Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературный тип, его номинация, развитие типа в комбинациях сюжетов.






Наш любимый загадочный вопрос. Это понятие немного рассматривается в нашем учебнике (с. 220-221), где говорится, что характер (под характером имеются в виду общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении героя и составляющие его индивидуальность, отличающие его от других) не есть тип, потому что последний отличается высокой степенью обобщения и может состоять из группы персонажей с разными характерами. Написано о типе и в статье Л.В.Чернец «Персонаж», которую В.Б. выложил на форуме. Там говорится, что слово «тип» раньше использовалось для обозначения персонажей, односторонних по своему характеру, статичных, создаваемых преимущественно на ранних стадиях развития искусства. Однако негативная коннотация исчезает, если понятие используется в целях создания типологии персонажей, каждый из которых обладает индивидуальным, неповторимым характером. Иначе говоря, к типу следует относить ряд героев: их индивидуализация не мешает видеть общие черты, она демонстрирует многообразие вариантов типа, который выступает в качестве инварианта.

Такое понимание типа в особенности соответствует эстетическим взглядам и творчеству писателей XIX века – времени создания наиболее глубоких, многогранных характеров. Знак типа – его устойчивая номинация: лишний человек («Дневник лишнего человека» И.С.Тургенева), самодур (благодаря статье Н.А.Добролюбова «Темное царство» это слово из пьесы «В чужом пиру похмелье» получило широкую известность), подпольный человек («Записки из подполья» Ф.М.Достоевского), новые люди («Что делать? Из рассказов о новых людях» Н.Г.Чернышевского), кающийся дворянин (так критик Н.К.Михайловский назвал автопсихологических героев Л.Н.Толстого). Введенные самим писателем или критиком – его истолкователем, эти номинации закрепились в литературной традиции и применяются к целой галерее персонажей. Номинацией типа является также собственное имя героя, если оно стало нарицательным: Фауст, Дон Жуан, Гамлет, леди Макбет, Молчалин, Чичиков, Базаров.

Характеры, в особенности в творчестве одного писателя, нередко суть вариации, развитие одного типа. Писатели возвращаются к открытому ими типу, находя в нем все новые грани, добиваясь эстетической безупречности изображения. П.В.Анненков отметил, что И.С. Тургенев «в течение десяти лет занимался обработкой одного и того же типа — благородного, но неумелого человека, начиная с 1846 года, когда написаны были " Три портрета", вплоть до " Рудина", появившегося в 1856 году, где самый образ такого человека нашел полное свое воплощение» (Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989. С.364). Современный исследователь определяет лишнего человека как «социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты – отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела» (Манн Ю.В. Лишний человек // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.С.204). К этому типу отнесены герои из произведений Пушкина, Лермонтова, А.И.Герцена, предшествующие появлению Чулкатурина (главного героя тургеневского «Дневника лишнего человека»): Онегин, Печорин, Бельтов. Тургенев после «Дневника…» создает образы Рудина, Лаврецкого и др. В итоге возникает галерея лишних людей, представляющая тип в развитии. В ней можно выделять группы, одна из них – тургеневские герои.

Однако после наших рассуждений с Вадимом Борисовичем стоит думать, что в этом вопросе также может подразумеваться классификация образов, предложенная Эпштейном (ЛЭС, 1987), поскольку тип является полноправным ее элементом.

Для такой классификации Эпштейн выделил три основания, по которым и распределял образы:

1. Предметное:

a. Деталь (минимальная образная единица, которая, однако, может быть развернутой – пейзаж, - но остается статичной и описательной);

b. Характеры и обстоятельства (герои определяют импульсы сюжета и, напротив, раскрываются в его коллизиях и конфликтах – двигают сюжет);

c. Бытие (восприятие мира автором в целом).

2. Обобщенно-смысловое:

a. Индивидуальный образ (плод авторского воображения, если таковое свободное воображение вообще возможно);

b. Характер (образ, обусловленный нравами, средой, традициями, эпохой);

c. Тип (общечеловеческие образы, высшая степень характерности).

d. Мотив (его отличие, как и следующих образов, в том, что он существует за рамками одного авторского произведения);

e. Топос («общее место» литературной традиции, культуры);

f. Архетип (общий для всего человечества образ).

3. Структурное:

a. Автологический (самозначимый образ, где предметная составляющая совпадает со смысловой составляющей, однозначный образ);

b. Металогический (здесь предмет не есть его смысл, т.е. сюда можно отнести метафоры и т.п. образы);

c. Суперлогический (здесь «подразумеваемое» шире «явленного», так что сюда мы относим аллегории и символы).

Что такое «комбинации сюжетов», не совсем понятно, однако, кажется, имеется в виду просто постепенное развитие типологии по ходу литературного процесса, то есть взять какого-нибудь лишнего человека у Пушкина и у Тургенева, то картинка будет разная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.