Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические издержки






Благосостояние на монопольном рынке, как и на любом другом, включает в себя благосостояние производителей и благосостояние потребителей. Всякий раз, когда потребитель переплачивает лишний доллар монополисту, на ту же сум­му возрастает благосостояние производителя. Но эта «утечка» денег от потреби­телей товара к монополии не изменяет общего рыночного излишка. Иными словами, монопольная прибыль сама по себе не означает уменьшения размера экономического «пирога»; просто кусок побольше достается поставщику, а потребителю приходится довольствоваться малым. Если вы не считаете (руководствуясь какими-то особыми соображениями) потребителей более достойными субъектами рынка — а такое суж­дение лежит вне области понятия экономической эффективности, — монопольная прибыль не представляет проблемы для общества.

Проблема монопольного рынка связана с тем, что уровень производства про­дукции находится ниже значения, максимизирующего суммарный излишек. Без­возвратная потеря — мера уменьшения размеров экономического «пирога». Сни­жение эффективности — неизбежное следствие монопольно высокой цены: при цене выше предельных издержек уменьшается объем потребления товара. Однако прибыль, которую приносит реализуемая продукция, не создает проблем. Проблема состоит в неэффективно низком объеме производства'. Или, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, если бы высокая цена монополии не отбивала желания у некоторых потребителей покупать данный товар, она просто увеличивала бы излишек производителя ровно настолько, насколько уменьшается излишек потре­бителя; общий излишек оставался бы тем же самым, как если бы монополией управлял вышеупомянутый прекраснодушный плановик.

Из этого заключения может быть, однако, одно исключение. Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключи­тельного положения. Например, монополия, созданная правительством, несет за­траты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее монополь­ных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки мо­нополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

-оказывать решающее влияние на конкуренцию

-затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основные признаки монополизации: ограничение конкуренции; дискриминация потребителя; искусственное завышение цен; снижение выпуска продукции.

Экономическое содержание монополии – это власть поставщика товара (услуги) над условиями его сбыта.

Противоположностью монополизма является конкуренция. Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологии.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определённого товара (услуги), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. Недобросовестной конкуренцией считают любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Это – распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; ложная информация о потребительских свойствах и месте изготовления продукции; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Антимонопольная деятельность государства предполагает:

1.запрет ограничивать свободу конкуренции;

2.государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3.поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

В Украине органом исполнительной власти со специальным статусом является антимонопольный комитет, к основным функциям деятельности которого относятся:

подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения;

разработка рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на

развитие товарных рынков и конкуренции;

осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

контроль крупных сделок по купле-продаже акций;

контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Целями антимонопольной деятельности государства являются:

насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором, во-первых, удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает: целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию); определение потребителей для обязательного обслуживания; установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с украинским законодательством.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.