Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что является правильным убеждением в отношении Божественного Предопределения

Ду‘а’ не меняет судьбу

В предлагаемой к изучению статье обобщены сведения о Вере в неизменность Божьего Предопределения, а также о значимости Мольбы в жизни верующего и о пользе, которую получает раб Божий от своего обращения к Господу за помощью. Приведенные в статье доводы из Аятов, Х ади с ов Пророка – мир Ему и Божье благословение, - разъяснений Его сподвижников и ученых Ислама, а также доводов разума дают исчерпывающий ответ на волнующий многих вопрос о Мольбе созданного, обращенной к Создателю, и неизменности Божьего Предопределения.

Пусть сведения, которые почерпнет из данной статьи читающий, станут для него щитом, оберегающим истинность его убеждений. Надеемся также, что приведенные доводы и разъяснения помогут верующему укрепиться в своем уповании на Бога и в осознании своей нуждаемости в Нем. Со своей стороны просим читателя не оставить нас в своих благих Мольбах.

О том, что является правильным убеждением в отношении Божественного Предопределения

В Х ади с е Джибриля (о том, что Архангел Джибриль, мир Ему, приходил к Пророку Му х аммаду, салля-ллаhу ‘аляйhи уа саллям, и задавал Ему вопросы об Исламе, Имане и Ихсане) в ответе Пророка на вопрос об Имане было сообщено, что вера в Предопределение является неотъемлемой частью Веры мусульманина. Поэтому опасность заблуждения по этому вопросу не должна быть недооценена. И роль знания этой важной темы в ограждении себя от такого несчастья является первостепенной.

 

 

Убеждения Аhлю-ль-Ислям (приверженцев Ислама) в отношении Предопределения таковы. Воля Аллаhа охватывает абсолютно все совершаемое и произносимое Его рабами. И ничего в созданном Им мире не происходит без Его на то Воли, Предопредления, Знания и Создания. А воля рабов Божьих находится под Волей их Господа, как сказано об этом в К ур‘ане (Сура «Ат-Таквир», Аят 29):

و م ا ت ش ا ؤ و ن إ ل ا أ ن ي ش ا ء ا ل ل ه ر ب ا ل ع ا ل م ي ن

 

что означает: «Все ваши желания [ваша воля] предопределены вечной Волей Аллаhа, Господом миров».

Только по Воле Аллаhа все существующее появилось в бытии, будь то добро или зло, покорность Богу или же ослушание Его, Вера или же неверие. Ведь, не существует отдельного создателя для отдельной вещи (например, только для добра или только для зла) – Единственным Создателем всего сущего является лишь Аллаh!

 

Воля Аллаhа вечна, безначальна – она не меняется, не приостанавливается и не возобновляется - подобно тому, как являются вечными, неизменными такие Его Атрибуты, как, например, Знание или же Могущество.

 

Всевышнему не присуща изменяемость – ни Его Сущности, ни Атрибутам, поскольку изменяемость относится к качествам созданных. Нельзя думать, что Аллаh изменяет какой-либо из Своих Атрибутов, например, Свою Волю, или же, например, что Он якобы обновляет Свое Знание. Противоречит Вере мусульман убеждение, что у Аллаhа якобы появляется «новая воля», которой не было у Него в Вечности. По своей ложности это убеждение подобно другому – когда человек думает, что у Аллаhа якобы появляется «новое знание», которого не было у Него прежде.

 

Все, что наполняет наш мир и что происходит в нем, является созданным и предопределенным Богом. Все появляется в бытии и исчезает, абсолютно все события происходят по Воле Аллаhа. Несомненно, что все, произошедшее с рабом Божьим, было предопределено Создателем мира. Также и то, что произойдет с ним в будущем, - предопределено Им. Ничто из предопределенного Господом не меняется, так как Его Воля вечна. (Тогда как воля раба Божьего может меняться).

 

Если Аллаh хотел, чтобы что-либо произошло, то это обязательно происходит. Если же Он не хотел, чтобы это произошло, этого никогда не случится. Ничто и никто из созданных не может повлиять на Волю своего Господа и заставить изменить ее. Все, абсолютно все произойдет так, как предопределил это Аллаh.

 

 

Наш великий Пророк Му х аммад, мир Ему, следующими мудрыми словами разъяснил истину о том, что в Своей Воле Аллаh не зависим ни от одного из созданных, и что Его Предопределение ничто и никто не в состоянии измененить:

 

 

”و ا ع ل م أ ن ّ ا ل أ م ة ل و ا ج ت م ع ت ع ل ى أ ن ي ن ف ع و ك ب ش ى ء ل م ي ن ف ع و ك إ ل ا ب ش ى ء ق د ك ت ب ه ا ل ل ه ل ك ، و ل و ا ج ت م ع و ا ع ل ى أ ن ي ض ر ّ و ك ب ش ى ء ل م ي ض ر ّ و ك إ ل ا ب ش ى ء ق د ك ت ب ه ا ل ل ه ع ل ي ك “.

Знай, что если бы все созданные объединились бы, чтобы принести тебе какую-либо пользу, то не получишь ты ее, если это для тебя не предопределено Аллаhом. Если бы все созданные объединились, чтобы нанести тебе какой-либо вред, то, не смогут они тебе навредить, если этого для тебя не предопределил Аллаh – с тобой произойдет только то, что предопределено Аллаhом».

Из этого изречения мы можем извлечь знание о том, что ни одно из действий Божьих рабов не может повлиять на Волю Всевышнего, на то, что Он предопределил. Изменения Предопределения не происходит, даже если абсолютно все созданные соберутся, чтобы вознести Мольбу Богу, прося о желаемом: если исполнения их просьбы не было записано в Судьбе, не было предопределено Богом, то этого никогда не произойдет.

Воля Аллаhа неизменна, и предопределенное Им обязательно свершается. Посланник Аллаhа, мир Ему, научил одну из своих дочерей произносить такие мудрые слова, утверждающие превосходство Воли Господа над волей Его рабов:

”م ا ش ا ء ا ل ل ه ك ا ن و م ا ل م ي ش أ ل م ي ك ن “

«Все, что хотел Аллаh, - происходит, чего не хотел Аллаh – никогда не произойдет». (Передал это изречение Абу Дауд).

