Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами






Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», как и предмет любой другой дисциплины, определяется кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и определяется предмет рассматриваемой дисциплины.

В нее включаются: сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих судебную и правоохранительную деятельность, а равно иных, преимущественно общественных организациях и органах, призванных активно содействовать такого рода деятельности. Центральное место занимают сведения о построении этих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных функциях, направлениях и задачах деятельности, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание также фокусируется на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого, дисциплину «Судебные и правоохранительные органы Украины» можно определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия в условиях правового государства, а следовательно, и органов, призванных осуществлять его, в дисциплине значительное место отводится освещению понятия правосудия и его принципов, построения судебной системы, организации и основных функций судов общей юрисдикции всех их звеньев - районных или городских, областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда Украины.

Система дисциплины также охватывает темы, посвященные Министерству юстиции, прокуратуре. Министерству внутренних дел Украины, Конституционному Суду и арбитражным судам Украины. Она также включает в себя специальную тему об адвокатуре, которая призвана выполнять весьма важную функцию в связи с охраной прав и законных интересов прежде всего граждан, а также о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях и др.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» - один из вводных предметов, дающих, как отмечалось выше, исходные сведения об органах и организациях, обеспечивающих осуществление судебной и правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, получаемыми при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу таких дисциплин относится прежде всего «Конституционное право Украины», в рамках которого, наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины и прежде всего положений, содержащихся в разделах VII и VIII Конституции Украины, специально посвященных правосудию и деятельности прокуратуры.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с административным правом Украины, одной из задач которого является изучение закономерностей организации и функционирования органов государственного управления. Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины и подчиненные им учреждения, осуществляют государственное управление. В связи с этим некоторые аспекты их организации и функции, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административное право Украины». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Наиболее тесно дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» связана с дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности как судов общей юрисдикции так и тех правоохранительных органов, которые призваны раскрывать преступления, изобличать виновных в их совершении и определять меры правового воздействия на них или принимать решения об их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было неосновательным, а равно анализ отношений, которые возникают в процессе такой деятельности между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация судебных и правоохранительных органов в значительной мере зависит от того, как закон определяет содержание возложенной на них деятельности. И наоборот, содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, например, строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиняемого и следователем.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который также имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - об имущественных и некоторых неимущественных спорах. Это очень широкий круг дел, например, о выселении, лишении родительских прав, восстановлении на работе, взыскании невыплаченного долга, расторжении брака и др.

Не изолирована дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» и от таких юридических дисциплин, как «Теория государства и права» и «История государства и права Украины». Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении «Теории государства и права», «Истории государства и права Украины», а в значительной мере и «Истории государства и права зарубежных стран».

§ 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»

Источники [4] - это письменные материалы, из которых с применением соответствующих методов получают знания о предмете курса. Источники бывают: руководящие (важнейшие политические документы, решения); юридические (законы, подзаконные акты, нормативные акты (индивидуальные и акты применения права) министерств и ведомств); и литературные (учебники, учебные пособия, сборники, монографии, статьи, иные публикации).

В рамках дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» изучается совокупность законодательных актов, в которых регламентируются основы организации и деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, арбитража, а также адвокатуры и других общественных организаций, задачами которых является прежде всего содействие правоохранительной деятельности.

Основным среди них является Конституция Украины - акт, в котором решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни: зафиксированы основы общественного строя и политики, исходные начала взаимоотношений государства и личности, ее основные права, свободы и обязанности, государственное и территориальное устройство, структуру и порядок образования органов законодательной и исполнительной власти, их основные задачи, а также ряд других вопросов.

Для данной дисциплины особое значение имеют конституционные положения, содержащиеся в разделе VII и VIII Конституции, где решены вопросы структуры соответствующих органов, основы их взаимоотношений, порядок образования, а так же определены главные задачи. В этих же разделах сформулированы основные принципы построения ряда правоохранительных органов и отправления правосудия в нашей стране. Не меньшее значение для данной дисциплины имеют и положения других разделов Конституции Украины, в частности, раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», где четко закреплены основные права, свободы и обязанности граждан Украины.

