Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление риском и предпринимательская бдительность.






Управление рисками является столь же важным параметром деятельности фирмы, как и установление цен на продукцию, выбор ассортимента или целевого уровня качества.

Как и с ценами или качеством продукции здесь действует тенденция падения прибыли до уровня безубыточности. Если некий бизнес при сравнительно скромных рисках приносит большие прибыли, он немедленно привлекает конкурентов. Результатом этого наплыва становится снижение прибыли, как правило, без снижения риска. Нечто подобное экономика России, например, недавно испытала в сфере потребительского кредитования. Пока кредитование населения на покупку автомобиля, холодильника или компьютера было мало распространено, соотношение риска и прибыльности было весьма выгодным. Но когда в борьбу за потребителя стали вступать все новые и новые банки, им пришлось снижать ставку процента, удлинять сроки и т.п. Прибыль упала, а риск (процент невозвратов кредита) остался прежним.

На рис. 2. воспроизведена диаграмма “прибыль – риск”. Описанный процесс размывания прибыли приводит к тому, что под действием конкурентных сил типичная для данного бизнеса кривая L1 сменяется более низкой кривой L2. При этом сделки, не выходящие за пределы допустимого риска, начинают приносить прибыль, существенно меньшую, чем исходная (π В < π N).

Чтобы не допустить этого предприниматель должен в отношении уменьшения рисков проявлять столь же активную бдительность, как и при установлении цен или при выпуске новых товаров. История знает немало примеров того, как изобретение менее рискованного способа ведения дел буквально революционизировало отрасль, сказочно обогащая изобретателей нового подхода.

 

Так было в 50-60-ые годы ХХ века, когда появились первые венчурные фонды. Научившись объединять риски, связанные с первопроходческой научно-технической деятельностью, они сумели в буквальном смысле поставить ее на поток. Ведь все предшествующие столетия эддисоны и кулибины вынуждены были просить кредиты у банков или частных лиц на общих основаниях. А те, естественно, в основном отказывали им, поскольку дорогостоящих залогов у этой “несолидной” прослойки клиентов обычно не было. В итоге реализованных изобретений было мало.

После того, как удалось отработать методику управления рисками в сфере НТП с помощью их объединения (на деле она, конечно, много сложнее, чем простое предоставление средств одновременно многим изобретателям), удачные коммерческие новинки посыпались как из рога изобилия, обогатив и самих новаторов и венчурных капиталистов.

В терминах рис. 2. этот переворот можно описать как смену модели бизнеса, описываемого кривой «прибыль – риск» L1 (индивидуальное банковское кредитование изобретателя) кривой L3 или даже L4 (инвестиции в НТП через венчурные фонды). На графике видно, что в результате этого супервыгодный, но неприемлемый из-за высокого риска проект А входит в зону, близкую к допустимым рискам (смена уровня RA1 риска на RA3), или даже становится мало рискованным (уровень RA4), не потеряв при этом своей высокой прибыльности.

Хозяйственные риски – неизбежная составная часть предпринимательской деятельности, поскольку они имманентны рынку. Риски нельзя устранить, но уменьшить возможный убыток – вполне реально. Этого можно добиться с помощью применения методов управления риском. Разумеется, управление рисками связано с определенными издержками для фирмы, но его осуществление необходимо и оправданно. Управляя рисками, фирма жертвует меньшим, чтобы сохранить большее. Она заменяет возможное появление значительных убытков на относительно небольшие, строго определенные издержки по управлению риском.


 

28. Обобщенные принципы применения правила MR = MC для многопродуктовой, многозаводской и мультирыночной фирмы (Лекция 3, вопрос 2).

Объем производства и прибыль фирмы будут увеличиваться до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельными доходами: МС = MR. Умение корректного применения правила МС = MR на практике связано с пятью основными принципами:

I. Принцип адекватного подбора переменных

II. Принцип полноты учета предельных издержек

III. Принцип полноты учета предельного дохода

IV. Принцип равных предельных издержек

V. Принцип равных предельных доходов

I. Принцип адекватного подбора переменных:

Правило МС = MR, по сути, это сравнение: «что принесет» с тем, «во что обойдется введение «дополнительной единицы». А вот сами эти «единицы» в зависимости от ситуации могут оказываться очень разными. Так, решая, какую территорию наиболее выгодно обслуживать, оптовая фирма должна отсчитывать километры, которые будут прокрывать ее грузовики, развозя продукцию со складов. А, начиная рекламную компанию по телевидению, фирма должна оптимизировать совсем иной показатель - частоту повтора рекламных роликов. Эта многоликость правила MR=MC в теории микроэкономики для менеджеров обычно называется принципом адекватности подбора переменных, в соответствии с которым динамика предельных издержек и доходов должна отслеживаться в зависимости от изменения переменной, являющейся важнейшей для развития данной ситуации (адекватной ей).

II. Принцип полноты учета предельных издержек: состоит в необходимости учета всего комплекса издержек MC total, без которых получение дохода было бы невозможным

III. Принцип полноты учета предельного дохода: связан с решением проблемы сопутствующего дохода. В ряде случаев дополнительные доходы фирмы связаны

ü не только с выручкой от реализации данного товара,

ü но и с выручкой от реализации других товаров (сопутствующих)

Принцип равных предельных издержек и принцип равных предельных доходов касаются преобладающей в реальном бизнесе мультибизнесной фирмы – предприятие, выпускающее

§ несколько продуктов

§ на нескольких заводах

§ и продающее их на нескольких рынках

Правило: МС = MR позволяет оптимизировать структуру деятельности мультибизнесных фирм. Оптимизация структуры деятельности мультибизнесных фирм означает решение следующих проблем: определить - какие товары и в каких пропорциях выгоднее производить, на каких заводах и в каких размерах выгоднее производить, какие рынки следует выбрать и как распределить между ними сбыт продукции.

IV. Принцип равных предельных издержек: как оптимизировать распределение выпуска одного и того же товара между разными заводами (при неизменности цены)

Оптимальная структура выпуска товара или услуги многозаводской фирмы достигается, когда предельные издержки на обоих заводах сравняются.

Этому принципу соответствует двухшаговый процесс максимизации прибыли многозаводской фирмы:

1. шаг: определение кривых пересечения MR и MC для всей фирмы:

§ кривая MR задается рынком

§ кривая МС определяется горизонтальным суммированием МС1 и МС2

2. шаг: распределение найденного оптимального объема выпуска Q0 между двумя заводами в соответствии с IV -м принципом равных предельных издержек – из точки О проводится горизонтальная прямая до пересечения с кривыми МС1 и МС2

Q1 и Q2 – оптимальные производственные задания для каждого завода (при равных МС)

V. Принцип равных предельных доходов: при прочих равных условиях оптимальная структура продаж товаров или услуг мультибизнесной фирмы достигается, когда предельные доходы от реализации в любом месте становятся одинаковыми

На рисунке -исходная ситуация:

неравенство предельных доходов MRA и MRB

Фирма продает на двух рынках А и В по 25 ед. продукции. На рынках разные кривые спроса - разные кривые предельного дохода MRA и MRB. Предельный доход от продажи 25 -й единицы продукции на рынке А – 30; на рынке В – 20 Если перераспределить продажи: с рынка В на рынок А, выручка вырастет без увеличения количества продаваемых товаров

Процесс максимизации прибыли также распадается на 2 шага:

1-й шаг: определение кривых пересечения МС и MR для всей фирмы

2-й шаг: распределение найденного оптимального объема продаж между двумя (тремя…) рынками в соответствии с принципом равных предельных доходов

(тремя…) рынками в соответствии с принципом равных предельных доходов


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.