Если человек воспримет мудрость, содержащуюся в этих словах, то постигнет знание о вечности Воли Аллаhа и неизменяемости того, что Он предопределил для Своих рабов и всех остальных созданий. Верное понимание этих слов дает узнать верующему о том, что если что-то записано в судьбе человека (т.е. предопределено Богом), то ее не сможет изменить ни Мольба, ни Милостыня, ни Намаз, ни любое другое из Богоугодных деяний человека – все произойдет только так, как это предопределил Аллаh.

Если бы Аллаh менял Свою Волю, отвечая на Мольбу Своего раба, то Он изменил бы ее для того, чтобы выполнить просьбу (Мольбу) Своего самого любимого создания – Пророка Му х аммада, мир Ему. Однако Аллаh не меняет Своей Воли, и исспрашиваемого Пророком, мир Ему, не произошло.

Пророк поведал нам об этом своем обращении с Мольбами к Аллаhу:

 

Quot;: س َ أ َ ل ْ ت ُ ر َ ب ِ ّ ي ل أ ُ م ّ َ ت ِ ي ث َ ل ا ث ً ا ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ي ث ِ ن ْ ت َ ي ْ ن ِ و َ م َ ن َ ع َ ن ي و َ ا ح ِ د َ ة ً ، س َ أ َ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي ُ ه ْ ل ِ ك َ أ ُ م ّ َ ت ي ب ِ ا ل س ّ َ ن َ ة ِ [1] ا ل ع َ ا م ّ َ ة ِ ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ِ ي ه َ ا ، و َ س أ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي ُ س َ ل ِ ّ ط َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ع َ د ُ و ّ ً ا م ِ ن ْ غ َ ي ْ ر ِ ه ِ م ْ ف َ ي َ س ْ ت َ أ ص ِ ل َ ه ُ م ْ ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ِ ي ه َ ا ، و َ س َ أ َ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي َ ج ْ ع َ ل َ ب أ س َ ه ُ م ْ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ف َ م َ ن َ ع ِ َ ي ه ا ، و َ ق َ ا ل َ ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ إ ن ِ ّ ي إ ِ ذ َ ا ق َ ض َ ي ْ ت ُ ق َ ض َ ا ء ً ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل ا ي ُ ر َ د ّ ُ ".

______________

[1] أ ي ا ل م ج ا ع ة ِ

Имам Муслим передал от Саубана Х ади с о том, что Посланник Аллаhа Му х аммад, мир Ему, рассказал: «Я обращался к Господу, моля за свою Общину, с тремя просьбами. Две из них исполнилось, а одна осталась невыполненной. Я просил, чтобы моя Община не погибла бы от голода. Также я просил Аллаhа, чтобы Он уберег мою Общину от внешних врагов, желающих ее уничтожить. А также я просил Аллаhа, чтобы в моей Общине не было бы вражды, убийств и войн. Но это не исполнилось. И Он [Аллаh] сказал [что означает]: «О Мухаммад! Если Я предопределил что-либо, то этого никто не сможет изменить»».

Подобный же Х ади с передал от Абу hурайры х афиз ‘Абду-р-Ра х ман Ибн Абу Хатим. В нем сообщается, что Пророк, мир Ему, обращался к Господу с четырьмя просьбами, и только три из них были выполнены.

Сообщенное в этих Х ади с ах является ясным доводом к тому, что Аллаh, Пречистый от любого недостатка, не меняет Своей Воли из-за Мольбы взывающего к Нему. Ничего не произойдет в созданном Им мире, кроме того, что Он предопределил для него и что создал по Своей Вечной Воле.

Ниже укажем на некотрые ошибочные убеждения по вопросу о Предопределении и покажем, в чем суть этих ложных взглядов.

 

Некоторые люди ввергли себя в страшное заблуждение, приписав нашему Вечному Создателю такое из созданных Им качеств как изменяемость. По их глубоко ошибочному мнению, Аллаh меняет то, что Он предопределил. Тем самым они приписали Аллаhу изменение Его Воли. Но Воля Божья вечна, она не меняется. Измененяемость может быть присуща только созданным. Она является основным их качеством, тогда как все Атрибуты Создателя вечны, неизменны, и все они свидетельствуют о Вечности Его Божественной Сущности.

 

Некоторые люди посчитали, что Мольба (Ду‘а’) человека, обращенная к Аллаhу, может поменять предопределенную Богом судьбу. В силу этого заблуждения такие люди даже просят порой Аллаhа изменить то, что Он предопределил им в их судьбе!

 

Те, кто думает, что предопределенное Аллаhом может изменяться, тем самым допускает, будто бы Аллаh что-то из созданного не предопределил (ведь, само понятие " предопределенное" указывает на обязательность осуществления того, что предопределено; иными словами, предопределенное не может не осуществиться).

 

Но если бы Аллаh не предопределил бы что-либо, это означало бы, что в Его Владениях происходит что-то без Его Воли и Его Знания. А раз это не было бы Ему известно, то значит, что Он узнавал бы о том, что произошло, лишь после того, как это случится. И если бы Он не знал, что это произойдет, то это происходило бы и не по Его Созданию (ибо Создающий обязательно знает о том, что будет Им создано). Таким образом, получается, будто бы у некоторых событий есть иной создатель, нежели Аллаh. А это уже не является убеждениями Единобожия, это противоречит Вере мусульман, признающих и верящих в Единого, Всезнающего, Всемогущего Создателя, пречистого от малейшего изъяна, невежественности, слабости.

 

Если человек обращается с Мольбой к Аллаhу, прося его об излечении от своей болезни, и если Аллаh даровал этому человеку выздоровление, то здесь можно говорить, что Мольба (желание) просившего совпала с Волей Аллаhа. Если же Аллаh не даровал этому просящему исполнения его просьбы, и он не излечился от своей болезни, то мы понимаем, что Аллаh не хотел для этого больного выздоровления. Ни в первом случае (когда Мольба исполняется, и человек выздоравливает), ни во втором (когда человек остается больным) не происходит изменения предопределенного Богом. И Мольба больного, и то, что ожидало человека после его Мольбы – выздоровление либо продолжение болезни, - были предопределены. И именно в силу того, что они были предопределены, они и произошли.

