Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казахский язык и триединство языков






Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации.

(1) Казахский язык - это наш духовный стержень.

Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек.

Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.

Нам необходимо, начиная с 2025 года, приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит. Это принципиальный вопрос, который нация должна решить. Когда-то в истории мы такой шаг уже совершали.

Ради будущего наших детей мы должны принять такое решение, и это создаст условия для нашей интеграции в мир, лучшего изучения нашими детьми английского языка и языка Интернета, и самое главное - это даст толчок модернизации казахского языка.

Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должен решать круг обособленных деятелей. Правительству надо разобраться в этом.

Есть одинаково принятые во всем мире термины, они обогащают любой язык. Мы же сами себе начинаем усложнять жизнь, вносим путаницу и сумятицу в умы, копошимся в архаике. И таких примеров немало.

Я предлагаю составить список как минимум сотни современных книг, написанных на современном языке, и перевести их по-современному на казахский язык. Возможно, надо объявить конкурс среди молодежи: пусть они подскажут нам, что им особенно интересно и полезно.

***

Надо чтобы политика развития казахского языка не способствовала его отторжению, причем даже казахами. Наоборот, язык должен стать консолидатором народа Казахстана. Для этого языковую политику надо проводить грамотно и последовательно, не ущемляя ни один язык, на котором разговаривают казахстанцы.

Вы знаете о нашей политике - к 2025 году 95% казахстанцев должны владеть казахским языком.

Для этого сейчас создаются все условия.

Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее, - это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства.

(2) В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки.

Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне.

К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком - это историческое преимущество нашей нации.

Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами.

Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни.

3)Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ничное развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­лять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется с профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов». С физиологической точки зрения определяющими здоровья являются следующие формулировки: - здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; - индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма; - здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от­лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

4)Культура Казахстана. Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в юрте - национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран. Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. " Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать» - говорил Бауржан Момышулы, отмечая, что многие традиционные национальные игры казахов учат молодежь мастерству, ловкости, находчивости, бесстрашию и воспитывают в них подлинно рыцарские качества». Только благодаря национальным традициям, казахский народ является самобытной нацией со своей культурой и искусством.

5)Традиции моего народа. Обычай – правила поведения, которые являются обычными для какого-нибудь народа. Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д. Басире. Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному. Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного. По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным.Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тяговое животное. И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним ухаживали с такой же заботой, как за малышом. Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего детства научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов. Уход за животным помогал ребенку научиться ценить другую жизнь, особенно, если она зависит от заботы ребенка. Соответственно, таким образом, повышается уровень ответственности и любовь к окружающим людям. «Алтыбакан». Качели «Алтыбакан» - это одно из неизменных развлечений любого казахского торжества или праздника, а также любимое место встречи молодежи, где можно было петь песни и веселиться. Для установки качель использовались шесть бревен высотой 3-4 метра, широкая перекладина и три аркана. На качелях «Алтыбакан» качались по двое, чаще всего юноша с девушкой. Остальные присутствующие пели песни, шутили, озорными замечаниями, подбадривали молодых, находящихся на качелях. Казахская национальная игра «Кокпар». В казахской национальной игре «Кокпар» принимали участие жигиты аулов, соседствующих по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за кокпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера.Борьба велась верхом на лошадях.Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется кокпар – тот и победил. Затем джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с «боевым трофеем» кокпаром и жители поздравляли их и дарили подарки. История казахской национальной игры «Кокпар» имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар – кокбори» в переводе на русский означает «серый волк» Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых - встречать гостя как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: " Один из сорока гостей - Кадыр (имя пророка), один из тысячи - Уали (имя пророка)". Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения - саркыт его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. Приближаясь к аулу, путник, обычно давал о себе знать возгласами и прежде чем сойти с коня узнавал, чей это дом, чей аул. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствуют строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в.): " Придет гость - встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен". Казахи связывают гостеприимство с притчей: " Алаш хан состарился, и пришло время раздела его имущества между тремя сыновьями. Все свое состояние он разделил на четыре равные части, раздав сыновьям их доли. Четвертую часть он также разделил на три равные части, напутствуя словами: " Из этой доли угощайте друг друга с щедростью". Гостеприимство у кочевых народов было одним из надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей.

6)Искусство в жизни человека. Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания и талантливым изобретателем. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.

«Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Висящая в Лувре в окружении прекрасных полотен Рафаэля и Перуджино «Мона Лиза» — великий центр притяжения для посетителей всего мира; среди них ценители искусств и критики, туристы и просто сентиментальные любители.

Как и многие картины того периода, этот портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, нанесённых руками неумелых реставраторов. Но несмотря на всё это, он не потерял своей особенной красоты и обаяния, и прекрасное лицо всё ещё излучает спокойную и завораживающую улыбку.

Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту, и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле; её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье. Лицо обращено к зрителю слегка под углом, тогда как карие глаза смотрят прямо на вас.

