Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия






В течение полувека после открытий Фрейда [91 ] социологи не могли решить, как следует относиться к религии. Выдвигались предположения, что она внушает людям чувство вины, пода вляет сексуальность, проповедует нетерпимость, антиинтеллек туализм и тиранию. Но около двадцати лет назад научные дан ные о положительном влиянии религии окончательно убедили ученых в ошибочности таких мнений. Верующие американцы гораздо реже употребляют наркотики, совершают меньше пре ступлений, реже разрывают семейные отношения и кончают жизнь самоубийством. Они здоровее физически и дольше живут. Верующие матери детей-инвалидов лучше справляются с депрессией. Кроме того, эти люди легче переносят последствия развода, увольнение, болезнь, смерть близких. Одним словом, факты свидетельствуют, что верующие гораздо чаще бывают счастливы и довольны жизнью, чем атеисты.

Связь между верой и здоровым, социально насыщенным образом жизни очевидна. Большинство религий отрицательно относятся к наркотикам, преступлениям и супружеским изменам, поощряют благотворительность, умеренность и тру долюбие. Но влияние веры на оптимизм и психологическую стойкость вовсе не так примитивно. В период расцвета бихеви оризма эмоциональные преимущества верующих объяснялись социальной поддержкой со стороны других членов общины. Однако, по-моему, гораздо важнее другое: все религии мира дарят человеку надежду на будущее и, таким образом, придают его жизни смысл.

Шина Сети Йенгар — одна из самых замечательных студен ток, каких мне доводилось учить. Будучи совершенно слепой, она училась на последнем курсе Пенсильванского университета и, работая над дипломом, изъездила Соединенные Штаты вдоль и поперек. Шина побывала во всевозможных религиозных общи нах и организациях, пытаясь прояснить взаимоотношение между оптимизмом и верой. Она раздавала анкеты сотням верующих,


88 Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА

выслушивала десятки воскресных проповедей, изучала литургии и рассказы для детей, принятые в одиннадцати религиях, наибо лее распространенных на территории Соединенных Штатов.

Первый вывод, сделанный Шиной, гласил: чем более орто доксальный характер носит религия, тем оптимистичнее ее приверженцы. Правоверные евреи, ортодоксальные христиане и мусульмане настроены гораздо жизнерадостнее представителей реформаторских и унитарных течений. Далее Шина попыталась отдельно изучить влияние той надежды, которая читается между строк проповедей, литургий или детских сказок. В результате исследовательница обнаружила, что повышенный оптимизм верующих напрямую связан с тем, насколько большие надежды предлагает их религия. Не даром христианский мистик XIV века Юлиана из Норвича, живший в эпоху Великой чумы, про поведовал так:

«Но все будет хорошо, все будет хорошо [92]... Он не говорил: " Над тобой не грянут бури, ты не будешь отягощен трудом и болезнью", но Он говорил: " Ты не будешь побежден"».

Именно связь веры с надеждой на будущее, скорее всего, объясняет эту способность религии помочь человеку победить отчаяние и все-таки стать счастливым. Вопросу о связи между счастьем и смыслом жизни посвящена последняя глава этой книги.

Итак, допустим, что каждый человек обладает неким доста точно определенным уровнем жизнерадостности. Тогда моя задача — выяснить, какие факторы и обстоятельства помогают нам держаться ближе к верхней границе диапазона своих воз можностей. До недавнего времени считалось, что счастливые и жизнерадостные люди — это те, кто хорошо зарабатывает, имеет семью, сравнительно молод, здоров, получил хорошее образование и верит в Бога. Я постарался еще раз объективно оценить внешние обстоятельства, способные повлиять на наше настроение, и пришел к выводу, что для счастья человеку жела тельно:


Глава 4. Возможно ли создать продолжительное счастье? 89

1. Жить в богатой демократической стране, а не в нищем
государстве с диктаторским режимом (важный фактор).

2. Иметь семью (тоже важный фактор, но не главный).

3. Избегать неприятностей и отрицательных эмоций (фактор
средней важности).

4. Как можно больше общаться с людьми (важный, но не
основной фактор).

5. Верить в Бога (фактор средней важности).

Для того чтобы чувствовать себя счастливым и радоваться жизни, вовсе не обязательно:

6. Много зарабатывать (если вы купили эту книгу — зна
чит, зарабатываете достаточно, а те, кто стремятся иметь
побольше денег, как правило, не очень счастливы).

7. Быть здоровым (я имею в виду субъективно воспринимае
мое здоровье).

8. Иметь превосходное образование.

9. Переезжать в страну с более жарким климатом.

Вы, конечно, обратили внимание [93], что не любой из пере численных здесь факторов можно изменить по собственному желанию. И даже если бы нам удалось это сделать, уровень нашего счастья вряд ли поднялся бы выше, чем процентов на 15.