 

Из сказанного следует, что было бы заблуждением думать, что у человека, просившего Аллаhа о выздоровлении и получившего желаемое, якобы изменилась судьба – якобы ему было предопределено быть больным, а после его Мольбы предопределенное изменилось, и он выздоровел. Верующий придерживается в отношении этих событий совсем иной точки зрения. Он понимает, что судьба неизменна, так как предопределена Богом, а Бог не меняет Своей Воли. Поэтому все происходящее с человеком, входит в предопределенную ему Богом судьбу. Что суждено человеку – обязательно случится, что не суждено – никогда не произойдет. Меняется не Воля Господа – изменения происходят в чередовании событий нашей жизни, т.е. в созданном Им мире. И появление этих событий, и их прекращение, - предопределены Вечной Волей Аллаhа.

 

Для верующего, обращающегося с Мольбой к Богу, в любом из двух исходов – в случае, если будет исполнена его Мольба, и в том случае, когда его ожидает иное, – есть польза, потому что ему записывается вознаграждение (саваб) за это благочестивое деяние (обращение в Мольбе к Своему Господу), что поможет ему пройти испытания грядущего Судного Дня. По причине вознесенной Мольбы человек и его близкие в Этой жизни могут оказаться огражденными от бед.

 

«О Аллаh! Мы не просим Тебя об изменении судьбы...»

Некоторые не обладающие знанием люди оспаривают справедливость слов, содержащихся в одной Мольбе (Ду‘а`):

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ إ ِ ن ّ َ ا ل ا ن َ س ْ أ ل ُ ك َ ر َ د ّ َ ا ل ق َ ض َ ا ء ِ و َ ل َ ك ِ ن ْ ن َ س ْ أ ل ُ ك َ ا ل ل ّ ُ ط ْ ف َ ف ِ ي ه ِ.

«О Аллаh! Мы не просим Тебя об изменении судьбы, просим лишь даровать нам облегчение в ней».

В силу своего непонимания смысла Х ади с а «х асан» (большой степени достоверности), который мы приведем ниже, они утверждают, что упомянутое Ду‘а` якобы противоречит этому Х ади с у. Пророк, мир Ему, сказал (данный Х ади с передал Ибн Маджаh в своем сборнике Х ади с ов «Ас-Сунан», глава «О Предопределении»):

" ل ا ي َ ر ُ د ّ ُ ا ل ق َ ض َ ا ء َ إ ل ا ا ل د ّ ُ ع ا ء ُ "

(Ля йарудду-ль- к ада`а илля-д-Ду‘а`)

(Буквальный перевод этих слов не дает правильного понимания смысла, вложенного в него Пророком, мир Ему, а уводит от истины в вопросе о Божьем Предопределении. В действительности же, смысл слов Пророка, мир Ему, не входит в противоречие с убеждением, что Аллаh не изменяет предопределенного Им. Объяснение этого мы поместим ниже. Буквальный перевод этого Х ади с а таков: «Ничто не изменит (не отвергнет) судьбы, кроме Ду‘а`»).

Неверно поняв сказанное Пророком, мир Ему, они возмущаются: «Как же нам не просить Аллаhа об изменении судьбы, когда сам Посланник Аллаhа, мир Ему, сообщил, что она меняется?!»

Ответом этим людям будет освещение следующего знания, содержащегося в учении Ислама. Понятие «К ада`», о котором говорится в тексте упомянутого Х ади с а, в Шари‘ате имеет два значения. Существуют К ада` мубрам и к ада` му‘алля к.

Понятие «К ада` мубрам» относится к вечному Атрибуту Аллаhа «Предопределение»: все в созданном Аллаhом мире будет происходить согласно тому, что предопределил для него Аллаh Своей вечной, неизменной Волей. К ада` мубрам никогда и ни в чем не претерпевает изменения. Ничто не может его изменить – ни Мольба просящего, ни Сада к а (Милостыня) жертвующего, ни поддерживание отношений с родственниками, ни любое другое из деяний созданного.

В отличие от этого, понятие «к ада` му‘алля к» имеет значение, относящееся к судьбам созданных: это то, что согласно Воле Аллаhа записано на Хранимой Скрижали (Доске судеб)[1] как условно-возможные судьбы[2]-.

_________________________

[1] По-арабски – Аль-Ляу х у-ль-Махфуз – одно из первых созданий Аллаhа, на котором было записано все, что произойдет со всеми созданными до Конца Света.

[2] Имеется в виду то, о чем сказано, что если созданный будет совершать какое-либо конкретное деяние, то произойдет некое конкретное событие, а если он не совершит этого, то такого не случится. Что же из этого в действительности произойдет, знает только Аллаh. И необходимо помнить: все, что будет происходить, - предопределено Богом, и это не меняется.

 

 

То, что свершится (согласно К ада` мубрам, т.е. Божьему Предопределению), и таже то, что относится к к ада` му‘алля к, - все это записано на Доске судеб. Однако Ангелы, которым передается часть из знания о судьбах созданных, списывают с Доски судеб и записывают на своих листах лишь то, что относится к к ада` му‘алля к (сведения об условно-возможных судьбах).

Разъясним, что заключает в себе знание об условно-возможных судьбах. На Доске судеб записаны сведения о том, что может произойти с созданным, если он совершит конкретное деяние, и что с ним произойдет, если он этого деяния не совершит. Другими словами, для всякого созданного в отношении конкретного события существует запись о двух условно-возможных путях разворота его судьбы. К примеру, возможна такая запись: если кто-то просил в Мольбе Аллаhа даровать какое-либо благо, то он получит его, а если он не сделал этого, то не получит. Что же произойдет на самом деле – будет человек возносить Мольбу Аллаhу или нет и получит ли он благо – никто, кроме Аллаhа, не знает. Ангелам известно только об условно-возможном, но не о предопределенном (о том, что случится). Они не обладают знанием о том, что совершит тот или иной созданный, не знают того, что из условно-возможного входит в его судьбу. Судьба же созданного предопределена и не изменяется – произойдет лишь одно из условно-возможного (в нашем примере – человек либо будет возносить Мольбу, и он получит желаемое, либо не будет, и не получит этого), и именно то, что предопределено Аллаhом.

