Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанр басен в творчестве Ж.Лафонтена






 

1. Классицизм – это художественное направление в искусстве и литературе 17- начала 19 веков.Для него характерны следующие правила: высокая гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творчнеских норм. Классицизму свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщему образцу. Поэтому в классицизме возникает культ античности. Именно античность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

Первый значительный этап в истории классицизма — начало XVII века, годы царствования Генриха IV. Крупнейшие фигуры во французской поэзии этого времени — Франсуа Малерб, мастер торжественной оды, и сатирик Матюрен Ренье.

 

2. Ф.Малерб

Малерб-теоретик сыграл важную роль в кодификации французского литературного языка. Он был основателем поэтической школы, учителем таких талантливых поэтов, как Ракаи и Менар. Центральное место в поэтическом творчестве самого Малерба занимает политическая лирика. Основная ее тональность — приподнятая торжественность. Однако в одах Малерба находят свое выражение и отзвуки затаенного трагизма, вызванного противоречиями, гложущими абсолютистскую Францию, и тревогой за будущее страны. В лучших произведениях Малерба-лирика история предстает в виде многотрудного пути, требующего жертв и сурового напряжения сил. В философской лирике поэта преобладает жанр так называемых «утешений». Характерным его образцом являются знаменитые стансы «Утешение господину Дюперье» по поводу смерти его дочери. Избранная Малербом тема сознательно разрешалась поэтом в общей форме, как утешение по поводу утраты близкого человека вообще. Поэт стремится смягчить страдания друга с помощью логических доводов о необходимости подавить горе и вернуться к созидательной деятельности; композиция стихотворения также строго логическая. При всей своей рационалистичности, это стихотворение, как и другие поэтические шедевры Малерба, насыщено своеобразной эмоциональной энергией. Основной источник этой внутренней силы, поэтической мощи, как обычно у Малерба, — ритм, которым он владеет в совершенстве.

 

 

3. Корнель - великий французский классик драматургии 17 столетия, создатель жанра классицистической трагедии во Франции. Он родился в Руане, в семье адвоката. Учеба в иезуитском коллеже принесла ему хорошее знание латинского языка, римской истории и литературы. В 18 лет Корнель сдал экзамены на адвоката и начал работать при руанском парламенте. Но увлечение сочинительством побудило будущего писателя в 1629 г. показать свою пьесу приехавшей в город театральной труппе. Пьеса понравилась, ее стали играть в Париже, а Корнель, не оставляя своей работы чиновника, стал писать драматические сочинения и вскоре прославился. Настоящим триумфом была постановка в 1637 г. пьесы Корнеля «Сид». Эта пьеса не только пользовалась успехом у зрителей. Она воспринималась как образец литературного совершенства: в Париже появилась даже поговорка «Прекрасно, как «Сид» - т.е. высшая степень прекрасного. Вопреки уже сложившемуся среди драматургов его эпохи обычаю Корнель обратился за сюжетом пьесы не к античным авторам, а к пьесе своего испанского современника Гильена де Кастро «Юность Сида». В ней знаменитый персонаж испанского героического эпоса предстает молодым и влюбленным. Таков он и у Корнеля. Но французский писатель создает не любовную, а героическую драму, рисуя конфликт любви и долга. Основным приемом композиции пьесы становится антитеза, посредством которой писатель выражает напряженную нравственно-психологическую борьбу между героями и в их собственной душе. Стройное логическое развитие действия в пьесе, симметрично-контрастное соотношение персонажей еще более усиливают напряженность и стремительность драматического конфликта. При этом ясность и логика не мешают ощущению поэтичности. Главные герои пьесы – Родриго и его возлюбленная Химена – как бы соревнуются друг другом в благородстве и верности долгу, поступают согласно «разумному долгу», но они любят друг друга, и это чувство находят свое выражение в монологах персонажей, в самих их «разумных» поступках. Ибо неразумное, недостойное поведение кажется им одновременно губительным и для любовного чувства. Любовь героев становится подлинно героической. Лишь патриотический подвиг Родриго и сказочное благородство и доброта короля Фернандо в конечном счете обещают благлполучное соединение героев в будущем. Образцом классицистической трагедии воспринимается «Сид» многими поколениями читателей и зрителей, однако пьеса была критически оценена теоретиками классицизма – в частности потому, что имела благополучную развязку, не принятую в жанре трагедии. К тому же Корнель нарушил и важное для классицизма правило благопристойности: один из героев рямо на сцене дает пощечину другому. Да и тогда, когда драматург стремится сохранить верность такому правилу, как, например, единство времени, это – простая формальность. Отведя действию пьесы 36 часов, Корнель, как справедливо и не без одобрительности заметил Пушкин, «нагромоздил событий на целых 4 месяца». История подтвердила правоту широких слоев зрительской публики, осхищавшейся «Сидом», опровергнув мнение Французской Академии, подвергшей пьесу скрупулезному недоброжелательному разбору. До сих пор пьесы Корнеля не сходят со сцен мировых театров, а роли в них почитают за честь исполнять крупнейшие актеры современности.