Однако, наряду с внешними факторами, существует ряд внутренних, которые играют не менее важную роль и зависят от нашей воли и желания. Далее речь пойдет именно о них. Если в этой обласги вы добьетесь значительного успеха [93] (предупреж даю: понадобится затратить немало сил), то сможете улучшить свое настроение всерьез и надолго.


 

 

Глава 5

Удовлетворенность прошлым

К

ак же достичь максимального уровня счастья, отпущенного нам природой? Каковы те подконтрольные нам факторы, которые способны помочь гораздо больше, чем погоня за сию минутным удовольствием?

Положительные чувства бывают связаны с прошлым, насто ящим и будущим. К разряду последних относятся оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера. Настоящему принадлежат радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удо вольствие и, самое главное, любовь к жизни. Именно эти чувства составляют то, что большинство из нас называет «счастьем». Положительные чувства, связанные с прошлым, — удовлетво ренность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие.

Необходимо учесть, что эти три типа чувств далеко не всегда взаимосвязаны. В идеале человек должен в равной мере испыты вать положительные эмоции всех трех типов, однако так бывает не со всеми. Человек может, к примеру, с удовлетворением вспо минать о прошлом, зато критически оценивать настоящее, а от будущего и вовсе не ждать добра. Можно расценивать нынешнее


92 Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА

положение дел как весьма удачное, одновременно переживая из-за былых обил и не надеясь на счастливое завтра. Узнав больше о каждом из трех компонентов счастья, вы научитесь по-новому воспринимать прошлое, настоящее и будущее, чтобы чаше испытывать положительные эмоции.

Начнем с прошлого. Для начала выполните следующий тест. (Его можно также найти в Интернете на сайте wurw.anthentich-appiness.org и сравнить свои результаты с показателями других респондентов соответствующего возраста, пола и профессии.)

Тест на удовлетворенность жизнью [94]

Ниже приведены пять утверждений. Оцените, насколько каж дое из них верно для вас, по следующей семибалльной шкале:

7 — совершенно согласен,

6 — согласен,

5 — отчасти согласен,

4 — не могу сказать точно,

3 — не совсем согласен,

2 — не согласен,

1 — абсолютно не согласен.

____ Моя жизнь близка к идеальной почти во всех отноше
ниях.

____ Мои домашние условия превосходны.

____ Я полностью удовлетворен жизнью.

____ До сих пор я получал от жизни все, что мне было

необходимо.

____ Если бы я начал жизнь заново, ничего не стал бы

менять.


Глава 5. Удовлетворенность прошлым 93

Общий результат:

30-35 баллов — в высшей степени доволен, результат намного выше среднего.

25-29 баллов — очень доволен, результат выше среднего.

20-24 баллов — более-менее доволен, средний результат для взрослого американца.

15-19 баллов — слегка недоволен, результат чуть ниже среднего.

10-14 баллов — недоволен, результат явно ниже сред него.

5-9 баллов — очень недоволен, результат намного ниже среднего.

Этот тест уже выполнен десятками тысяч людей в разных странах. Средний итоговый результат у пожилых американ цев — 28 баллов у мужчин и 26 у женщин, у американских студентов — 23-25 баллов [95]. Средний результат у китайских и восточноевропейских студентов —16-19 баллов. Заключенные тюрем мужского пола в среднем оценили степень удовлетворен ности жизнью в 12 баллов. К такому же выводу пришли и паци енты больниц. Больные, амбулаторно посещающие психологов, дали оценку в 14-18 баллов, а женщины, подвергшиеся насилию, и пожилые сиделки, как ни странно, показали довольно высокий результат — около 21 балла в среднем.

Чувства, связанные с прошлым, бывают очень разными. Иногда это гордость, удовлетворенность собой и душевный покой, а порой — неизбывная горечь и мстительный гнев. Все зависит от того, как мы относимся к прошлому. Взаимосвязь мыслей и чувств — один из самых давних и спорных вопросов, до сих пор не разрешенных психологами. Согласно классической фрейдистской точке зрения, доминировавшей в психологии до 80-х годов XX века, именно чувства определяют содержание наших мыслей.


94 Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА

Вот ваш младший брат, невинно поздравив с повышением по службе, вызвал смутную ярость у вас в душе. Ваши мысли о нем — хрупкий плотик на поверхности бурного моря эмо ций, вызванных тем, что брат давно занимает главное место в помыслах и заботах родителей, оттеснив вас в тень забвения. И вот теперь это несмышленое, незаслуженно обласканное существо пытается вам покровительствовать!

Есть масса доказательств [96], подтверждающих верность подобной теории. Когда человек в депрессии, ему чаще приходят в голову печальные мысли. Жарким безоблачным днем трудно представить себе холодный ливень. Лекарства, от которых повы шается уровень адреналина [97] (таков побочный эффект корти-зонсодержащих средств), вызывают у пациента тревогу и страх, которые в самом невинном событии заставляют его видеть нешу точную угрозу. Тошнота и рвота [98] прививают отвращение к пище, съеденной в обед, даже если мы прекрасно понимаем, что причина спазмов — не беарнский соус, а гастрит.

