Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правило ряда






Левое определение стоит между артиклем и существительным,
к которому оно относится. Оно может состоять из одного или нескольких слов. В качестве левого определения к существительному может употребляться прилагательное, причастие, герундий, существительное. Определение с определяемым словом – существительным образуют цепочку слов.

При переводе такой цепочки слов рекомендуется применять «правило ряда», т.е. перевод следует начинать с последнего существительного, идя, справа налево и устанавливая путем вопросов правильные смысловые отношения между словами. В зависимости от количества определений группа может состоять из двух, трех или более компонентов. При переводе используем прилагательные, существительные (часто с предлогом), причастия и целые причастные обороты.

Проанализируйте способы выражения определения и их перевод на русский язык в таблице 35.

 

Таблица 35 – Цепочка определений

Группы существительного Перевод
the land transport the land transport improvement   the land transport improvement problem the railway bridge the railway bridge reconstruction   the thermoelectric generator development the energy accumulation process the car speed calculation the arch bridge construction site   the Moscow region newspaper the steam engine invention наземный транспорт улучшение работы наземного транспорта проблема улучшения наземного транспорта железнодорожный мост реконструкция железнодорожного моста разработка термоэлектрического генератора процесс накопления энергии расчет скорости автомобиля строительная площадка арочного моста газета Московской области (Московская областная газета) изобретение парового двигателя

Таблица 36 – Местоимения

Личные местоимения Притяжательные местоимения
Именительный падеж (кто? что?) Объектный (косвенный) падеж (кому? кого?) 1 форма (+существительное) (чей? чья? чье?) 2 (абсолютная) форма (без последующего существительного)
I – я   you – ты, вы   he – он she – она it – он, она, оно (для неодушевленных сущ.) we – мы you – вы they – они me – мне, меня   you – тебе, тебя, вам, вас him – ему, его her – ей, ее it – его, ему, ей, ее     us – нам, нас you – вам, вас them – им, их my – мой, моя, мое, мои your – твой, ваш   his – его her – ее its – его, ее     our – наш, наша your – ваш, ваша their – их mine – мой, моя, мое, мои yours – твой, ваш   his – его her – ее its – его, ее     ours – наш, наша yours – ваш, ваша theirs – их

 

Таблица 37 – Усилительно-возвратные и указательные местоимения

Усилительные и возвратные местоимения Указательные местоимения
Усилительные Возвратные Единственное число Множественное число
myself – сам, сама yourself – сам, сама himself – сам herself – сама itself – сам, сама, само ourselves – сами yourselves – сами themselves – сами По форме совпадают с усилительными, переводятся «себя», «себе» или глаголами с окончаниями «- сь», «- ся» this – этот, эта, это that – тот, та, то these – эти   those – те

Таблица 38 – Неопределенные местоимения и наречия

some – несколько, некоторое количество any – сколько-нибудь какое – то количество no = not any ни один, никакой
something – что-то anything – что-нибудь nothing = not anything ничего
somebody кто-то someone anybody кто-нибудь anyone nobody = not anybody no one = none – никто
somewhere – где-то, куда-то, куда-нибудь anywhere – где-нибудь, куда-нибудь nowhere = not anywhere – никуда, нигде
употребляется только в утвердительном предложении употребляется в вопросительном предложении употребляется в отрицательном предложении
I have some pens. There is some chalk on the table. There is something in my bag. There is somebody (someone) in the room. I shall go somewhereon Sunday. Have you anypens? Is there any chalk on the table? Is there anything in the bag? Is there anybody (anyone) in the room? Will you go anywhere on Sunday? I have no pens (not any pens). There is no chalk on the table. There is nothing in the bag. There is nobody (none) in the room. I shall go nowhere on Sunday.
Примечания. ANY – в утвердительном предложении имеет значение «любой», «всякий»: Any method is good in this case. – Любой метод хорош в данном случае. NO – переводится «никакой», «ни один» и отрицание распространяется на все предложение: No man was on Mars. – Ни один человек не был на Марсе. EVERY – «каждый» (определение), употребляется перед существительными: Every student knows the time-table. – Каждый студент знает расписание. EVERYONE – «каждый», употребляется самостоятельно как существительное: Everyone knows the time-table. EVERYBODY – «каждый, всякий», все: Everybody knows the time-table. EVERYWHERE – «везде, всюду» (наречие): Everywhere people like sport.

