивается и отслаивается в составе художественного произведения < …> волею (сознательно или подсознательно) художника»[3].

Межличностные отношения играют огромную роль в образе жизни человека, общение с родными, друзьями, коллегами и возлюбленными. Остановимся подробнее на любовных отношениях. В монографиях, биографиях, исследованиях, учебниках литературы ни о чем так много и подробно не говорится, как о любви со всеми ее муками, сомнениями, разочарованиями — о любви, служившей для творчества основным материалом. Действительно, если бы из произведений, накопленных за двадцать с лишним веков мировой культуры, изъять все, что связано с темами счастливой или несчастной любви, произошло бы страшное опустошение. Даже если бы творческие люди больше никогда не влюблялись, помять о былом навсегда осталась бы в сознании человечества.

Итак, образ жизни формируется исходя из ценностей, целей, мотивов человека, которые в свою очередь формируются исходя из желаемой картины будущего. Таким образом, будущее заведомо определяет настоящее, возможно человек зависим от будущего еще больше чем от прошлого. Выяснили, что биографический метод является необходимым в процессе изучения творчества определенной личности. Так же мы рассмотрели такие понятия как труд, досуг, межличностные отношения в структуре образа жизни творческой личности. В данной работе любовь рассматривается в качестве важнейшей основы образа жизни творческой личности писателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.