Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополии.






Высокие цены. Занижение объемов производства. Использование неэффективных технологий. Организационная расслабленность. Недоиспользование производственных мощностей. Ценовая дискриминация. Неэффективное распределение ресурсов. Социальные издержки (и производитель, и покупатель теряют). Средние издержки не минимизируются. Есть возможность наиболее полно реализовать экономию от масштаба производства. Восприимчивость к НТП (ослабление стимулов к НТП из-за отсутствия конкурентов, также монополия может выступать двигателем научного прогресса). Государственное регулирование монополий. 1. Налоги на монополию (самый неэффективный метод). 2. Создание конкурентной среды. 3. Увеличение импорта. 4. Регулирование цен.

32. Характерные черты монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя..Основные черты монополистической конкуренции: 1.наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); 2.свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); 3.разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); 4.совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; 5. Поскольку каждый производитель является монополистом в своей нише, он может самостоятельно устанавливать цену на свой товар (в отличие от рынка совершенной конкуренции.).

34 Характерные черты олигополии и её эффективность.

Олигополия – вид несовершенной конкуренции, представляет собой небольшое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия, т.е. это когда «много монополии и мало конкуренции».Характерные черты:
1) заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. 2) производство стандартизированных или дифференцированных продуктов. К первому типу относятся фирмы, производящие однородный товар (цемент, нефть, сталь и др.), ко второму дифференцированную продукцию (автомобили, станки, оборудование и др.). В развитых странах примером олигополии может быть автомобильная промышленность, табачные фирмы.3) наличие барьеров для вступления в отрасль. Вспомните бег с барьерами и, может быть, поймете? что такое барьеры в экономике. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких издержек.1. Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Следовательно, множество фирм с небольшими масштабами (размерами) не могут выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. 2. Эффект низких издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Например, чтобы сейчас вступить в автомобильную отрасль США, потребуется вложить только в машины и оборудование миллиарды долларов. 4) является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины: объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба или более низких издержек производства, или то и другое вместе. 5) является всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Олигополисты стремятся получить больше прибыли, впрочем, данное стремление свойственно всем фирмам в рыночной экономике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.