Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение. Законы и кривая спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменения в спросе и предложении.






В современной экономической теории категории спроса и предложения имеют важнейшее значение. Рыночную экономику можно представить как бесконечное сочетание спроса и предложения. Большинство экономических явлений и процессов (инфляция, кризис, безработица) могут быть описаны через эти две категории — как взаимодействие спроса и предложения.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной денежными средствами.

Объем спроса на к.-л. товар – это количество данного товара, которое готово приобрести одно лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при определенных условиях.

Величина спроса зависит от ряда факторов. Математически данную зависимость можно представить в виде функции спроса. Функция спроса – показывает какое количество товара готов приобрести покупатель при данном уровне цены:

QD = f(P, PA, PB, …, I, S, K), где QD – величина спроса на товар, Р – цена товара, РА, В – цены на сопряжённые товары, I – денежный доход потребителя, S – сезонность потребности, K – количество покупателей на рынке.

Если предположить, что все неценовые факторы остаются условно постоянными, то функцию спроса можно представить как зависимость величины спроса на товар от его цены: QD=f(P).

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.

Графически данную зависимость изображают с помощью кривой спроса.

Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое кол-во эконом. блага готов купить покупатель по разным ценам в данный момент времени. Она имеет отрицательный наклон.

Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос. Среди них выделяются следующие:

1) вкусы и предпочтения потребителей;

2) денежный доход покупателей;

3) цены на сопряжённые товары (товары – заменители, дополнители);

4) ожидание отн-но изменения цен и доходов в будущем;

5) кол-во покупателей на рынке;

6) сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

Следует различать изменение спроса и изменение объема спроса. Объем спроса меняется под воздействием цены, графически это выражается в перемещении по кривой спроса, функция спроса при этом не меняется. Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов и графически выражается в смещении кривой спроса вверх-вправо (увеличение спроса) либо влево-вниз (уменьшение спроса), функция спроса меняется

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ Исключения из закона спроса: парадокс Гиффена и эффект Веблена.

Предложение выражается во всей товарной массе, представленной на рынке и предназначенной для продажи.

Объем предложения какого-либо товара – это количество данного товара, которое готовы предложить один или несколько продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.

Величина предложения зависит от ряда факторов. Математически данную зависимость можно представить в виде функции предложения. Функцией предложения называется зависимость объема предложения от определяющих факторов. Показывает то количество товара, к-е производитель может предложить при каждом уровне цены.

QS = f(P, PA, PB, …, I, S, K), где QS – величина предложения товара, I – технология про-ва, S – цены на ресурсы, K – количество продавцов на рынке.

Если представить, что все неценовые факторы остаются условно постоянными, то функцию предложения можно представить как зависимость величины предложения товара от его цены: QS = f(P)

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Графически данную зависимость изображают с помощью кривой предложения.

Кривая предложения - это кривая, показывающая, какое кол-во эконом. блага готов предложить продавец по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон.

Неценовые факторы, влияющие на предложение товара:

1) цены на ресурсы;

2) технология про-ва;

3) налоги и дотации;

4) ожидание относительно изменения цен в будущем;

5) кол-во продавцов на рынке;

6) цены на сопряжённые товары.

Влияние ценового фактора на предложение называется «изменением объема предложения» и выражается в движении вдоль кривой предложения. Влияние неценовых факторов выражается в сдвиге кривой предложения вправо при его увеличении и влево, при его уменьшении. Такая ситуация называется изменением предложения.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.