И если случается первое из двух возможных событий (т.е. «условно-возможной судьбы») – человек обращается с Мольбой к Аллаhу и получает то, о чем просил, - то понимаем из этого, что его Мольба отвергает второе из этих событий, или вторую из «условно-возможной судьбы».

Таково значение понятия «к ада` му‘алля к», или «к адар му‘алля к». Как видим, оно вовсе не тождественно понятию «Предопределение Аллаhа» («ت ق د ي ر ا ل ل ه»), являющемуся Его вечным, неизменным Атрибутом. Поэтому глубоко ошибочным было бы думать, что Предопределение Аллаhа якобы обусловлено деянием (зависимо от деяния) конкретного человека, в частности, его Мольбой. Поистине, Знание Аллаhа вечно, и Он знает абсолютно обо всем: о том, что было, есть и будет, а также о том, чего никогда не произойдет, и о том, как бы развернулись бы судьбы созданных, если бы они совершили иное, нежели то, что в действительности совершат. Аллаh знает, какой из двух условно-возможных путей выберет человек, а выберет он то, что ему предопределено в судьбе. И все это – оба условно-возможных пути и то, что из них выберет человек, - записано на Доске судеб.

После того, как была показана разница между понятиями «К ада` мубрам» и «к ада` му‘алля к», обратимся к разъяснению смысла Х ади с а «х асан», который был приведен в начале этой статьи:

Quot; ل ا ي َ ر ُ د ّ ُ ا ل ق َ ض َ ا ء َ إ ل ا ا ل د ّ ُ ع ا ء ُ ".

В свете того знания, что судьба каждого из созданного предопределена вечной, неизменной Волей Аллаhа, и поэтому это не может быть изменено, а также того, что существуют записи об «условно-возможных судьбах», или условно-возможных поступках созданных, данному Х ади с у соответствует такой смысл:

«Мольба Божьего раба может отвергнуть одну из «условно-возможных судеб»» (3).

Таким образом, в этом Х ади с е речь идет о понятии «к ада`» в его втором значении, связанном с условно-возможным, – «к а д а` му‘алля к», а не в значении «К ада` мубрам», которое относится к неизменной судьбе, связанной с вечным Атрибутом Аллаhа «Предопределение», которое не меняется, не отвергается ни Мольбой, ни любым другим из деяний созданных.

________________________

(3) В этом Х ади с е говорится о Мольбе, как примере деяний, по причине которых может быть отвергнута «условно-возможная судьба». Пророк, мир Ему, указал и на другие подобные этому деяния. Имам Аль-Байhакый в своей книге «Аль- К ада’ уа-ль- К адар» передал слова Имама ‘Алий, пусть ему будет Милость Аллаhа, о сказанном Пророком, мир Ему:

”م َ ن ْ س َ ر ّ َ ه ُ أ َ ن ْ ي ُ م َ د ّ َ ل َ ه ُ ف ِ ي ع ُ م ُ ر ِ ه ِ و َ ي ُ و َ س ّ َ ع َ ل َ ه ُ ف ِ ي ر ِ ز ْ ق ِ ه ِ و َ ي ُ د ْ ف َ ع َ ع َ ن ْ ه ُ م ِ ي ت َ ة ُ ا ل س ّ ُ و ء ِ ف َ ل ْ ي َ ت ّ َ ق ِ ا ل ل ه َ و َ ل ْ ي َ ص ِ ل ْ ر َ ح ِ م َ ه ُ ” ر َ و َ ا ه ُ ا ل ْ ح َ ا ك ِ م ُ

«Кто желает, чтобы его жизнь была долгой, чтобы его мирской удел был увеличен, чтобы он был огражден от смерти в плохом положении, пусть будет Богобоязненным [выполняет все Повеления Аллаhа, сторонится совершения любого греха], поддерживающим связь с верующими из числа своих родственников» (Х ади с передал Имам Аль- Х аким в своем сборнике Х ади с ов «Аль-Мустадрак»).

Понятие «К ада`» в этих двух своих значениях (К ада` мубрам и к ада` му‘алля к) упомянуто в изречении Пророка Му х аммада, мир Ему, переданном Имамом Аль-Байhакый от Ибн ‘Аббаса, пусть Аллаh дарует им Свою Милость (книга Имама Аль-Байhа к ый «Аль- К ада’ уа-ль- К адар»):

" ل ا ي َ ن ْ ف َ ع ُ ح َ ذ َ ر ٌ م ِ ن ْ ق َ د َ ر ٍ و َ ل َ ك ِ ن ّ َ ا ل ل ه َ ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ ي َ م ْ ح ُ و ب ِ ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ِ م َ ا ش َ ا ء َ م ِ ن َ ا ل ْ ق َ د َ ر ِ "

Осторожность созданного, избегание им опасностей не убережет от предопределеннного ему Богом, от свершения его судьбы, однако, Бог по Своей Воле по причине Мольбы Своего раба удаляет, что хочет, из [условно-возможных] судеб».

 

В первой части высказывания Пророка, мир Ему:

 

" ل ا ي َ ن ْ ف َ ع ُ ح َ ذ َ ر ٌ م ِ ن ْ ق َ د َ ر ٍ "

Осторожность созданного, избегание им опасностей не убережет от предопределеннного ему Богом, от свершения его судьбы»)

под словом «судьба» («ق َ د َ ر») подразумевается то, что записано в К ада` мубрам, т.е. предопределенный и неизменный ход развития событий.

