Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора.






1. Выбор темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления.

Чтобы ваше выступление не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо, начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить.

Тема должна быть озаглавлена. Заглавие должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики, массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора.

2. Сбор материала:

Знания накапливаются всегда впрок, запоминаются, записываются, причем, запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует, систематизируя их в записной (электронной) книжке обязательно с указанием выходных данных.

Источники материала и его накопление:

1).Источники непосредственного опыта: · опыт текущей жизни, · целенаправленные записи, ведение дневника, · научный эксперимент, · участие в экспедициях, научных и социальных программах, · креативные источники - воображение, интуиция, творчество. 2).Источники опосредованного опыта: · система образования, · печатное слово: книги, журналы, справочники, словари, · СМИ, · Музеи, выставки, памятники, · информационные системы типа Интернет.    

Информация из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях. Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни.

При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим - потребует обращения к обоим источникам.

Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется. Обратите внимание на то, что:

- накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже,

- подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, видеофрагментов, презентаций украсит ваше выступление,

- накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность.

3. Мысленная основа речи:

Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Речь подчиняется закону 5± 2, что предполагает либо трехчастное, либо семичастное строение. Композиционно выступление состоит из введения, основной части и заключения (3 части), либо вступления, определения темы, изложения, отступления, аргументации или опровержения и заключения (7 частей).

Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Часто их также называют картой маршрута. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон.

Основная часть должна быть построена по принципу топики - «общих мест». Понятие «общие места» долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал М. Ломоносов, но критиковал В. Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.

Примеры топов (общих мест):

· род и вид (риторика и академическое красноречие).

· целое и часть (композиция речи и вступление или заключение)

· причина и следствие (переохлаждение организма и заболевание)

· сходство и различие (греческая агора и электронная агора)

Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, в сборе и организации материала.

Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный (чаще используется в агитационных речах), дедуктивный (используется в пропаганде), метод аналогии (в академическом красноречии), концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала – это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания.

Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.

Аргументация – это доводы в пользу тезиса, опровержение – это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком. Нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер.

Заключение. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать «закон края» - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора: еще Цицерон говорил о том, что только тогда будет эффективна речь оратора, когда он сам следует тем принципам, которые стремится передать аудитории.

Таким образом, композиция речи оформляется на этапе инвенции, изобретения речи, закрепляется в ее расположении (диспозиции) и произнесении (элоквенции).

В соответствии с целями произнесения речи можно выделить ритуальный, провокационный и императивный механизмы. Ритуальный механизм как правило используется с целью демонстрации общности оратора и аудитории и закрепляется в правилах этикета, этикетных формулах. К таким этикетным формулам относятся, например, приветствие, прощание, обращение, комплимент и т.д.

Провокационный механизм используется с целью получения обратной связи от аудитории, для привлечения и удержания ее внимания. Самый простой вид вербальной провокации – вопрос. Также это могут быть иные интерактивные методы, например, анкета, тест, моделирование ситуации и т.д.

Императивный механизм речи используется с целью побуждения аудитории к принятию решения. Это осуществляется с помощью таких категорий, как «заставить» и «убедить». Различаются они по времени действия на аудиторию: категория «заставить» - кратковременное воздействие, категория «убедить» - долговременное воздействие.

Как правило все три механизма задействованы в выступлении. Ритуальный – на этапе вступления, провокационный – в основной части, императивный – в заключении.

Хороший оратор в своем выступлении использует приемы привлечения и удержания внимания аудитории: визуальный контакт, контрастные раздражители (смена громкости, темпа речи, положения в пространстве и т.д.).