 

4. Расин – знаметый французский драматург 17 в., «самый образцовый поэт классицизма», как определил его современник, известный теоретик классицистического направления Никола Буало. Он родился в провинциальном городке Ферте-Милон в семье французских буржуа, из поколения в поколение состоявших на службе у городских властей. Родители Расина рано умерли и не оставили сыну состояния. С трехлетнего возраста он рос на попечении бабаушки и поддерживающей их семью общины янсенистов – религиозного движения, которое подчеркивало греховность человеческой природы и призывало к строгой, благочестивой жизни. Расин смог получить бесплатное образование сначала в школе при монастыре Пор- Руаяль, а затем в янсенистском коллеже. Здесь он не только глубоко изучил римский период, латынь, но и выучил греческий язык, познакомился с древнегреческой античной литературой. И воздействие янсенистской философии, и исторические условия (окончательное торжество абсолютизма во Франции) повлияли на творчество Расина: он создает не героические, исполненные пафоса гражданственности трагедии, как Корнель, а трагедии любовно-психологические, показывающие бессилие разума перед страстью. Страдания любви, душевная борьба, внутренние противоречия психологии человека составляют основное содержание расиновских пьес. Его перу принадлежит 11 трагедий, но лучшей из них признана «Федра» (1677). В ней Расин использовал широко известный его современникам сюжет древнегреческого мифа. Этот сюжет мы находим в трагедиях античных авторов – «Ипполит» Еврипида и «Федра»Сенеки. Но Расин по-своему развил и сюжет, и характеры героев. Так, он изменяет характер Ипполита, который из сурового поклонника богини охоты Артемиды, не знающего любви, превращается во влюбленного юнощу – только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арикию. Но главное новаторство Расина, конечно, связано с характером Федры. Если у Еврипида героиня сама оговаривала Ипполита перед его отцом – Тесеем, то Федра Расина благородна: она лишь поддается уговорам своей наперсницы, однако, пережив жестокие нравственные страдания, открывает Тесею правду.Но дело не только в этих внешних изменениях. Расиновская Федра – страдающая женщина, а не преступница, она, как писал о ней сам автор, «Ни вполне виновата, ни впоне невинна». Ее трагическая вина – в невозможности справиться с чувством, которое сама же Федра называет преступным.Напряженная жгучая страсть героини передана благодаря отточенной художественной форме. Расин легко и органично принимает строгие правила классицистических «единств», не прибегая к внешним сценическим эффектам, ясно, последоватеоьно и точно развертывается действие пьесы. Ее героиня постоянно анализирует свои чувства, хотя не может обуздать страсть. Таким образом Расин постигает и воплощает в своей трагедии не только нравственно – психологическе конфликты своей эпохи, не открывает общечеловеческие закономерности психологии. «Федра» наряду с расиновскими трагедиями – не просто наследие литературы 17 в., но поистине вечное достояние мировой культуры. Вот почему пьесы Расина уже более трехсот лет волнуют и трогают читателей и зрителей разных стран.

 

 

5. Жан Батист Поклен вошел в историю мировой литературы под своим сценическим псевдонимом Мольер. Он родился в Париже, в семье королевского обойщика. Отец мечтал, чтобы сын занялся тем же ремеслом, но Мольеру хотелось учиться, и его отдали в юридический коллеж. Однако после окончания коллежа в 1643 г. Мольер поступает в театр и с тех пор работает там как актер, драматург и постановщик. Сначала он создал с друзьями «Блистательный театр», но не добился успеха в столице и уехал в провинцию. С 1645 г. по 1658 г. Мольер играл в бродячей труппе в различных провинциальных городах, а в 1658 г. вернулся с труппой в Париж, держал экзамен перед королевским двором и получил право играть на столичной сцене. Мольер был не только замечательным драматургом, но и прекрасным комическим актером. Он и умер на сцене во время представления собственной комедии «Мнимый больной».

