Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждение, сентенции в художественном тексте






Рассуждение в широком смысле – синоним мышления. Исследование правил рассуждений, т.е. движения мыслей, выраженных в совокупности суждений (предложений), связанных друг с другом, - компетенция логики. Однако в художественном произведении рассуждение выступает как особенная композиционно-речевая форма, которую очень трудно выделить в чистом виде, т.к. весь текст состоит из повествования и описания вперемежку с рассуждениями. Рассуждение в первом смысле – основной способ изложения материала по правилам логики (суждение, умозаключение и т.д.), характерный для научных, философских трактатов, во втором – любое выражение мысли. Есть рассуждения-логические фигуры и рассуждения-мысли (случай художественного текста).

Рассуждение, описание и повествование все рассматриваются в современной стилистике как композиционно-речевые формы. Их взаимодействие в тексте – один из источников стилевого и стилистического разнообразия.

Часто рассуждения не играют в тексте самостоятельной роли, не являются самодостаточными, но, по словам М.М.Бахтина, «транспонированы» на «оркестровую тему», т.е. на целое.

Пример: отрывок из «Невского проспекта».

Повесть открывается рассуждением повествователя: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё». Пространное рассуждение переходит в описание сначала утреннего, потом полуденного, послеполуденного и, наконец, вечернего Невского проспекта. В описание могут быть вкраплены рассуждения: «Создатель! какие странные характеры встречаются на Невском проспекте».

Иногда рассуждения играют самостоятельную партию: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Логически выдержанный зачин не только к первой части, но и ко всему роману «Анна Каренина» Толстого. Общеутвердительное («все») суждение сменяется частноутвердительным («каждая»), происходит переход от полного обобщения к единичным случаям. Двумя суждениями обозначен контекст, в котором читатель воспринимает изображение семей Облонских, Карениных, Анны и Вронского; дальше начинается собственно повествование: «Всё смешалось в доме Облонских».

Писатель также изображает носителей живого языка, которые рассуждают по-всякому. Иногда их рассуждения построены вопреки логике.

М.М.Зощенко: «Я, конечно, человек непьющий. Ежели другой раз и выпью, то мало – так, ради приличия или славную компанию поддержать. Больше как две бутылки мне враз нипочем не употребить».

Для персонажей произведения важны не правила формальной логики, регулирующие построение высказываний, но скорее, логика жизненных обстоятельств и ситуаций – не выговариваемые, но всем понятные мотивы того или иного решения.

Рассказ Чехова «Хамелеон»: рассуждения полицейский чинов, расследующих происшествие, не подчиняются законам логики, но алогизм речевого поведения в данном случае показателен, так как выявляет их «хамелеонскую» натуру и усиливает комизм ситуации.

Рассуждение в художественном тексте часто нелинейны, строятся по субъективной логике. С точки зрения логики, субъективизм в рассуждениях – большой недостаток, но с точки зрения лирики – норма.

Не рассуждай, не хлопочи!...

Безумство ищет, глупость судит,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть тому, что будет (Тютчев)..

В субъективном рассуждении выражена мировоззренческая позиция.

Мотивация поведения человека зачастую определяется результатом взаимодействия логического и нелогического начал в душе. Логика не всегда находится в гармонии с чувствами, что могут передавать внутренние монологи героев, часть имеющие форму рассуждения.

Л.Н.Толстой, «Смерть Ивана Ильича»: ««Кай – человек, люди смертны, поэтому Кай смертен»…не может быть, чтобы мне следовало умирать…он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех существо; он был Ваня с мам а, с пап а, с Митей и Володей, с игрушками, с кучером, с няней, потом с Катенькой…Разве для Кая был тот запах кожаного с полосками мяча, который так любил Ваня?».

Рассуждения могут стать основой, доминантой образа героя произведения.

О. де Бальзак, «Гобсек»: Гобсек рассуждает много, охотно и с точки зрения логики правильно. В его суждениях, одновременно глубоких и циничных, основанных на личных наблюдениях и огромной практике, раскрываются и его жизненное кредо, и характер, и основные ценности и движущие силы того общества, в котором правят бал деньги. Эти рассуждения вводят сюжет повести в широкий литературный контекст; так, Гобсек становится ещё одним персонажем из «галереи скупцов».

В качестве рассуждений можно рассматривать авторские отступления. В своих рассуждениях автор иногда отходит от сюжета, расширяя рамки повествования и горизонт читательского восприятия, а также непосредственно обозначая свою позицию по какой-то проблеме («Мёртвые души» Гоголя). Могут содержать элементы дидактики, поучения (опять же Гоголь и Лёвушка Толстой). Есть жанры, которые невозможно представить без нравоучительного дидактичего пафоса рассуждений, например, басня. Рассуждения в этом «сжатом» жанре стремятся к максимально ёмкой форме: афоризм, пословица, поговорка.

Часты рассуждения в автобиографических повествованиях («Исповедь» Августина Руссо).

Авторские рассуждения – одна из составляющих образа автора, который находит отражение и выражение в самых различных формах стиля, в отношении к очень разнотипным категориям предметов или объектов художественного изображения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.