 

Во второй же части этого изречения:

 

" و َ ل َ ك ِ ن ّ َ ا ل ل ه َ ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ ي َ م ْ ح ُ و ب ِ ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ِ م َ ا ش َ ا ء َ م ِ ن َ ا ل ْ ق َ د َ ر ِ "

 

(«однако Бог по Своей Воле по причине Мольбы Своего раба удаляет, что хочет, из [условно-возможных] судеб»)

 

слово «судьба» относится уже к понятию «к ада`» в его втором значении – к ада` му‘алля к, т.е. то, что записано в качестве условно-возможных судеб, осуществится из которых в действительности лишь одна – та, которая предопределена Богом.

 

Доводом к тому, что во второй части изречения Ибн ‘Аббаса не имеется в виду вечное Предопределение Аллаhа и предопределенные Его вечной Волей судьбы, служит то, что в нем сказано об удалении части из судьбы, то есть об изменении, а изменение не может быть присуще Вечному Создателю, у Которого вечные, неизменяемые Атрибуты.

 

Доказательство того, что предопределенное Аллаhом не меняется и что произойдет только то, что предопределил Своей вечной Волей Аллаh, содержится в приведенном в этой статье ранее Х ади с е Пророка Му х аммада, мир Ему:

 

و َ ر َ د َ ف ي ح َ د ي ث ِ م ُ س ْ ل ِ م ٍ أ َ ن ّ َ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ع ل ي ه ِ ا ل ص ّ َ ل ا ة ُ و ا ل س ل ا م ُ ق ا ل َ: " س َ أ َ ل ْ ت ُ ر َ ب ِ ّ ي ل أ ُ م ّ َ ت ِ ي ث َ ل ا ث ً ا ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ي ث ِ ن ْ ت َ ي ْ ن ِ و َ م َ ن َ ع َ ن ي و َ ا ح ِ د َ ة ً ، س َ أ َ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي ُ ه ْ ل ِ ك َ أ ُ م ّ َ ت ي ب ِ ا ل س ّ َ ن َ ة ِ (أ ي ا ل م ج ا ع ة ِ) ا ل ع َ ا م ّ َ ة ِ ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ِ ي ه َ ا ، و َ س أ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي ُ س َ ل ِ ّ ط َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ع َ د ُ و ّ ً ا م ِ ن ْ غ َ ي ْ ر ِ ه ِ م ْ ف َ ي َ س ْ ت َ أ ص ِ ل َ ه ُ م ْ ف َ أ َ ع ْ ط َ ا ن ِ ي ه َ ا ، و َ س َ أ َ ل ْ ت ُ ه ُ أ َ ن ْ ل ا ي َ ج ْ ع َ ل َ ب أ س َ ه ُ م ْ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ف َ م َ ن َ ع ن ِ ي ه ا ، و َ ق َ ا ل َ: ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ إ ن ِ ّ ي إ ِ ذ َ ا ق َ ض َ ي ْ ت ُ ق َ ض َ ا ء ً ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل ا ي ُ ر َ د ّ ُ ".

Посланник Аллаhа Му х аммад, мир Ему, рассказал:

«Я обращался к Господу, моля за свою Общину, с тремя просьбами. Две из них исполнились, а одна осталась невыполненной. Я просил, чтобы моя Община не погибла бы от голода. Также я просил Аллаhа, чтобы Он уберег мою Общину от внешних врагов, желающих ее уничтожить. А также я просил Аллаhа, чтобы в моей Общине не было бы вражды, убийств и войн. Но это не исполнилось. И Он [Аллаh] сказал [что означает]: «О Му х аммад! Если Я предопределил что-либо, то этого никто не сможет изменить»» (этот Х ади с передал от Саубана Имам Муслим, сборник «Ас-Са х и х»).

Подобный же Х ади с передал от Абу Хурайры Х афиз ‘Абдур-Ра х ман Ибн Абу Х атим. В нем сообщается, что Пророк, мир Ему, обращался к Господу с четырьмя просьбами, и только три из них были выполнены.

В этих Х ади с ах речь идет о К ада` мубрам, т.е. о том, что Аллаh предопределил в качестве судьбы, которая обязательно произойдет. Также в этих Х ади с ах сообщается, что Мольба даже самого лучшего из созданных – Пророка Му х аммада, мир Ему, – не может изменить Божьего Предопределения, т.е. К ада` мубрам. Из заключительных слов в приведенном Х ади с е мы узнаем, что Сам Аллаh известил нас о том, что ничто и никто не может изменить предопределенного Им в судьбе.

Воистину, все происходит по Воле Аллаhа, Его Предопределению и Знанию, и это не меняется!

Это важное убеждение – о неизменности Божьего Предопределения (К ада’ мубрам) – должно быть стержневым в убеждених верующего по данном теме, и тогда его ничто не сможет поколебать, как, например, вопрос о пользе Мольбы. А знание о том, что существуют на Доске судеб записи об условно-возможных событиях, или судьбах, помогает узнать о значимости Мольбы в судьбе созданного. Величайший ученый Имам Аль-Газали в своем труде «И х ья’у ‘Улюми-д-дин» написал:

" ف َ إ ِ ن ْ ق ُ ل ْ ت َ ف َ م َ ا ف َ ا ئ ِ د َ ة ُ ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ِ و َ ا ل ْ ق َ ض َ ا ء ُ ل ا ي ُ ر َ د ّ ُ ؟ ف َ ا ل ْ ج َ و َ ا ب ُ: إ ِ ن ّ َ م ِ ن َ ا ل ْ ق َ ض َ ا ء ِ ر َ د ّ َ ا ل ْ ب َ ل ا ء ِ ب ِ ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ِ ، ف َ ا ل ْ د ّ ُ ع َ ا ء ُ س َ ب َ ب ٌ ل ِ ر َ د ِ ّ ا ل ْ ب َ ل ا ء ِ و َ ا س ْ ت ِ ج ْ ل ا ب ِ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ة ِ ك َ م َ ا أ َ ن ّ َ ا ل ْ ت ِ ّ ر ْ س َ س َ ب َ ب ٌ ل ِ ر َ د ِ ّ ا ل س ّ َ ه ْ م ِ ، و َ ا ل ْ م َ ا ء ُ س َ ب َ ب ٌ ل ِ خ ُ ر ُ و ج ِ ا ل ن ّ َ ب َ ا ت ِ ".