Мольер был создателем «Комедии характера», где важную роль играло не внешнее действие (хотя драматург умело строил комическую интригу), а нравственно- психологическое состояние героя. Персонаж у Мольера наделен, в соответствии с законами классицизма, одной доминирующей чертой характера. Это позволяет писателю дать обобщенный образ человеческих пороков – скупости, тщеславия, лицемерия. Недаром некоторые имена мольеровских персонажей, например Тартюфа, Гарпагона, стали нарицательными: тартюфом называют часто лицемерного человека, гарпагоном – скупца. Мольер соблюдал в своих пьесах правила классицизма, но не чуждался и народной традиции фарсового театра, писал не только «высокие комедии», в которых поднимал важные серьезные проблемы, но и веселые «комедии-балеты». Одна из знаменитейших комедий Мольера – «Мещанин во дворянстве» удачно сочетает в себе серьезность и актуальность поставленной проблемы с веселостью и изяществом «комедии -балета». Млоьер рисует в ней яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена, преклоняющегося перед дворянством, мечтающего влиться в среду аристократов. Комизм возникает из сопоставления претензий невежественного, грубого человека на утонченность манер и его реальной вульгарностью и тупостью. Однако хотя Мольер смеется над своим героем, он не презирает его, а стремится вызвать у зрителя сочувствие. Доверчивый и простодушный, честный, хотя и недалекий Журден более привлекателен, чем живущие на его деньги, но презирающие героя аристократы.

Истоки творчества Мольера надо искать еще в 40-50-х годах, когда он слушал лекции философа- материалиста Гессенди, учение которого способствовало формированию жизнерадостного свободомыслия Мольера, устремляя внимание будущего режиссера, актера и писателя на сферу материально осязаемого бытия.Эти взгяды, по-видимому, определили направление театральных дебютов Мольера. Во всяком случае, в пору пребывания театра в Лангедоке ханжи буквально преследовали его, а в Гренобле они осыпали Мольера проклятиями и называли «отлученными от церкви в числе безбожников и негодяев».

Попытка первых трех актов «Тартюфа» в числе величайших произведений мировой литературы, «где план обширный обьемлется творческою мыслию». В чем здесь обширность плана? Мольер постоянно ощущавший враждебность церкви своим гуманистическим идеалам, задумал открытое сражение с ней. Это уже «план обширный», грандиозный. А годы борьбы за постановку «Тартюфа» убедили его в сложности и многообразии связей церкви со всей общественной системой и продемонстрировали, что ханжество – только вариант гораздо более отвратительного и многосоставного порока- лицемерия. Величие Мольера как обличителя общественного зла и борца за победу светлых начал в человеке сказалось в его решимости и способности пойти навстречу опыту жизни и художественно претворить его в веоиком произведении. «Бессмертный «Тартюф» плод самого сильного напряжения комического гения», - так оценил А.С.Пушкин творческий подвиг Мольера.

Пьесы Мольера – органическое слияние целеустремленности классицистической художественной системы с фарсовым комизмом и возрожденческим ощущением полноты жизни.Мольеру и в его пьесах важно было доказать, что созданная им комедия – произведение значительного идейного содержания. А что касается фарса или традиций Ренессанса, они и без рекомендации торжествовали на французской сцене вместе с ег великим театром.

 

6. Замечательный французский баснописец Лафонтен (1621-1695) был одним из самых известных поэтов своего времени. Он писал различные произведения – оды, поэмы, элегии, стихотворные сказки. Его перу принадлежит также и прозаическое сочинение – повесть «Любовь Психеи и Купидона» (1669). Но мировую известность Лафонтену принесли его знаменитые басни.

Лафонтен происходил из семьи провинциальных чиновников. Хотя он не получил основательного систематического образования, но он много и увлеченно читал. Некоторое время Лафонтен служил в провинции, но вскоре, в 1657 г. переехал в Париж и посвятил себя светской жизни и литературе. В 1668 г. вышли первые 6 книг, в 1678-м - следующие 5, а в 1694 –м – последняя, двенадцаая книга басен. Фабулы Лафонтен заимствовал у древних античных баснописцев – Эзопа, Федра, Бабрия. Но если античные басни были краткими поучительными рассказами, основной целью которых было поучение, то Лафонтен главным делает именно сам сюжет басни, характеры персонажей – прежде всего разнообразных животных, олицетворяющих типы людей. При этом Лафонте н-классицист старается обобщить в своих баснях характеры и ситуации, показать в них универсальные нормы человеческой психологии. Лафонтен считал, что целью человеческой жизни является стремление к наслаждению, находя его прежде всего в душевном равновесии и покое. Его басни проповедуют умеренность, умение контролировать свои желания и потребности («Скифский философ»), находить счастье в умиротворении («Искатели фортуны»). Надо уметь довольствоваться своей судьбой, сохранять золотую середину. Лафонтен осуждает тех, кто склонен к неумеренности («Ничего лишнего»).Верным помощником человека на пути к счастью является труд, умение работать («Дворянин, пастух и королевский сын», «Стрекоза и муравей»).В баснях Лафонтен рисует широкое социальное полотно французкой жизни XYII в. Король предстает в баснях в обличье льва, придворные и дворяне – в масках волков и лис, филина и козла. И хотя сильный всегда стремится остаться правым, подавляя слабого («Волк и ягненок»), симпатии автора и читателей на стороне честных тружеников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.