Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятия






 

 

Машинная дисциплина, вообще говоря, разрушает институциональное наследие во всех его слоях, различающихся древностью и силой воздействия на человека, будь то институты, воплощающие в себе принципы естественной свободы или являющиеся рудиментами более архаичных принципов поведения, которые все еще действуют в цивилизованном обществе. Тем самым уходит из-под ног почва, на которой держатся закон и порядок, служащие фундаментом делового предприятия. Культурный аспект разложения общепризнанного порядка, несомненно, является достаточно серьезным и связан с далеко идущими последствиями, но сам но себе он не имеет прямого отношения к данному исследованию. Он начинает непосредственно интересовать нас лишь в той мере, в какой разрушение культурной сети наталкивается на сопротивление, которое с неослабевающей мощью оказывает ему деловое предприятие. Тем не менее будущее делового предприятия органически связано с будущим цивилизации, поскольку схема культуры в конечном счете едина, состоит из взаимосвязанных элементов, ни один из которых не может претерпеть пертурбаций, не сопряженных с расшатыванием всех остальных.

 

В своем отношении к данному вопросу так называемая социальная проблема в целом выражает именно эту уникальную ситуацию. Рост делового предпринимательства опирается на машинную технологию как на основание. Машинная индустрия абсолютно необходима для него, оно просто не может обойтись без машинного производства. Но дисциплина машинного производства отделяется от идейных и институциональных основ делового предприятия. Машинная индустрия несовместима с неуклонным ростом делового предприятия. Однако последнее не может обходиться без машинного производства. Поэтому в борьбе с культурными последствиями машинного производства принципы бизнеса в конечном счете победить не могут, поскольку действенное сдерживание или свертывание машинного производства поставило бы деловое предприятие перед непреодолимыми препятствиями, тогда как при беспрепятственном развитии системы машинного производства принципы бизнеса были бы преданы забвению.

Институциональная основа делового предприятия, т.е. система естественных прав, оказывается исключительно неустойчивой. Не существует способа обеспечить ее сохранность в изменяющихся условиях, и невозможно вернуться к ней, после того как ситуация стала иной. Здесь налицо эклектическое развитие, т.е. смесь личной свободы и равенства, с одной стороны, и основанных на давности и обычае прав — с другой. Институты и статьи закона при схеме естественных прав носят, по сути, условный характер. В данной ситуации имеет место относительно большая гибкость, большая возможность развития и перемен; при любом изменении ситуации естественные права оказываются особенно ненадежными. Здесь хорошо подтверждается принцип “постоянная бдительность есть цена (естественной) свободы”. Когда, как, например, теперь, этой системе угрожают агрессивные социалистические и анархистские происки, нет способа вернуть институциональный аппарат назад к его естественно-правовой основе. Система естественной свободы была продуктом миролюбивого режима ремесленничества и мелкой торговли, но длительный мир и промышленная деятельность вскоре вывели культурный рост за пределы естественных прав, дав толчок развитию машинного производства и крупного бизнеса, а последние разрушили структуру естественных прав, превратив эти права в юридическую фикцию, с одной стороны, и оторвав их от идейной основы — с другой. Будучи побочным продуктом мирного развития промышленности, естественные права не могут быть восстановлены посредством воинственных обычаев и принудительного правления, поскольку такие обычаи и принуждение чужды духу естественных прав. Не могут они быть восстановлены посредством установления мира и свободы, поскольку эра установленного мира и свободы способствовала бы господству машинного произ-водства и крупного бизнеса, которые разрушают систему естественной свободы.

Когда встает вопрос об исходе конфликта институциональных сил, именуемого социальной проблемой, обычно речь идет о выборе средств, а именно: что можно сделать, чтобы спасти цивилизованное человечество от огрубления и разложения, которые порождает машинная индустрия?


 

* Да будет осмотрителен покупатель (лат). — Примеч. пер.

1 См. гл. 9.

* Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. С. 277. — Примеч. пер.

* * Там же. С. 287. — Примеч. пер.

1 Традиционное признание денежной единицы как неизменной меры ценности и богатства имеет очень древнее происхождение. (См.: Carlile. Evolution of Modern Money. Pt. II. Ch. I; Ridgeway. Origin of Metallic Currency and Weight Standards. Ch. I, II.) Как будет показано в одной из следующих глав, и в наши дни его последствия имеют первостепенное значение.

2 См., напр.: Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 3. Кн. VI. Гл. VII. §3, 4. М., 1993.

3 См.: Laughlin. Principles of Money. P. 86.

1 См.: Laughlin. Principles of Money. Ch. IV.

1 Тем самым можно пренебречь косвенными эффектами спекулятивного авансирования как средства, призванного увеличить интенсивность применения и более полного использования ресурсов промышленного предприятия.

1 Исследование, которое имеет место в работе: Patten. Theory of Prosperity, относится к режиму “натурального хозяйства”, а также к эпохе ремесла и мелкой торговли, но не затрагивает всерьез современное положение дел. Примерно то же самое можно сказать и о современных обсуждениях данной тематики.

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 17.

1 Безупречная система принципов бизнеса строится на основе институтов свободной личности и тем самым предполагает длительное историческое развитие этих институтов, но весьма эффективная, хотя и менее совершенная система бизнеса была разработана народами Южной и Центральной Европы на заре Нового времени на основе неразвитой системы прав. См.: Ehrenberg. Zeitalter der Fugger, а также Зомбарт В. Современный капитализм. Т. II. Гл. VIII, XIV, XV.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.