«Если ты спросишь: «В чем польза в вознесении Мольбы, раз судьба не меняется?», ответим: «Поистине, из судьбы удаляются беды [т.е. отвергается одна из условно-возможных судеб, в которой были записи о бедах] из-за вознесенной рабом Божьим Мольбы. Ведь, Мольба является причиной, по которой отвергаются беды и ниспосылается Милость Божья, подобно тому, как щит является причиной, по которой отскакивает назад стрела, и как вода является причиной для всхода растений»».

Имам Абу ‘Иса Ат-Тирмизий в своем сборнике «Аль-Джами‘» передал со слов Абу Хузамы – имя которого Рифа‘а, - рассказ его отца:

س َ أ َ ل ْ ت ُ ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ف َ ق ُ ل ْ ت ُ: " ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ، أ َ ر َ أ َ ي ْ ت َ ر ُ ق َ ى ً ن َ س ْ ت َ ر ْ ق ِ ي ه َ ا و َ د َ و َ ا ء ً ن َ ت َ د َ ا و ى ب ِ ه ِ و َ ت ُ ق َ ا ة ً ن َ ت ّ َ ق ِ ي ه َ ا ، ه َ ل ْ ت َ ر ُ د ّ ُ م ِ ن ْ ق َ د َ ر ِ ا ل ل ه ِ ش َ ي ْ ئ ً ا ؟ " ق َ ا ل َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل ص ّ َ ل ا ة ُ و َ ا ل س ّ َ ل ا م: " ه ِ ي َ م ِ ن ْ ق َ د َ ر ِ ا ل ل ه ِ ".

«Я обратился с вопросом к Посланнику Аллаhа, салля-ллаhу ‘аляйhи уа саллям: «О Посланник Аллаhа! Видел ли ты, как мы обращаемся к ру к ъя [снятие сглаза, порчи, лечение болезней, страха, избавление от наущений дъявола посредством чтения определенных священных текстов] и как принимаем лекарство, чтобы излечиться, и как ограждаем себя от невзгод и опасности? Изменяет ли это что-либо в предопределенной нам Аллаhом судьбе?» Пророк, мир Ему, ответил: «Все это входит в предопределенную вам Аллаhом судьбу»».

Ат-Тирмизий сообщил, что этот Х ади сх асан (высокой степени достоверности), а в отдельных текстах о нем сказано, что он – х асан-са х и х, т.е. один из самых достоверных.

А теперь обратимся к ответу ‘Умара Аль-Фару к а (второй праведный Халиф), который он дал на вопрос Абу ‘Убайды. ‘Умар беспокоился по поводу возвращения в Шам, где в то время свирепствовала чума, и не хотел туда направляться. Абу ‘Убайда спросил его: «Это бегство от предопределенного Аллаhом?», на что ‘Умар, пусть будет ему Милость Аллаhа, дал ответ, которым подтвердил убеждение о неизменности Божьего Предопределения:

" ن َ ع َ م ْ ت َ ف ِ ر ّ ُ م ِ ن ْ ق َ د َ ر ِ ا ل ل ه ِ إ ِ ل ى ق َ د َ ر ِ ا ل ل ه ِ "

«Да, это бегство от одного предопределенного мне Аллаhом [от заражения чумой] к другому предопределенному Им». Эти слова праведного Халифа не отрицают Предопределения Аллаhа, и означают они следующее: когда человек покидает одну землю и отправляется в другую, то нам следует понимать, что где бы он ни находился, куда бы ни направился – все это происходит по Предопределению Аллаhа. И важно подчеркнуть, что поступок ‘Умара не противоречит выполнению требования упования на Аллаhа, возлагания на Него надежд во всех ситуациях (арабск.: ا َ ل ت َ ّ و َ ك ُ ّ ل ُ), потому что поиск выхода из трудной ситуации не является отверганием упования на Аллаhа, а служит причиной, по которой человек получит желаемое. Это бедствие известно под названием «чума Амвас». Оно унесло жизни многих из великих сподвижников Пророка, мир Ему, среди которых были те, кто участвовал в открытии для Ислама новых земель. За свою Веру и мученичество в болезни они вошли в почетную категорию шаhидов – мусульман, павших за Веру (ش ُ ه َ د َ ا ء), их называют «ش ُ ه َ د َ ا ء َ ا ل ط ّ َ ا ع ُ و ن َ» - шаhидами, павшими от чумы.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ:

Когда мусульманин обращается с Мольбой к Всевышнему Аллаhу, он убежден – без доли сомнения в этом, - что его Мольба не изменит Воли Всевышнего Аллаhа. Следует знать, что благочестивая Мольба (не противоречашая Шари‘ату (4)) является Поклонением Господу - имеется в виду, что это деяние достойно вознаграждения от Господа.

_____________________________________________

(4) Примеры того, когда мольба противоречит Шари‘ату:

- мольба о помощи в грехе,

- мольба о прощении человека, ушедшего из жизни неверующим.

 

Об этом поведал Пророк, мир Ему, сказав:

ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ُ ع ِ ب َ ا د َ ة ٌ

«Мольба – это Поклонение». Здесь слово «Поклонение» («ع ِ ب َ ا د َ ة ٌ») означает «благие деяния» («ا ل ْ ح َ س َ ن َ ا ت»). Когда мы обращаемся к Аллаhу с Мольбой, в которой нет нарушения Шари‘ата, то нашим убеждением является то, что за эту Мольбу есть вознаграждение. И мы также убеждены, что по причине совершения нами этого деяния (обращения к Богу с Мольбой) Аллаh отводит от нас беды, и если Аллаhом было предопределено исполнение нашего желания, о котором мы Его просили в своей Мольбе, то оно будет исполнено.