Каштановые волосы, разделённые на пробор посредине и гладко зачёсанные к вискам, ниспадают красивыми мягкими локонами на плечи. Прозрачная вуаль наброшена на голову и вьётся поверх плечей. Платье изначально зеленоватого цвета с глубоким вырезом оживлено более светлыми рукавами, которые когда-то, должно быть, были жёлтыми.

На заднем плане — фантастический пейзаж с холмами и горами, тёплых и мягких тонов, над ним постепенно светлеющее небо. Две колонны по краям пейзажа закрывает нынешняя рама картины. В этом полотне прекрасны все детали, но внимание прежде всего захватывает лицо.

Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на неё, тем больше возрастает её воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков.

Все детали её исполнены с величайшим усердием. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные, исполнены с величайшей правдивостью. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью.

Тому, кто внимательно смотрит на впадинку на шее, начинает казаться, что он вот-вот сможет увидеть биение пульса. Действительно, этот портрет написан так совершенно, что заставляет любого сложившегося художника, да и вообще любого, кто на него смотрит, трепетать от волнения.

7)Праздники Казахстана. Казахстан – большая многонациональная страна, которая богата своими как старыми традициями, так и новыми, приобретёнными за годы независимости. В Республике Казахстан отмечают международные праздники, такие как: Новый год, 8 марта, но также есть и характерные только для этой страны праздники такие как День Единства, День столицы и т.д. Все праздники в Казахстане делятся на национальные, государственные и профессиональные праздники. Национальные праздники - это праздники в честь событий, имеющих особое историческое значение для становления Казахстана, как государства. Празднование национальных праздников сопровождается проведением официальных мероприятий. Таким праздником считается День Независимости Казахстана. Государственные праздники – это праздники, посвященные событиям, имеющим общественно-политическое значение, а также сюда относятся традиционные казахские праздники. К этой категории праздников относятся Новый год, 8 марта, Наурыз, День Единства, День Столицы, День Конституции и т.д.Кроме этих праздников в Казахстане есть еще один вид праздников – профессиональные праздники, отмечаемые отдельными категориями граждан: • День защитника Отечества — 7 мая • День памяти жертв политических репрессий — 31 мая • День государственных символов РК — 4 июня• День полиции — 23 июня• День знаний — 1 сентябряПраздники национального и государственного характера являются нерабочими днями для всего населения Казахстана. В эти дни в Казахстане проходят массовые гуляния и официальные мероприятия. Для населения страны устраиваются различные праздничные мероприятия и праздничные концерты с участием как казахских, так и зарубежных звёзд

 

8)Права человека и их защита. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Права, которыми вы обладаете просто в силу того факта, что вы человек. Если бы вы спросили людей на улице о том, что такое права человека, вы бы получили самые разные ответы. Они бы назвали вам права, о которых они знают, но очень мало людей знают обо всех своих правах. Как говорилось в определении, право - это возможность, свобода какого-либо рода. Вы наделены им просто потому, что вы являетесь человеком. Права человека основываются на принципе уважения к индивидууму. В основе этого понятия лежит идея о том, что каждый человек — нравственный и разумный индивидуум, и он заслуживает, чтобы с ним обращались с достоинством. Они называются правами человека, потому что они всеобщие. В то время как страны или некоторые группы пользуются правами, которые есть только у них, права человека — это права, которыми наделён каждый, — независимо от того, кто он или где живёт, — просто потому, что он человек. Однако многие люди, когда их попросили перечислить их права, говорили только о свободе слова и вероисповедания и, возможно, называли ещё пару прав. Без сомнения, это важные права, но полный спектр прав человека очень широк. Они означают выбор и возможности. Они означают свободу получить работу, выбирать карьеру, выбирать супруга (или супругу) и воспитывать детей. Они включают в себя право путешествовать повсеместно, право получать соответствующую оплату за свою работу, не подвергаясь притеснениям, оскорблениям и угрозе произвольного увольнения. Они даже охватывают право на досуг. В далёком прошлом прав человека не существовало. Потом появилась идея о том, что у людей должны быть определённые свободы. И в конце концов эта идея привела к принятию после Второй мировой войны документа под названием «Всеобщая декларация прав человека». В нём содержатся 30 прав, которыми наделён каждый человек на Земле. В 1948 году новая Комиссия ООН по правам человека привлекла внимание всего мира. Под энергичным руководством известной правозащитницы Элеоноры Рузвельт, вдовы президента Франклина Рузвельта и делегата от США в ООН, комиссия приступила к созданию документа, который стал в итоге Всеобщей декларацией прав человека. Элеонора Рузвельт, которая являлась вдохновителем её создания, назвала Декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества». Этот документ был официально принят ООН 10 декабря 1948 года. В преамбуле и первой статье Декларации недвусмысленно провозглашается неотъемлемость прав человека для всех людей Земли: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества… создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Страны, входящие в Организацию Объединённых Наций, дали клятву работать вместе, чтобы способствовать реализации тридцати статей о правах человека, которые впервые в истории были собраны и представлены в виде единого документа. Как следствие, многие из этих прав в различных формах в настоящее время являются частью конституционных законов демократических стран.(Всеобщая декларация прав человека)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.