Предписания Конституции Украины - юридическая база для выработки и принятия всех других законодательных актов, в том числе актов по вопросам организации и деятельности как судебных так и правоохранительных органов.

К законам этой группы относятся Законы Украины (с соответствующими дополнениями и изменениями) «О судоустройстве Украины» от 5.06.81 г., «О статусе судей Украины» от 15.12.92 г., «Об органах судейского самоуправления» от 2.02.94 г., «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. и др. Эти законодательные акты регламентируют построение судебных органов, полномочия председателей судов и судей, других должностных лиц, их аттестацию, порядок применения дисциплинарной ответственности, их отзыв и досрочное освобождение, правовую защиту и др.

Вместе с тем упомянутыми законами не исчерпывается вся совокупность законодательства, имеющего отношения к организации судебных и правоохранительных органов. В дополнение к названным источникам можно привести другие законодательные акты, которые регламентируют организацию, основные функции и задачи органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, арбитража, службы безопасности, а также адвокатуры и других общественных организаций и их органов, призванных способствовать осуществлению правоохранительной деятельности.

Для общей характеристики законодательных источников дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» важно знать, что по вопросам организации судебных и правоохранительных органов имеются следующие основополагающие акты:

- Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.96 г.;

- Закон Украины «О прокуратуре Украины» от 5.11.91 г.;

- Закон Украины «Об арбитражном суде Украины» oт 4.06.91 г.;

- Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г.;

- Закон Украины «О Службе безопасности Украины» от 25.03.92 г.;

- Закон Украины «О Национальной Гвардии Украины» от 4.11.91 г.;

- Закон Украины «О Пограничных войсках Украины» от 4.11.91 г.;

- Закон Украины «О нотариате» от 2.09.93 г.;

- Закон Украины «О государственной таможне» от 18.12.91 г.;

- Закон Украины «Об адвокатуре» от 19.12.92 г.;

- «Положение о Министерстве юстиции Украины», утвержденное распоряжением Президента Украины от 30.12.1997 г.

Имеются также акты, регулирующие организацию и основные функции не государственных общественных формирований - товарищеских судов, наблюдательных комиссий и т.д.

При характеристике источников, имеющих непосредственное отношение к изучаемой дисциплине, следует иметь в виду, что многие положения, закрепленные в законодательных актах, нередко уточняются и развиваются в предписаниях приказов, инструкций и указаний. Они могут издаваться руководителями правоохранительных министерств и ведомств, но только на основании закона и в строгом соответствии с ним.

Так, приказы, указания и инструкции Министерства внутренних дел Украины содержат предписания, касающиеся деятельности как центрального аппарата, так и многочисленных территориальных органов внутренних дел. Например, приказ МВД Украины № 469 от 2.09.94 г. объявил структуру аппарата МВД Украины, приказом МВД Украины № 235 от 1.10.91 г. утверждено Положение об отделе по контролю за дознанием МВД Украины; приказом № 474 от 1.08.93 г. создана ГСБЭП (Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями), а приказом МВД Украины № 745 от 25.11.92 г. предусмотрены необходимые меры по совершенствованию структуры и организации деятельности органов предварительного следствия в системе МВД Украины.

Издаваемые Генеральным прокурором Украины приказы, указания и предписания, обязательны для исполнения всеми органами прокуратуры. Так, например, приказом Генерального прокурора Украины № 2 от 4.04.92 г. предусмотрена организация работы с кадрами в органах прокуратуры Украины.

Большую роль играют также руководящие разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда Украины. Эти разъяснения оформляются в виде постановлений и содержат, как правило, предписания по вопросам надлежащего применения законодательства, в том числе того, которое регламентирует организацию и деятельность правоохранительных органов. Постановление Пленума Верховного Суда Украины, содержащее руководящие разъяснения, обязательно не только для нижестоящих судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.