Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лит. персонаж как хар-р и образ. Персонаж в зеркале номинаций.






Персонаж — вид художест­венного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении.

Понятие персонажа (героя, действующего лица) — важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутрен­ний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное — в неразрывной связи с пережи­ваниями лирического субъекта (например, «жадно» глядящая на доро­гу крестьянская девушка в стихотворении «Тройка» Н. А. Некрасова, воображаемый собеседник в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности»).

Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания: нечеловеческие персонажи вы­ступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. Как бы широко ни трактовать предмет познания в художественной литературе, его центр составляют «че­ловеческие сущности, т. е. прежде всего социальные». Применитель­но к эпосу и драме это характеры, т. е. общественно значимые черты, проявляю­щиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности — тип. Т.е.

1) характер – совокупность нравств./соц. свойств, кот. выделяет данного персонажа среди других.

2) тип – доминанта хар-ра, объединяющая разные хар-ры в 1 ряд. Тип – инструмент типологии. (Островский: 628 героев, а типов немного: самодуры, негоцианты, бедная интеллигенция, резонеры, сходный тип женщин «горячее сердце»). Примеры типов: маленький человек, скупец, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст.

Персонаж как образ.

1) Чаще всего литературный персонаж — это человек. Степень кон­кретности его представления может быть разной и зависит от мно­гих причин: от места в системе персонажей (ср. в пушкинском «Стан­ционном смотрителе» главного героя, Самсона Вырина, и «кривого мальчика», как бы замещающего его петербургских внуков и вве­денного в повесть для полноты рассказа о Вырине), от рода и жан­ра произведения и пр. Но более всего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, творческим методом писателя: о второстепенном персонаже реали­стической повести (например, о Гагине в «Асе» И. С. Тургенева) в биографическом, социальном плане может быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа. Многие ли читатели помнят имя рассказчика в «Тошноте» или в «Постороннем»?

Наряду с людьми в произведении могут действовать и разгова­ривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантасти­ческие существа, роботы и пр. («Синяя птица» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Марга­рита» М. Булгакова). Есть жанры, виды литературы, в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и др.

2) Собирательный образ (разные «старухи», «соседи», «гости», толпа, базар).

3) Внесценический (Чехов «Хамелеон» - генерал, Булгаков «Последние дни» - Пушкин).

4) Заимствованный («Евгений Онегин» упоминаются Скотинины в числе гостей).

Не путайте тип и амплуа. Амплуа – роли, соотв. сценич. данным актера. (Молодой любовник, простак, резонер, инженю, субретка и т.д.)

Хар-р оценивают с этической точки зрения, образ – с эстетической (насколько он реалистичен, ярок…).

Персонажи в лирике изображаются иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует или пунктирно намечен сюжет, поэтому характе­ры редко раскрываются через действия, поступки. Главное — отно­шение лирического субъекта к персонажу (герою, героине). Напри­мер, в стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» образ героини создается с помощью сравнений и метафор, пере­дающих восхищение лирического героя («гений чистой красоты», «образ нежный»). Эти слова можно отнести к идеальной возлюблен­ной вообще; конкретного образа-представления не возникает.

Важнейшим способом создания образов-персонажей в лирике являются их номинации, часто (как в послании Пушкина к А. Керн) характеризующие не столько персонажей, сколько отношение к ним лирического субъекта. Пришедший из лингвистики термин «номинация» (от лат. nomina — имя) обозначает процесс наимено­вания и его результат (имя). Различают номинации первичные (име­на, прозвища, местоимения), непосредственно называющие пер­сонажа, и вторичные, указывающие на его качества, признаки. Со­вокупность различных номинаций, или гетерономинация (термин Н. Д. Арутюновой), — путь к созданию образа.

К вторичным номинациям могут относиться слова (словосоче­тания), используемые в их прямом значении, как в этом перифра­стическом описании (где, правда, есть одна стертая метафора «дитя востока»):

Молода и черноока, С бледной смуглостью ланит, Прорицательница рока, Предо мной дитя востока, Улыбаяся стоит.

(А. Фет. «Цыганке»)

Трепетные словосочетания (метафоры, близкие к ним сравне­ния, метонимии, синекдохи и др.) также являются вторичными номинациями:

Она ему — образ мгновенный,

Чарующий ликом своим,

Он — помысл ее сокровенный...

(А. Фет. «Она емуобраз мгновенный»)

Номинации фиксируют постоянные или ситуативные признаки персонажей. Конечно, они важны в любом роде литературы, но в лирике это часто единственный способ создания образа, а слово в стихе особенно весомо. В лирике повышается значимость номинаций -местоимений: если в эпосе функцию «индексов» (выражение Л. Я. Гинзбург) выполняют собственные имена, то в лирике — в основном местоимения: не Андрей Болконский, а я, ты. Это проис­ходит потому, что «лирика по изначальной своей установке безы­мянна. Лирическому герою, исходя из глубины и конкретной еди­ничности изображаемой ситуации, нет надобности называть ни себя, ни кого бы то ни было из участников лирического сюжета по имени. Достаточно того, чтобы они были упомянуты «я», «ты», «он», «она» и т. д.». Кроме того, местоимение высвобождает ли­рического субъекта «из недр эмпирического, бытового контекста», оно «сочетает в себе и самые конкретные значения («я» и «ты», «он» и «она» в случае реального наличия всех этих лиц и в случае возможности указать на себя и на каждого носителя этих обозна­чений), и самые отвлеченные (всякое «я», всякое «ты», всякий «он», всякая «она»)». Поэтому так редки в лирике собственные имена, и, даже употребляя их, автор старается вынести их в загла­вие (обычно с купюрой). В самом тексте они чрезвычайно редки. Тем более значимы собственные имена, если они названы, су­ществует даже особый жанр акростиха. При анализе стихотворений с собственными именами обычно важен биографический подтекст. Например, в стихотворении «Зине» (1876) Некрасову необходимо было подчеркнуть, что его жена Зинаида Николаевна самоотвер­женно ухаживала за ним во время его тяжелой болезни:

3< и> на! закрой утомленные очи! 3< и> на! усни!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.