Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Равновесие потребления.






Теория повеления потребителя базируется на положениях:

- концепция полезности товара

- сущность бюджетного ограничения

- предположения о максимизации полезности в рамках существующего бюджетного ограничения

Полезность – это степень удовлетворения потребителя от использования к.-л. товара или услуги.

Два подхода к определению полезности: количественный и качественный

Количественный подход предполагает, что полезность любого блага можно измерить количественно в абсолютных величинах. Для этого используются условная теоретические ед-цы измерения полезности – ютилы. В соот. с данным подходов вводится понятие предельной пол-ти.

Предельная полезность – это добавочная полезность, извлекаемая потребителем их одной дополнительной единицы определенного товара (MU=DTU/DQ).

Общая полезность – это суммарное удовлетворение, получаемое потребителем от использования всех единиц определенного товара (сумма предельных полезностей каждой ед-цы товара) (TU=MU1+MU2+…+MUn).

Закон убывающей предельной полезности: Каждая последующая единица определенного товара имеет для потребителя все меньшую и меньшую предельную полезность, т. к. по мере увеличения потребления товара потребность потребителя насыщается.

Закон убывающей предельной полезности объясняет нисходящий характер кривой спроса - каждая последующая единица товара для потребителя имеет меньшую полезность и он готов приобрести товар только по более низкой цене.

Порядковая теория поведения потребителя исходит из того, что полезность нельзя измерить в абсолютных величинах, т. к. полезность категория субъективная. Предлагают использовать относительную шкалу измерения полезности. Строится система предпочтений для конкретного потребителя на основе ранжирования или сопоставления различных потребительских наборов товаров и услуг.

Систему предпочтений отображают с пом-ю функции полезности (u = f (Х; У)). Графическое отображение функции полезности – кривые безразличия, к-ые показывают все возможные сочетания 2-х товаров, которые имеют для потребителя одинаковый общий уровень полезности. Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия, отражающая систему предпочтений определенного потребителя в отношении двух конкретных товаров Х и У.

Предельная норма замещения товара У товаром Х показывает то количество товара У, от которого готов отказаться потребитель при увеличении потребления товара Х на 1 единицу (общий уровень полезности не меняется).

MRSХУ = - DУ/DХ

Бюджетное ограничение показывает все возможные сочетания 2-х товаров, к-ые потребитель может приобрести при данных ценах и определенном уровне дохода.

I=Px*X=Py*Y (Px – цена товара Х, Х – кол-во товара Х)

y=-kx+b

Угол наклона бюджетной линии отражает угловой коэффициент k=Px/Py. Если изменяется денежный доход потребителя или общий уровень цен в экономике, происходит параллельное смещение бюджетной линии. При относительных изменениях цен меняется угол наклона бюджетной линии.

 

 

Оптимальный потребительский выбор должен отвечать двум условиям:

1)укладываться в ограниченный денежный доход;

2)приносить потребителю максимальную из возможных полезность.

Графически оптимальный потребительский выбор отображается точкой равновесия потребителя, причем данная точка должна находится на бюджетной линии и на наивысшей из доступных при данном бюджете кривой безразличия.

Правило максимизации полезности: потребитель получает максимальную полезность от товарного набора только в том случае, когда предельные полезности в расчете на рубль затрат по каждому из товаров равны.

При изменениях денежного дохода и цен товаров изменяется положение бюджетной линии. Образуются новые точки равновесия потребителя. Линия доход-потребление проходит через все точки равновесия потребителя, связанные с изменением дохода. Линия цена- потребление содержит все точки равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе стоится кривая спроса на данный товар.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.