Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы общения






Еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал, что успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 - от его умения общаться с людьми.

Чтобы в совершенстве овладеть искусством общения, необходимо запомнить два самых главных правила:

1. сначала думать, а потом говорить;

2. научится слушать.

Обдумывание, а вернее, продумывание и осмысливание всех аспектов общения от содержания разговора до реакции слушателя на ваши слова - имеют жизненно важное значение. Если бы люди привыкли думать, прежде чем что-то сказать, то вряд ли действительно чуткий и внимательный собеседник стал бы бесконечно хвалиться успехами и наградами своего сына перед человеком, у которого, к его глубокому сожалению, никогда не было собственных детей. В самом начале разговора задумайтесь, будет ли затронутая вами тема интересна собеседнику.

Вполне естественно, что во время разговора каждый из участников обдумывает ответную реплику на замечание оппонента, пытается выделить и подчеркнуть главную мысль собеседника, старается оживить разговор веселым анекдотом или забавным случаем из жизни или просто перейти на другую тему.

Но в реальности многие люди так озабочены тем, что же им сказать дальше, что практически совсем не слышат собеседника. Это особенно характерно для церемонии представления, когда достаточно четко и внятно произносят имена всех присутствующих, но мало кому удается их запомнить. И что в результате? Вы теряете нить разговора, мучительно припоминая имя собеседника, повисает неловкая пауза, и вот вы уже мысленно корите себя за невнимательность.

Постарайтесь отогнать от себя мысли на посторонние темы, которые отвлекают вас от разговора, и сосредоточьтесь на словах собеседника. Покажите, что вы не только внимательно слушаете, но и понимаете, что вам говорят. Этого можно добиться, время от времени вставляя в разговор связующие восклицания, например: «Неужели?», «Правда?», «Что вы говорите!», «Понимаю», «Конечно» и т.п. Уловив ритмику речи собеседника, вы можете либо с вопросительной, либо с утвердительной интонацией повторять часть фразы, произнесенной собеседником (например: «Так ты хочешь сказать, что Андрей тебе очень помог?», или: «Значит, Андрей тебе очень помог»). Таким образом, вы продемонстрируете способность откликаться на реплику собеседника, не перебивая его. Если вы что-то не поняли, не стесняйтесь переспросить. Привычка уточнять смысл сказанного не только поможет понять другого человека, но и покажет ему, что вы действительно интересуетесь его делами.

Одно дело, если вы изредка прервете собеседника, чтобы уточнить смысл сказанного или прояснить непонятный момент. И совсем другое - если вы постоянно вклиниваетесь в речь другого человека, потому что вам не терпится высказать собственное мнение после каждой фразы. Перебивать человека на полуслове допустимо лишь в самом исключительном случае, когда необходимо сказать что-то действительно важное и безотлагательное. Но даже тогда правила приличия требуют непременно извиниться перед собеседником за то, что вы его прервали.

Иногда другой человек не дает вам договорить просто потому, что у него такая манера общаться. Сделайте паузу, терпеливо выслушайте его, а потом постарайтесь закончить свою мысль. Можно деликатно дать понять, что вас не следует перебивать, сделав вежливый предупредительный жест рукой. Чуть приподнимите руку перед собой, как бы слегка отгораживаясь от собеседника. Это будет означать: «Пожалуйста, подождите и не перебивайте меня». Совершенно недопустимо отвечать грубостью на грубость. Нельзя раздраженно восклицать: «Да перестаньте же вы меня перебивать» или «Дайте же мне, наконец, сказать!».

Чтобы разговор стал приятным для обеих сторон, нужно не только правильно подбирать слова. Даже комплимент может прозвучать как оскорбление, если собеседник будет стоять к вам вплотную и дышать прямо в лицо. По правилам хорошего тона, не полагается приближаться к собеседнику ближе, чем на полметра. Хотя в целом при общении следует учитывать и культурные традиции, и личные вкусы и привычки человека. Соблюдение дистанции не так актуально, если оба беседуют сидя.

Не следует забывать и о разнице в росте. Советуем стоять от собеседника на таком расстоянии, чтобы ему было удобно разговаривать с вами и не приходилось задирать голову или низко наклоняться. Проявите участие и предупредительность к людям с физическими недостатками, например, к инвалиду в коляске или к лицам с нарушениями слуха. Не вынуждайте человека на костылях, с признаками инвалидности или с больными суставами долго стоять и выслушивать малосодержательную светскую беседу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.