Как сообщил Имам Ат-Тирмизий в своем сборнике Х ади с ов «Ас-Сунанн», Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

ا ل د ّ ُ ع َ ا ء ُ م خ ا ل ع ِ ب َ ا د َ ة ٌ

«Ду ‘а’ (Мольба) – это «мозг» Поклонения». Имеется в виду, что Мольба является одним из важнейших видов Поклонения Богу. Место Мольбы в Поклонении очень высоко, очень значимо, поскольку Мольба верующего Божьего раба, обращенная к своему Господу, заключает в себе признание рабом Божественности Аллаhа, Его Абсолютной Власти над ним и Всемогущества, а также того, что абсолютно все блага дарованы ему Аллаhом.

Подробнее о разъяснении этого Х ади с а:

https://www.alsunna.org/shrH-Hdyth-aaldeaaa-mkh-aalebaadah.html#gsc.tab=0

 

Некоторые поняли сказанное Аллаhом в К ур’ане (Сура «Га фир», Аят 60):

ق ا ل ت ع ا ل ى: " ا د ع ُ و ن ي أ َ س ْ ت َ ج ِ ب ْ ل َ ك ُ م ْ "

в буквальном смысле («Просите Меня, и Я отвечу вам»), сделав ошибочный вывод, что якобы любая Мольба, с которой человек обратился к Аллаhу, обязательно будет исполнена. Истинный же смысл этого Аята таков: «Веруйте в Аллаhа, будьте покорны и совершайте Поклонение Ему, и Он вознаградит вас за это» (см. Тафсиры К ур’ана Имама Ан-Насафий и «Аль-Джаляляйн»). Поэтому этот Аят не может служить доводом к ложному убеждению некоторых людей, что якобы ответом Бога на Мольбу созданного всегда будет ее исполнение(5).

_______________________________

(5) См. Х ади с, который был упомянут в данной статье ранее, о трех Мольбах Пророка, мир Ему, из которых были исполнены лишь две.

 

Следует обратить внимание и на другой Аят (Сура «Ар-Ра х ман», Аят 29):

ق ا ل ت ع ا ل ى: " ك ُ ل ّ َ ي َ و ْ م ٍ ه ُ و َ ف ي ش َ أ ن ٍ "

который некоторыми невежественными людьми ошибочно используется в качестве довода для «обоснования» ложного утверждения, что якобы Предопределенное Аллаhом может измениться. Этот Аят по их мнению имеет такой противоречащий учению Ислама текст: «Каждый день Он в разном состоянии»(6).

________________________

(6) Этот перевод глубоко ошибочен, т.к. состояние – из характеристик созданных, а не Создателя. Кроме того, изменяемость также относится к свойствам исключительно созданных.

 

Истинное же толкование этого Аята дается в словах Посланника Аллаhа, мир Ему:

" ي َ غ ْ ف ِ ر ُ ذ َ ن ْ ب ً ا و َ ي ُ ف َ ر ِ ّ ج ُ ك َ ر ْ ب ً ا و َ ي َ ر ْ ف َ ع ُ ق َ و ْ م ً ا و َ ي َ ض َ ع ُ ء ا خ َ ر ِ ي ن " ر َ و ا ه ُ ا ب ن ُ ح ِ ب ّ َ ا ن َ

«Аллаh прощает грехи, снимает тяжесть с души части из Своих рабов. Он возвышает одних и низводит других» (Х ади с передал Ибн Х иббан в своем сборнике Х ади с ов «Ас-Са х и х»).

Этому Аяту соответствует также известное среди арабов крылатое выражение:

س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل ّ َ ذ ي ي ُ غ َ ي ِ ّ ر ُ و َ ل ا ي َ ت َ غ َ ي ّ َ ر ُ

«Аллаh, Пречистый от всех недостатков, Он – Который меняет других, а Сам не меняется». Это замечательные слова, ведь, здесь говорится об изменяемости в отношении созданных, а по отношению к Аллаhу и Его Атрибутам это качество отвергается.

Аллаh меняет состояние Своих рабов: кто-то был болен, а стал здоров, кто-то был грешен, а стал благочестив, кто-то после бедности стал богатым, а другой - был богат, а стал беден. Все это происходит по Его вечной, неизменной Воле. Поэтому выше приведенному Аяту 29 из Суры «Ар-Ра х ман» отвечает следующий смысл: «Аллаh изменяет по Своей Воле положение Своих созданий».

Необходимо правильно понимать и следующие слова из Аята 186 Суры «Аль-Ба к ара», буквальный смысл которых также не отвечает истине:

ق ا ل ت ع ا ل ى: " ا د ع ُ و ن ي أ َ س ْ ت َ ج ِ ب ْ ل َ ك ُ م ْ " أ َ ط ِ ي ع ُ و ن ِ ي أ ُ ث ِ ب ْ ك ُ م ْ "

Об этих словах из Аята сказано учеными, что они сообщают о Поклонении и покорности, соответствующих Божьему Закону (Шари‘ату), а именно – без нарушений правил, закрепленных в нем.

Что касается следующего Аята (Аят 39, Сура «Ар-Ра‘д»):

ق ا ل ت ع ا ل ى: " ي َ م ْ ح ُ و ا ا ل ل ه ُ م َ ا ي َ ش َ ا ء ُ و َ ي ُ ث ْ ب ِ ت ُ "

в буквальном переводе означающем: «Аллаh стирает, что хочет, и сохраняет, что хочет», то здесь не указывается на изменяемость Предопределения Аллаhа. Неверно поняли эти слова те, кто считает, будто в Аяте имеется в виду, что якобы что-то из записанного в судьбе будет удалено и поэтому оно не произойдет, а что-то останется записанным без изменений и осуществится.