Возросшая в последнее время значимость ораторского искусства обусловила появление в медиапространстве большого количества ярких языковых личностей, отличающихся специфическим набором слов-маркеров, индивидуальной манерой публичных выступлений. Предложенный студентам анализ риторического портрета современника выявил наиболее востребованные из них. Список популярности возглавила железная леди – М. Тэтчер. Второе место по популярности заняли 3 совершенно разные персоны: президент России – В. В. Путин, российский революционер, создатель партии большевиков - В. Ленин и человек, который стал символом успешности – американский предприниматель и изобретатель - Ст. Джобс. Популярностью также пользуются медийные персоны – Д. Губерниев, Н. Дроздов. Индивидуальный стиль, искренние эмоции, богатейший словарный запас. Насыщенность речи Д. Губерниева неологизмами не оставляет публику равнодушной. Речь Н.Н. Дроздова, пронизанная добротой и желанием передать свой опыт другим, стала эталоном для телевизионных передач о природе. Риторические портреты А. Лукашенко, В. Кличко по-своему ярки на риторическом олимпе, каждая из них запоминается нестандартностью политического мышления и способами его озвучивания. Фигура М. Л. Кинга также широко представлена в работах студентов, что объясняется наличием в Интернете обширного материала, посвященного ему. Персона П. Воли оказалась весьма востребованной видимо из-за максимально приближенного современному разговорному языку и жаргону, умению резко, на грани дозволенного, высказываться о насущных проблемах общества. Также были представлены такие риторические портреты современников: политики - А. Меркель, М. Прохоров, С. Лавров, Н. Поклонская, В. Шешель, И. Хакамада, В. Чуркин, Н. Белых, В. Жириновский, А. Тулеев, М. Делягин, А. Локоть, Б. Ельцин, П. Астахов. Это и древние ораторы - Демосфен, М. Т. Цицерон, и известный своими речами адвокат А. Ф. Кони, и духовные лидеры - патриарх Кирилл, мать Тереза, и успешный бизнесмен Г. Ньюэлл, и киберспортивный комментатор Виталий «V1lat» Волочай, и политики прошлого - Рузвельт, Троцкий, И. В. Сталин, У. Черчилль, Эрнесто че Гевара, Дж. Кеннеди, Ф. Кастро, Н. Хрущев, Р. Реган, Н. Манделла, П. Робеспьер, М. Ганди, Л. Брежнев. Это и медиаперсоны: А. Гордон, C. Э. Балмер, Том Питерс, Д. Ю. Пучков, А. Макаревич, В.В. Познер, Хью Лори, Глуховский, Л. Парфенов, Т. Кук, Н. Михалков, С. Бодров, А. Киселев, В. Гусев, А. Мутко, Айв, Вуйчич, А. Масляков, Д. Карнеги, Н. Незлобин, Э. Роббинс А. Жданов. Это и современные литераторы: А. Аствацуров, В. Полозкова, Д. Лихачев, В. Гончаров, М. Горшенев.

В качестве примера преведем анализ риторических приемов популярного спортивного комментатора Д. Губерниева. Дмитрий Губерниев в своих репортажах использует ритуальный, провокационный, императивный механизмы речи. Продемонстрируем это на примере цитаты.

«Дорогие друзья! (традиционное, ритуальное обращение) Это только начало сезона, наши ребята ещё покажут, на что способны! Впереди много гонок и мы еще увидим яркие победы наших биатлонистов! (формирование мнения, убеждение – императивная конструкция) Но мы с вами понимаем, что биатлон – это не только лыжные гонки, но и стрельба, кхм, как выясняется!»

В арсенале спортивного комментатора много невербальных средств. Смена громкости голоса и темпа речи – усиление громкости в наиболее значимых моментах, ускорение темпа в острых ситуациях. Конечно просодика, то есть голосовые характеристики для спортивного комментатора является основным невербальным инструментом, однако в телерепортажах мы можем наблюдать и другие средства, например, кинесику (жесты, мимика, поза), проксемику (ориентация и дистанция в пространстве). Таким образом, мы можем отметить, что в ходе спортивного события Дмитрий Губерниев вкладывает в свой репортаж авторское видение лыжной гонки, опыт, эмоции, оценку, языковое мастерство, что несомненно притягивает телеаудиторию, формируя круг постоянных слушателей и телезрителей.

Таким образом, навыки публичного выступления формируются посредством ознакомления с яркими публичными выступлениями, практического применения основных риторических приемов, формирования положительного отношения собственно к выступлению.

Задания:

1) Назовите современных успешных ораторов, опишите их риторический портрет

2) Выделите слова-маркеры современной эпохи, кто их автор, какую сферу человеческой жизнедеятельности они описывают, и на какие сферы распространились как метафоры, почему стали так значимы для современников

3) Проанализируйте риторические особенности оратора, опираясь на схему:

· механизм речи - ритуальный, провокационный, императивный;

· приемы привлечения и удержания внимания аудитории – вопросы к аудитории, контрастные раздражители (темп и тембр речи…), визуальный контакт с аудиторией, средства визуализации (презентации…)

· композиция выступления (вступление, основная часть, заключение)

· слова-маркеры оратора (наиболее яркие, часто повторяющиеся, ассоциирующиеся с образом оратора)

 

Обязательная литература:

1. Решетникова, Е. В. Риторика и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. - Новосибирск: [б. и.], 2008. - 178с.

2. Руднев, В. Н. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Руднев. - 2-е изд., перераб. - Москва: Кнорус, 2015. – 292 с.

3. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для бакалавров / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общ. ред. В. Д. Черняк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. – 505 с.

4. Сурикова, Т. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для бакалавров / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова; под ред. Г. Я. Солганика. - Москва: Юрайт, 2013. – 239 с.

 

Дополнительная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [Текст]: учеб. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 2-е изд. стер. - Москва: Кнорус, 2014. – 423 c.

2. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. - Москва: Проспект, 2015. – 439 с.

 

Электронный ресурс. Библиотека iprbooks:

1. Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15460.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Каверин Б.И. Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Каверин Б.И., Демидов И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10487.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Корнилова Е.Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античного мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корнилова Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 240 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13305.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Захарова Л.Л. Риторика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Л.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.— 198 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13901.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.