Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологическая характеристика сайтов российских радиостанций в интернете






Web-радио, или версия радиостанции в интернете, – сегодня эти понятия не являются неологизмами для тех, кто хоть как-то знаком с мировой паутиной. Да и те, кто не прошел еще таинства виртуального крещения, наверняка знают о том, что их любимая радиостанция имеет свою страничку где-то в интернете, адрес которой можно услышать многократно и в промороликах, и из уст ведущих (что-то вроде: «тройное дабл'ю радио точка ру»). И само явление радиовещания в сети уже не относится к разряду экзотики и становится обязательным атрибутом уважающей себя (и своих слушателей) станции.

И все-таки парадокс: есть явление, есть (размытое, но все же) понятие об этом явлении, но до сих пор нет основательного или хотя бы систематичного его анализа. Можно, конечно, оговориться и заметить, что сетевая журналистика в целом еще молодая наука. Но, как бы то ни было, она не стоит на месте, и на данный момент уже существуют серьезные исследовательские работы в этой области, как в России, так и за рубежом. И в то же время в большинстве своем исследователи акцентируют внимание на сетевых газетах и журналах (иногда и называя их «сетевыми СМИ»), удостаивая web-радио лишь беглого упоминания с формальным описанием либо же объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное средство промоушн или рекламы.

Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Одни убеждены, что в скором времени других форм радио вообще не будет. Вот, например, одно из высказываний Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам интернета (проект «Московский либертариум»): «Уже сегодня, когда настраиваешься на программу Real Audio и появляются меню из разных стран мира, можно насчитать примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают в интернете. Жаль, что российских станций среди них пока немного, но они уже есть. Я убежден, что тот, кто не «утечет» в эту открывшуюся дырочку, попросту не сохранится. Я даже не знаю, будет ли это называться сайт или просто радиостанция, потому что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме интернета».

Другие и вовсе пока его серьезно не воспринимают (А. Носик, редактор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через интернет дополнительно 25 слушателей – то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание».

Действительно, пока интернет трудно назвать массовым СМИ, а потому версии радиостанций в интернете еще не являются конкурентами обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных характеристик, а потому я буду основываться на той точке зрения, что само по себе появление радио в интернете является новым этапом в развитии радиовещания как СМИ. В то же время проходит процесс формирования нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление представляет собой научный интерес для журналистики и достойно исследования.

Достоинства интернета для радиовещания заключены в том, что, во-первых, интернет дает возможность проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен, прежде всего, как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные иоколомузыкальные темы. В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой – более доступной.

Возможность использования радиовещания в интернете появилась не так давно. «Программное обеспечение радиовещания в интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио».

Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно – в России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы А. Троицкого «Достоевский FM» через интернетодновременно с обычным эфиром. Но представители станции «Серебряный дождь» настаивают, что впервые в рунете появились именно они. В принципе это не столь важно.Главный вывод, который из этих фактов можно сделать, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство инета не с азов, а сразу с применением последних мультимедийных достижений, в частности медиапроигрывателя. Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение, что российское радиовещание в последнее десятилетие XX века развивалось крайне интенсивно. На данном этапе (2003 год) радио в интернете проявляет себя в большом многообразии форм. Систематизация формальных и содержательных сторон радио-сайтов, попытка построения их типологии не только поможет проанализировать настоящую ситуацию, но и спрогнозировать дальнейшее развитие этого вида сетевых СМИ.

При разработке типологии сайтов радиостанций вполне подходящим является метод, применимый для печатных СМИ. То есть типоформирующие признаки любого сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.

Уделяя внимание такому типоформирующему признаку, как учредитель, в случае с сайтами радиостанций любопытно отметить следующую закономерность: учреждают сайты в основном владельцы радиостанций, иногда сами работники и частные лица. Даже если радио является государственным или муниципальным, то издателем сайта становится сама станция. Если определять тип сайта исходя из категории «учредитель», то в этом случае необходимо обратить внимание на термины, получившие распространение в net-среде: «официальный» и «неофициальный» сайты. Под «официальным» сайтом подразумевается сетевое СМИ, учрежденное руководством станции или коллективом, и редактор которого обычно находится в непосредственном подчинении у директора станции. Другой случай – учредителем и создателем сайта является частное лицо, поклонник или постоянный слушатель радиостанции. Определение «неофициальный» вовсе не означает, что руководство станции не приветствует данную инициативу и препятствует ей. Отнюдь, часто получается так, что редактор официального сайта осуществляет информационную поддержку неофициального дубликата.

Типология по признаку «аудитория» достаточно сложна в данный момент. Во-первых, из-за малой изученности аудитории самого рунета, а во-вторых, из-за частичного совпадения аудитории офлайнового СМИ и его сайта. Потому пока можно говорить, что их аудитории совпадают.

Цели сетевого издания могут быть различными. Это реклама и промоушн, информирование и просвещение аудитории, пропаганда определенных идей, образа жизни, развлечение. По этому признаку можно выделить три основных типа сайтов радиостанций:

электронная визитка;

электронный фэн-зин;

информационно-развлекательный сайт.

