Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы рыночной экономики






 

Критерии Типы
Социальная Смешанная Корпоративная
1. Целевая направленность гос. программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предприятий – средний и малый бизнес Защита интересов крупных корпораций
2. Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Тактические методы – по ситуации Определение основных приоритетов
3. Доля гос. сектора в экономике Большой – 45% в развитых странах 25-30% Очень незначителен
4. Примеры Норвегия, Германия, Франция США Япония

2. Конкуренция: понятие, формы, методы.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Условии:

1. полная хозяйственная обособленностью каждого участника рынка

2. полная зависимость от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период)

3. противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

 

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция - для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция - выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т.д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

Модели рынка

 

Черты I II III IV
совершенная Несовершенная
7. Число фирм Очень большое Много, но не бесконечно Несколько Одна
8. Тип продукта Стандартизированный   Дифференцированный – продукты с разными свойствами Производство аналогичного продукта, но с разными качествами Уникальный – близких заменителей нет
9. Контроль над ценами Отсутствие Есть, но в узких рамках Значительный – особенно при тайном сговоре. Очень значительный
10. Условия вступления в отрасль Препятствия отсутствуют Сравнительно лёгкое Наличие существенных препятствий из-за крупных компаний Блокировано
11. Неценовая конкуренция (качество) Нету – одинаковая цена Незначительная – упор на рекламу Типична – реклама на св-ва Нет, только через рекламу
12. Модель Совершенная конкуренция Монополистическая – 20-30 тыс.тов. Олигополия – 3-4 предприятия Монополия  

 


Билет 6

1. Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации современной России. Теорема Р. Коуза.

2. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара.

Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации в современной России. Теорема Р. Коуза.

 

Собственность это:

· По Марксу – отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

· В экономическом смысле - сложившиеся фактически, на деле, отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ.

· В юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах, которые устанавливает государство.

Признаки:

1) материально-вещественная форма;

2) наличие отношений, связанных с присвоением;

3) наличие зависимости получаемого владельцем собственности дохода от принадлежащих ему средств производства;

4) наличие юридических документов, регулирующих отношения собственности.

Формы собственности:

1. Частная собственность - право владеть, пользоваться и распоряжаться получает частное лицо.

· Индивидуальная (единоличная)

· Акционерная (черты частной и общественной собственности)

2. Общественная (публичная) собственность характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства.

1. коллективной, при которой права собственника осуществляет коллектив людей. Виды коллективной собственности: арендная; кооперативная; акционерная; собственность общественных объединений и религиозных организаций.

2. государственной собственности, которая может выступать в следующих формах: федеральной собственности; региональной собственности; муниципальной собственности.

Разгосударствление –совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Специфика приватизации в России:

· Высокий уровень госсобственности (90% госсектор, 10% с/х)

· В короткий срок создать имущественный класс (в 2 года)

· Грабительский характер – продажа не по рыночным ценам – появление олигархов.

«Теорема Коуза» - положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами (экстерналии - побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц).

 

2. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара.

Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Классификация блага:

1. Материальные блага - естественные дары природы и продукты производства.

2. Нематериальные блага:

· Внутренние – данные человеку природой (голос, способности к науки)

· Внешние – даёт нам внешний мир (репутация, деловые связи)

1. Экономические блага – результат экономической деятельности, обладающие ценой.

2. Неэкономические – даровые, «свободно» предоставляемые природой.

3. Специфические экономические блага -

А. товар – продукт, который изначально производится для продажи или обмена.

Товар как таковой обладает двумя свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

б) способностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные).

Формы:

· Количество

· Натуральная форма

· Качество – степень полезности данной потребительской стоимости.

Б.услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Специфика услуг как товара выражается в следующем.

1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.

2. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда.

3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.


 

 

Билет 7

  1. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
  2. Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и формы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.