Имам Аш-Шафи‘ий, пусть Ему будет Милость Аллаhа, дал разъяснение о том, что в этом Аяте говорится об Аятах «насих» и «мансух», о чем сообщил в своей книге «Аль- К ада’ уа-ль-Кадар» Имам Аль-Байhа к ый. Ан-Насих (ا ل ن ّ َ ا س ِ خ ِ) – это отменяющие Аяты, а аль-мансух (ا ل ْ م َ ن ْ س ُ و خ ِ) – отмененные. В этом Аяте речь идет о том, что Бог удаляет из К ур’ана, что хочет – то есть отменяет закон, ниспосланный в Аяте ранее, и заменяет его другим. И сказано также, что Он оставляет в К ур’ане без изменений то, что хочет. И обо всем – и о том, что изменяется, и о том, что сохраняется, - записано на Доске судеб (ا ل ل ّ َ و ْ ح َ ا ل ْ م َ ح ْ ف ُ و ظ َ). Так было при жизни Пророка, мир Ему, а после Его смерти замен в К ур’ане уже не происходило. Как видим, Имам Аш-Шафи‘ий не относит сказанное в Аяте к Предопределению Аллаhа. «И это наиболее верная позиция в отношении понимания данного Аята», - сказал про разъяснение, данное Имамом Аш-Шафи‘ий этому Аяту, Х афи з Аль-Байhа к ый (кн. «Аль- К ада’ уа-ль- К адар»):

ه َ ذ َ ا أ َ ص َ ح ّ ُ م َ ا ق ِ ي ل َ ف ي ت أ و ِ ي ل ِ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل آ ي َ ة.

Подобное же толкование этому Аяту дается и в известном тафсире К ур’ана «Аль-Джаляляйн» авторства двух крупных ученых-муфассиров.

У части ученых существует еще одно толкование данного Аята, но и оно не противоречит главному постулату знания о Предопределении Бога – о том, что оно не меняется. Это толкование касается темы, которая была рассмотрена в данной статье раньше – о К ада’ «мубрам» (о неизменном Предопределении Божьем) и к ада’ «му‘алля к» (записях, имеющихся на Доске судеб, об условно-возможных событиях).

В соответствии с этим толкованием, в Аяте говорится о том, что по Приказу Аллаhа на Доске судеб было записано то, что будет происходить с каждым из Его рабов, и что касается таких событий его жизни, как, например, беды, нужда, смерть и записей о них на Доске судеб, то сообщается следующее. Если человек обращается к Богу с Мольбой или же проявляет покорность Ему, например, выполняя Его Повеление поддерживать связь с родственниками, то эта беда, значащаяся на Доске судеб как одно из двух возможных событий жизни человека, обойдет его стороной, или же он получит большой удел (ر ز ق), или будет наделен долголетием. На Доске судеб записано также и то, что случится из этих двух условно-возможных судеб (беда или сохранность от нее, бедность или же достаток, короткая жизнь или же долгая). Отмена и сохранность, о которых сказано в данном Аяте, - каждое в отдельности – относятся к одной из двух записей, имеющихся на Доске судеб, об условно-возможном событии жизни, как указал на это Ибн ‘Аббас. Имам Аль-Байhа к ый в своей книге «Аль- К ада’ уа-ль- К адар» написал, что Ибн ‘Аббас дал следующее разъяснение данному Аяту:

ي َ م ْ ح ُ و ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ا ي َ ش َ ا ء ُ م ِ ن ْ أ َ ح َ د ِ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ي ْ ن ِ, ه ُ م َ ا ك ِ ت َ ا ب َ ا ن ِ ي َ م ْ ح ُ و ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ا ي َ ش َ ا ء ُ م ِ ن ْ أ َ ح َ د ِ ه ِ م َ ا و َ ي ُ ث ْ ب ِ ت ُ و ع ِ ن ْ د َ ه ُ أ ُ م ّ ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ

Аллаh по Своей Воле удаляет с Доски судеб одну из двух записей об условно-возможном событии в жизни созданного [и поэтому оно не произойдет], а вторую из записей оставляет на Доске судеб [и поэтому это событие осуществится]».

Из всего сказанного извлекается знание о том, что в распространенном среди людей выражении, приведенном в начале статьи «О Аллаh! Мы не просим Тебя изменить предопределенную нам судьбу, просим лишь даровать нам облегчение в ней», речь идет о К ада’ мубрам – неизменном Предопределении Аллаhа, - но не о к ада’ му‘алля к (не о записях на Доске судеб об условно-возможных событиях в судьбе созданного). И такое понимание не входит в противоречие с Х ади с ом, который также был упомянут в начале данной статьи:

" ل ا ي َ ر ُ د ّ ُ ا ل ق َ ض َ ا ء َ إ ل ا ا ل د ّ ُ ع ا ء ُ "

Смысл: «Мольба Божьего раба может отвергнуть одну из «условно-возможных судеб»».

Весомым дополнением к разъяснению того, что ни Мольба, ни Милостыня, ни любые другие из деяний созданного не могут изменить предопределенной ему Аллаhом судьбы, являются слова Пророка, мир Ему, которым он обучил одну из своих дочерей:

”م ا ش ا ء ا ل ل ه ك ا ن و م ا ل م ي ش أ ل م ي ك ن “

«Все, что хотел Аллаh, - происходит, чего не хотел – никогда не произойдет». (Передал это изречение Абу Дауд). То, что согласно Знанию и Воле Аллаhа должно было появиться в бытии, обязательно будет существующим. А то, что согласно Его Знанию и Воле не должно обрести существования, без всякого сомнения, никогда его и не обретет.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ЗНАНИЯ

Знание данной темы и правильные убеждения, основанные на нем, чрезвычайно важны, ибо кто думает, что Мольба или другое деяние созданного может изменить предопределенную Аллаhом судьбу или сомневается в истинности того, что Предопределение Аллаhа неизменно, не относится к числу верующих в Аллаhа.

И кого постигло это насчастье, должен будет очистить себя от неверия. Чтобы возобновить свою Веру, ему необходимо уверовать в истину о неизменяемости Предопределения Аллаhа и засвидетельствовать о ней – произнести слова двух Исламских Свидетельств:

«Ля иляhа илля-ллаh, Му х аммаду-р-Расулю-ллаh» («Нет божества кроме Единого Бога, Му х аммад – Его Посланник»).

 

Вознесение рабом Божьим Мольбы своему Господу - это неотъемлемая составляющая духовной жизни верующего. Пусть же наши Мольбы будут благочестивы!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 35. Современный экономический кризис и особенности его проявления в российской экономике. | Оплата часу простою




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.