Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия, христианство, католицизм, православие, язычество, политеизм (монотеизм), реформа, альтернатива, канон, догмат, обряд, крещение, христианизация






Доклады.

1. Язычество восточных славян.

2. Особенности западного и восточного христианства.

Источники:

1. Повесть временных лет: рассказ о выборе веры // Хрестоматия по древнерусской литературе. Любое издание.

Учебная литература

1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 21-23.

2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 4 раздела 3 // [Электронный ресурс] https://his95.narod.ru/lec4_3.htm

Дополнительная литература

1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть 1. Киевская Русь (Крещение Руси. Последствия принятия Русью христианства).

или [Электронный ресурс] https://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats003.htm#gl4)

2. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. –Л.: Лениздат, 1988. – Ч. 3. – Гл.2.

3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX-XVI вв. – М.: Кн. Палата, 1991. – С.80-94.

4. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.– Гл.1.

5. Как была крещена Русь. – М., 1988. – С.188-201, 224-240, 304-314.

6. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1985. – Гл. 1, 2.

7. Религия и церковь в истории России /под ред. Сахарова А.М.– М., 1975. – С. 15-46.

8. Соловьев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси IX – начала XII вв. // Вопросы истории. 2002. – № 5. – С. 14-31.

Методические указания студентам по подготовке к занятию:

Прочитайте С. 21-23 учебника «История России». Найдите ответы на вопросы семинарского занятия.

При подготовке ответов на первый вопрос обратите внимание на то, что формирующаяся древнерусская государственность остро нуждалась в единой монотеистической религии. Выделите задачи, которые государство могло решить с помощью религии. Проанализируйте причины неудачи реформы язычества, предпринятой князем Владимиром. Прочитайте источник и объясните, что стояло за предпочтениями, отданными князем Владимиром восточному христианству (православию). Подведите итоги и выделите положительные и отрицательные последствия принятия христианства в восточном варианте.

При подготовке ответа на второй вопрос определите отличия процессов крещения и христианизации. Выделите особенности христианизации Руси. Запишите в тетради и выучите значение понятий и терминов, основные события и даты.

Прочитайте одну работу из списка литературы. Обратите особое внимание на работы С.Ф. Платонова и коллективную монографию «Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь».

ВНИМАНИЕ: на занятии будет проведена проверочная работа по 2 и 3.семинарам.

 

Тема 3

Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений в XIII – XV вв.

Вопросы

1. Формирование Монгольской империи и завоевательные походы Чингизидов.

2. Завоевание монголами Русских земель: масштабы и последствия.

3. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды в XIII – XIV вв. в трудах российских историков.

Задания для предварительной подготовки:

- дать определение терминов и понятий: политическая раздробленность, цивилизация, тип хозяйства, монголы, татары, Золотая Орда, иго, зависимость, дань;

- изучить по учебнику материал об образовании империи Чингис-хана и завоевательных походах монголов;

- составить сравнительную характеристику (в виде таблицы) Русского и Монгольского государств по следующим параметрам: господствующие формы хозяйства, политическая организация, внешнеполитические отношения, социальная структура, религиозно-этические представления,

 

Последовательность работы на семинаре:

1. Выборочная устная проверка знания терминов и понятий

2. Анализ результатов заполнения сравнительной таблицы

3. Работа с текстами в малых группах

4. Проведение общегрупповой дискуссии

5. Подведение итогов

Обязательная литература

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс,

1992. (см. электронный вариант текста)

2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь (см. электронный вариант текста)

3. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (ХШ - первая четверть ХIV в.) (см. электронный вариант текста)

4. Монгольское нашествие на Русь; электронный ресурс: encyclopaedia-russia.ru (см. текст в формате html)

Дополнительнаялитература

1. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. – М.: Прогресс, 1986.

2. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х гг. XIV в. Причины, особенности, результаты.// Отечественная история. – 1998. - № 4. С. 15 – 23.

3. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300 – 1339 гг.// Вопросы истории. – 1995. - № 4. С. 34 – 46.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.

5. Зориктуев Б.Р. Монголы и лесные народы (события 1207 и 1217 гг.)// Вопросы истории. – 2000. - № 11 – 12. С. 119 – 127.

6. Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингис-Хане и Тамерлане.// Байкал. - 1993. - № 5; - 1994. - № 2.

7. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М.: Политиздат, 1988.

8. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. – М.: Мысль, 1998. Т. I. Лекции 18 – 19, 23.

9. Кучкин К.Д. Русь под игом. Как это было. – М.: Прогресс, 1991.

10. Устюжанин В. Незваный гость хуже татарина! // Комсомольская правда. – 1998. – 11 августа. С. 4.

11. Феннел Дж. После нашествий (1238 – 1263).// История. – 2000. - № 44 (ноябрь). С. 7 – 16.

12. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского:

Методические указания по подготовке.

Монгольское нашествие на Русь и последующие отношения между Русью и Золотой Ордой являются одним из дискуссионных вопросов исторической науки. Начиная с Н.М. Карамзина и до настоящего времени было высказано множество точек зрения по данной проблеме. Задача группы на семинаре изложить и обсудить некоторые из них. Семинар проходит в форме групповой дискуссии, для чего необходимо разделить студенческую группу на 4 малых группы по количеству рассматриваемых авторов.

Для того чтобы дискуссия была предметной и результативной, необходимо знание всеми участниками фактического материала, основных терминов и понятий. Изучить факты, термины и понятия следует в ходе предварительной подготовки, используя любое учебное пособие, в том числе указанные в списке литературы.

Для проведения дискуссии необходимо предварительно прочитать один из предложенных текстов, обратив внимание на следующие вопросы:

- как оценивает автор причины, цели и мотивы похода монголов на Русские земли;

- как оценивает автор масштабы похода, численность монгольских войск, ущерб, причиненный русским землям;

- на какие последствия монгольского завоевания указывает автор;

- какими представляются автору взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой.

Для обсуждения на семинарском занятии должны быть представлены все четыре текста, поэтому задача группы – распределить их между студентами в процессе предварительной подготовки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.