Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Проблема преобразований в Российском






Государстве в 1 четверти XIX века

Вопросы:

1. Конституционные проекты первой четверти XIX в.

а) подготовленные правительственными реформаторами;

б) составленные декабристами.

2. Предложения по решению крестьянского вопроса:

а) в кругах правительственных реформаторов

б) в проектах декабристов.

 

Персоналии: А.А. Аракчеев, Н.С. Мордвинов, Н.М. Муравьев, Н.Н. Новосильцев, П.И. Пестель, М.М. Сперанский.

Термины и понятия: конституционное устройство, представительные учреждения, Негласный комитет, Непременный совет, Государственный совет, министерства, Комитет министров, сейм, автономия, Царство Польское

Доклады:

1. Исторический портрет М.М. Сперанского.

2. Оценка личности Александра I в исторических исследованиях.

Литература

1. Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3: [электронный ресурс] / режим доступа: https://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0030.shtml

2. В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции 83-84: [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliotekar.ru/rusKluch/

3. Учебно-методический комплекс «Отечественная история» для студентов неисторических факультетов Рязанского государственного университета. Лекционный курс. Темы 9-10: [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Agarev_Native_history_for_non-historical_faculties/R10.htm

4. Нечкина М. В. Декабристы. — М.: Наука, 1982 (Серия «Страницы истории нашей Родины»). Главы: ««Русская правда» П.И. Пестеля», «Конституция Никиты Муравьева»: [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.hrono.info/libris/lib_n/nechk00.php (Библиотека Хроноса)

Методические указания по подготовке.

Рассматривая первый вопрос, п. «А», прежде всего, следует описать общее направление внутренней политики Александра I и задачи, перед ним стоявшие. Далее необходимо выяснить, какие преобразовательные проекты можно назвать конституционными и почему. Необходимо указать, когда и кем разрабатывались проекты преобразования государственного строя России, затем подробно проанализировать проект «Введения к уложению государственных законов», подготовленный М.М. Сперанским, «Конституцию Царства Польского», «Уставную грамоту Российской империи». Необходимо обратить внимание на следующие вопросы. Какие элементы конституционного устройства содержат в себе эти проекты, какие новые учреждения государственной власти они предусматривают, как распределяют полномочия меду ними? Какой из перечисленных проектов наиболее последовательно реализует принципы конституционного устройства? Изменилось ли содержание проектов и общее направление внутренней политики во вторую половину царствования Александра I (1815 – 1825 гг.)?

Во второй части вопроса необходимо по указанным выше критериям проанализировать конституционные проекты декабристов, сопоставив их между собой и с проектами правительственных реформаторов. При сравнении следует обратить внимание на степень радикальности, полноту реализации конституционных принципов и реалистичность (возможность воплощения в жизнь) того или иного проекта.

Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, следует выяснить, почему крестьянский вопрос приобретает в начале XIX в. особую остроту и, в частности, почему он становится одним из центральных во внутренней политике Александра I. В какой период своего царствования Александр I уделял крестьянскому вопросу наибольшее внимание? Какие люди из близкого окружения царя выдвигали проекты решения крестьянского вопроса? Проанализируйте с точки зрения путей решения крестьянского вопроса «Указ о вольных хлебопашцах» и сравните его с другими предложениями. При сравнении обратите внимание на следующие критерии. Предлагается ли освободить крестьян по желанию помещиков или обязательно на основании государственного указа? За чей счет происходит освобождение (выкуп крестьянами своей свободы, компенсация помещику государством, безвозмездное освобождение)? Как решается вопрос о наделении крестьян землей?

Рассматривая решение крестьянского вопроса в проектах декабристов, следует объяснить причины внимания участников движения к этой проблеме. Сравнивая подходы к решению вопроса в «Русской правде» и «Конституции», учитывайте те же критерии, что и при рассмотрении правительственных проектов. Как вы можете объяснить причины более радикального подхода к отмене крепостного права со стороны авторов декабристских проектов?

Формулируя общий вывод по теме семинарского занятия, объясните причины безрезультатности всех попыток разрешить две наиболее острые проблемы эпохи.

 

Тема 8. Великие реформы 1860-х – 1870-х гг.

Вопросы:

1. Отмена крепостного права: подготовка крестьянской реформы, основные положения, оценка.

2. Судебная реформа: структура и функции судебных учреждений в соответствии с судебным уставом 1864 г., новые принципы организации судопроизводства.

3. Создание земских и городских органов самоуправления: компетенции и структура выборных учреждений на основании Земского (1864 г.) и Городового (1870 г.) положений; особенности избирательной системы, значение реформы

4. Военная реформа: порядок прохождения военной службы в соответствии с Уставом о воинской повинности 1874 г., сроки и условия военной службы, преимущества новых принципов комплектования российской армии.

5. Реформирование системы образования: организация средних образовательных заведений в соответствии с уставом 1864 г.

Методические указания по подготовке

Прочитайте тексты документов и ответьте на поставленные вопросы, дополнительно используйте материал учебника

Учебная литература

1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 13, разделы 2-3// [Электронный ресурс] https://his95.narod.ru/lec13_2.htm

3. Учебно-методический комплекс «Отечественная история» для студентов неисторических факультетов Рязанского государственного университета. Лекционный курс. Тема 12: [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Agarev_Native_history_for_non-historical_faculties/R12.htm

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.