Таблица 39 – Другие способы выражения отрицания

no ни один, никакой, «не» перед сказуемым No changes were observed during the test. Никаких изменений не наблюдалось во время испытания. Во время испытаний не наблюдалось изменений.
nobody никто Nobody said a single word. Никто не сказал ни слова.
nothing ничего They could see nothing in the darkness. Они ничего не видели в темноте.
never никогда He is never late. Он никогда не опаздывает.
neither... nor ни... ни Neither I nor my brother have ever seen this man. Ни я, ни мой брат никогда не видели этого человека.
nowhere никуда, нигде We could find the book nowhere. Мы нигде не могли найти книгу.
until пока... не We will be working in the laboratory until we get necessary results. Мы будем работать в лаборатории до тех пор, пока не получим нужных результатов.
unless если... не They will come unless they are very busy. Они придут, если не будут очень заняты.
Примечание. В английском отрицательном предложении может быть только одно отрицание, тогда как в русском предложении их может быть несколько.

 

Таблица 40 – Указательные местоимения this (these), that (those)

число местоимение функция
Определение Подлежащее
Единственное число этот thisэта это This book is mine. Эта книга моя. This is my book. Это моя книга.
тот that та то That book is his. Та книга его. That is his book. Это его книга.
Множественное число theseэти (это) These books are mine. Эти книги – мои These are my books. Это мои книги.
those те (эти) то (это) Those books are his. Те книги – его. Those are his books. Это его книги.
         

Таблица 41 – Многофункциональные местоимения

Функция и значение Примеры Перевод
It    
1. Личное местоимение «он», «она», «оно» The number of schools in our country is great and it is constantly increasing. Число школ в нашей стране велико и онопостоянно растет.
2. Указательное местоимение «это» Experiments have shown that it is not so. Опыты показали, что этоне так.
3. Формальное подлежащее безличного предложения; не переводится It is difficult to translate foreign text without using a dictionary. Трудно переводить иностранные тексты, не пользуясь словарем.
4. Вводное слово в предложениях с эмфатической конструкцией; переводится «именно», «только», «это» и др. It was from radio that the subject of electronics was born. It is the force perpendicular to the surface that affects the friction. Именнорадио положило начало электронике. Толькосила, перпендикулярная к поверхности, определяет силу трения.
That – those    
1. Указательное местоимение «тот – те», «этот – эти» The separate parts comprising a polyphase circuit are called the phases of thatcircuit. Thosesteps which can be programmed in advance offer the best opportunity for automation. Отдельные части, составляющие многофазную цепь, называются фазами этой цепи. Те ступени, которые могут быть предварительно запрограммированы, лучше всего поддаются автоматизации.
Продолжение таблицы 41
Функция и значение Примеры Перевод
2. Заместитель существительного; переводится существительным, которое заменяет, или совсем не переводится The major problem arising from the use of the calculating machines is thatof fault finding. Dynamic loads are those which vary in time. Главная проблема, возникающая при использовании вычислительных машин, – это проблеманахождения ошибки. Динамические нагрузки – это нагрузки, которые изменяются во времени.
3. That – союзное слово «который»; вводит определительные придаточные предложения The machine thatconverts electrical energy into mechanical is the electric motor. Машина, котораяпреобразует электрическую энергию в механическую, называется электрическим мотором.
4. That – союз: а) «что», «чтобы» – вводит дополнительные придаточные предложения;   б) «то», «что» – вводит придаточные предложения – подлежащие; Observations showed thatthe most probable temperature of Venus’ surface was 300– 400 °C.   The scientists suggested thatnew and efficient ways of storing electrical energy should be employed.   Thatthe acceleration of a falling body is constant was first shown by Galileo. Наблюдения показали, чтонаиболее вероятная температура поверхности Венеры 300– 400 °С.   Ученые предложили использовать новые и эффективные способы аккумуляции электрической энергии.   То, чтоускорение падающего тела постоянно, впервые было доказано Галилеем.
Продолжение таблицы 41
Функция и значение Примеры Перевод
в) «чтобы» – вводит обстоятельственные придаточные предложения цели The newspaper reporter attended various discussions thathe could meet with working people and get better acquainted with the smallest details of their work. Корреспондент газеты посещал различные диспуты, чтобывстретиться с рабочими и лучше познакомиться с мельчайшими подробностями их жизни.
These    
1. Указательное местоимение «эти», «это» Thesemolecular forces resist the change of the body which external forces tend to produce   Theseare boilers in which the tubes themselves contain steam or water. Эти молекулярные силы противодействуют изменению тела под влиянием внешних сил. Это– котлы, в которых сами трубы содержат пар или воду.
2. Заместитель существительного; переводится местоимением «они» In many cases the change in loads with time is not of a steady character. Theseare called non-periodic loads. Во многих случаях изменение нагрузок не носит постоянного характера. Ониназываются непериодическими нагрузками.
One    
1. Числительное «один», «одна», «одно» Energy can be converted from oneform into another. Энергию можно преобразовать из однойформы в другую.
2. Неопределенно-личное местоимение; не переводится Onesees virus particles with the help of an electron microscope. При помощи электронного микроскопа видны вирусы.
3. One – ones; заместитель существительного; переводится существительным, которое заменяет, или совсем не переводится Артикль the перед словом one переводится «тот», «та», «то» Volta converted chemical energy into electrical one.   This method is the onewhich is much spoken about. Вольта преобразовал химическую энергию в электрическую.   Это – тот метод, о котором много говорят.
       