Сайт электронная визитка преследует основную цель – рекламу оф-лайновой станции в информационном пространстве интернета. Причем эта реклама имеет двоякую нацеленность – с одной стороны, информирование потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, с другой – информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают Всемирную паутину. Такие сайты в основном не имеют разделов, рубрик, ссылок и в чем-то напоминают рекламный буклет или попросту визитку. Максимальный объем такого сайта – 2–3 странички, где можно встретить чат или гостевую книгу, прайс-лист, сетку вещания и описание сотрудников станции. В принципе сайты-визитки создаются из соображений престижа. На сегодняшний день их становится все меньше: услуги веб-студий остаются недорогими, аудитория инета растет, и конкуренция ожесточается. В данный момент такие сайты имеют в основном провинциальные радиостанции.

Электронный фэн-зин (fan-zine от англ. fan – поклонник и magazine – журнал; в западной культуре фэн-зин – журнал, создаваемый специально для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы) ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде интернета. На сайтах такого типа достаточно богатая рубрикация: новости станции, новости музыки (соответствующей формату), эфирные персоналии, история станции, странички отдельных программ, гостевая, форум, чат, хит-парад (иногда с возможностью «скачать» любимые песни), рекламные расценки, сетка вещания и тому подобное. Основной принцип таких сайтов – «ничего, кроме нашего радио и нашего формата». Все должно служить цели создания определенного (естественно, положительного) имиджа станции и создания коммуникативной среды для целевой и потенциальной аудитории офлайновыхслушателей.

В то же время такой тип сайтов чаще всего встречается среди неофициальных. Здесь цель несколько иная – организация своеобразного виртуального клуба по интересам, удовлетворение потребности в коммуникации с единомышленниками. В данном случае по дизайну и содержанию неофициальные электронные фэн-зины радиостанций очень схожи с сайтами различных фан-клубов. Стоит обратить внимание на одну интересную деталь: иногда в интернете можно встретить несколько неофициальных фэн-зинов, созданных одним человеком, «сетевым жителем». То есть происходит своеобразная экстраполяция социальной личности в сетевое пространство. К примеру, юзер является заядлым футбольным болельщиком, читает фэнтези, учится в университете и предпочитает определенную радиостанцию. В результате в интернете он создает 4 неофициальныхфэн-зина, которые прилежно обновляет по мере своих сил и возможностей (кстати, с одним из таких «сетевых жителей» знаком лично, и пример не придуман).

Информационно-развлекательный сайт – тип достаточно сложный и неоднозначный. Цель его не столько пиар и промоушн, сколько информирование и развлечение слушателей. Рубрики и разделы таких сайтов многочисленны, и их можно разделить на группы.

1.Новости:

эфирная и внеэфирная деятельность станции;

музыка и шоу-бизнес, культура, искусство, спорт; общественно-политическая информация; погода.

2.Программная информация:

радио-персоналии; галерея;

странички программ (звуковые архивы и текстовые версии); сетка вещания.

3.Реклама и промоушн:

презентация станции;

прайс-лист;

клиентская база;

игры и конкурсы.

4.Интерактивное пространство:

чат;

форум; гостевая;

эфирный пейджер;

доска объявлении (например, на сайте «Европы плюс» есть интересный раздел «Дарилка», где посетители сайта обмениваются различными вещами бескорыстно).

5.Мультимедийные услуги:

веб-камера;

медиапроигрыватель (прямой эфир в сети);

звуковые архивы;

справочная информация;

коллекция ссылок.

На сайтах данного типа развита система гиперссылок, может присутствовать поисковая система для архива. И здесь уже видно, что информационно-развлекательный сайт радиостанции уже выходит за рамки оф-лайновой деятельности самой станции, он уже нечто большее, чем радио и наше обычное представление о сайте радиостанции.

Отдельный и крайне интересный случай – сайты радиостанций, аналогов которым в офлайне не существует. Они осуществляют вещание исключительно в сети. Причем в некоторых случаях на одном таком сайте могут быть прямые эфиры сразу нескольких программ различного формата, и в зависимости от выбранной программы может меняться содержание рубрик и информационное наполнение сайта (главной страницы). Здесь и возникает проблема в типологии радиосайтов, а вместе с ней множество вопросов. Вот только некоторые из них. К какому признаку относить наличие на сайте прямого эфира станции и вообще звуковой или визуальной информации (например, архивы программ иливеб-камеры)? Это всего лишь рубрики или нечто большее? Какая категория определяет отличие сайтов радиостанций, вещающих в офлайне, от станций, вещающих только в сети? В последнем случае мне кажется необходимым введение такой категории, как «пространство информационной деятельности».

А поскольку эти вопросы не риторические, можно надеяться, что вскоре на них последуют основательные ответы. Так что исследования, можно сказать, только начинаются.

Источник: Statya.RU

koksovova@yandex.ru

опубликовано 04 Апреля 2003 г

________________________________________________________________

Легко убедиться в специализации и одновременно в универсализации проектов веб-радио, сопряженных с разнообразием возможностей, предоставляемых веб-технологиями.

Попробуем разобраться прежде с типологией сайтов вне зависимости от их принадлежности к медиа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.