Таблица 42 – Степени сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень
  а) односложные     б) двусложные на -er, -y, -ow, -le short – короткий shorter – короче (более короткий) (the) shortest – кратчайший, самый короткий
early – ранний, рано earlier – более ранний, раньше (the) earliest – самый ранний
многосложные important – важный more important –важнее (более важный) (the) most important – важнейший (самый важный)
исключения much, many – много more – больше (the) most – наибольший, больше всего
little – мало less – меньше (the) least – наименьший, меньше всего
good – хороший well – хорошо better – лучший, лучше (the) best – самый лучший, (наи)лучший, лучше всего (всех)
bad – плохой badly – плохо worse – худший хуже (the) worst – самый плохой, (наи)худший, хуже всего (всех)
           

 

Таблица 43 – Союзы, употребляющиеся при сравнении
и сравнительные обороты

than – чем as...as – такой же... как not so... as – не такой... как the (more)..., the (better) – чем (больше)..., тем (лучше)
The more you read English, the better you understand it. Чем больше вы читаете на английском языке, тем лучше (вы) понимаете его. The better is your knowledge, the better are results of you work. Чем лучше ваши знания, тем лучше результаты вашей работы.

РАЗДЕЛ 3 СТРУКТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 44 – Твердый порядок слов в английском предложении. Повествовательное предложение.

         
Обстоя-тельство Подлежащее (группа подлежащего) Сказуемое (группа сказуемого) Дополнение Обстоя-тельство
Где, когда, почему, как? Кто, что? Что делает, что сделает? Вопросы косвенных падежей Где, куда, когда, почему, как?
Sometimes some students of our group get books in that library
Иногда некоторые студенты нашей группы берут книги в этой библиотеке

 

Определения не имеют фиксированного места в предложении: их располагают слева или справа от существительного.

Например: в группе подлежащего (таблица 44) главное слово students, some – левое определение к нему, of our group – правое определение. В группе обстоятельства (4) главное слово – library, that – левое определение к нему. Порядок слов, при котором после подлежащего стоит глагол-сказуемое называется прямым.

Принимая во внимание, правило твердого порядка слов в предложении, можно ликвидировать трудности при переводе путем грамматического анализа предложения. Анализ надо начинать с нахождения сказуемого (таблица 49). По отношению к сказуемому можно определить грамматическое место любого слова, что часто помогает при трудностях с переводом.

Помните: грамматическое место сказуемого 2 не означает второе слово в предложении.

Таблица 45 – Вопросительное предложение. Общая схема

Вопросительное слово Вспомога- тельный глагол или самостоя-тельный Подлежащее Смысловой глагол Второстепенные члены
         
Where do* the students get the books?
Где студенты берут книги?
When can they get the books?
Когда могут они взять эти книги?

 

*Список вспомогательных и самостоятельных глаголов (22): do, does, did, am, is, are, was, were, shall, will, should, would, have, has, had (have, has, had только в сложных временах), can, could, may, might, must, need, ought.

 

Таблица 46 – Основные типы вопросительных предложений

Общий вопрос

Вспомога тельный глагол или самостоятельный Подлежащее Смысловой глагол Остальные члены предложения Ответ
         
Does your friend study аt the institute? Yes, he does
Can he speak English? Yes, he can
Is she reading my book? Yes, she is

 

Специальный вопрос

Вопроси-тельное слово Вспомога-тельный глагол Подлежащее Смысловой глагол Остальные члены предложения
         
Where did he go last year?
Where is he now?

 

Вопрос к подлежащему (прямой порядок слов)

Вопросительное слово Сказуемое Второстепенные члены
What is on TV today?
Who knows it?

Разделительный вопрос

Первая часть Вторая часть
Chaucer is an English author, isn’t he?
He speaks English very well, doesn’t he?
You have not been to London, have you?

 

Альтернативный вопрос (вопрос выбора)

с альтернативным подлежащим Is English or German more difficult for you to study?
с альтернативным сказуемым Do you work or study at the institute?
с альтернативным второстепенным членом Does he speak English or French?

 

Таблица 47 Отрицательные предложения

Подлежащее Вспомога-тельный глагол not* Смысловой глагол Остальные члены предложения
       
My friend does not study at this institute
He has not passed the examinations

 

* not можно ставить только после одного из 22 вспомогательных или самостоятельных глаголов: do, does, did, am, is, are, was, were, shall, will, should, would, have, has, had (have, has, had только в сложных временах), can, could, may, might, must, need, ought.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.