Когнитивная революция [99] опровергла точку зрения Фрейда и бихевиористов, доказав, что мышление — достой ный объект научных исследований, и оно не является лишь отражением эмоций или поведенческих моделей. Напротив, Аарон Т. Бек, ведущий теоретик когнитивной терапии, заявил, что именно эмоции обычно являются следствием мышления. Мысль об опасности приводит нас в состояние тревоги, мысль о потере вызывает грусть, а мысль об оскорблении — гнев. Сосредоточьтесь и проследите, какой ход мыслей привел вас в то или иное состояние. Ученые накопили множество доказа тельств в пользу когнитивной теории. Над помыслами человека, погруженного в депрессию, довлеет негативное восприятие про шлого, будущего, своих собственных возможностей, а умение убедить себя в обратном поможет ему не меньше, чем лекарства-антидепрессанты, снизив при этом риск повторной депрессии. Некоторые пациенты, страдающие приступами панического страха [100], считают свое ускоренное сердцебиение и учащен-


 

Глава 5. Удовлетворенность прошлым 95

ное дыхание предвестником инфаркта. Таких людей можно исцелить в одно мгновение, убедив, что их «грозные симптомы» объясняются тревогой, а не болезнью сердца.

Итак, сторонники Фрейда утверждают, что чувства приводят в движение мысль, тогда как когнитивисты, напротив, объявляют мысль двигателем эмоций. По всей видимости, на самом деле имеют место оба процесса, а психологии XXI века еще предстоит понять, при каких обстоятельствах эмоции порождают мысль, а при каких — мысль руководит эмоциями.

Не предлагая окончательного ответа, готов поделиться с вами кое-какими соображениями.

Временами наша эмоциональная жизнь и вправду пред ставляет собой череду спонтанных, сиюминутных реакций. Чувственные наслаждения — это ведь кратковременные всплески эмоций, возникающие без всяких раздумий. Горячий душ—удовольствие для тела, и чтобы его испытать, вовсе не обя зательно говорить себе: «Наконец-то эта грязь сходит с кожи...» Однако эмоции, связанные с прошлым, возникают обычно под влиянием тех или иных мыслей. Посудите сами:

♦ Лидия и Марк — в разводе. Всякий раз, когда Лидия слы- шит имя Марка, она вспоминает об измене и по-прежнему злится, хотя с тех пор прошло двадцать лет.

♦ Абдул, палестинский беженец, живущий в Иордане, услышав об Израиле, тотчас вспоминает: некогда ему при надлежала оливковая плантация, а теперь она захвачена евреями. При этом Абдула охватывает неутоленная обида и ненависть.

♦ Оглядываясь на пройденный ею долгий жизненный путь, Адель испытывает гордость, спокойствие и мир в душе. Она думает о том, что сумела преодолеть все трудности, выпавшие на долю бедной негритянки из Алабамы, и, пользуясь ее собственной метафорой, «выжала лимон до конца».


96 Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА

В каждой из описанных ситуаций [101] проявление тех или иных эмоций обусловлено воспоминаниями и мыслями о про шлом. Это очевидное наблюдение помогает разобраться в собы -тиях прошлого и, что еще важнее, не стать его пленником.

Жить прошлым

Верите ли вы, что прошлое определяет будущее? Это отнюдь не отвлеченный философский вопрос. Если ваш ответ—да, вы и далее будете пассивно плыть по течению, ведь такая концепция делает человека инертным. По иронии судьбы, идеологические основы подобного мировоззрения заложили три гениальных мыслителя XIX века — Дарвин, Маркс и Фрейд.

Чарльз Дарвин считал, что мы — продукт долгой борьбы за выживание, в которой победили наши предки. Мы появились на свет благодаря тем, кто в свое время взял верх в схватке за место под солнцем. Таким образом, характер современного человека представляет собой набор качеств, необходимых для успешного выживания и произведения потомства. Иными словами, что бы мы ни делали в будущем, это уже предопределено жизнью пред ков. Дарвин невольно способствовал утверждению детерминист ских взглядов, тогда как Маркс и Фрейд были сознательными, воинствующими детерминистами. Для Карла Маркса классовая борьба была «исторической необходимостью», которая рано или поздно приведет к крушению капитализма и установлению коммунистического строя. События будущего предопределены развитием экономических сил, и даже «великие» личности не способны противостоять ходу истории — их поступки лишь отражают таковой.

Для Зигмунда Фрейда и тысяч его последователей любое пси хологическое проявление — каждая шутка или сон — отражает события прошлого. Детство не только формирует личность, но и полностью определяет дальнейшую жизнь. Мы подсозна-


 

Глава 5. Удовлетворенность прошлым 97

тельно возвращаемся к неразрешенным в те годы конфликтам и всю жизнь проводим в тщетных попытках их разрешить. До победы лекарственной революции и появления методов бихеви ористской и когнитивной терапии пациенты психотерапевтов долгими часами занимались воспоминаниями и рассказами о мельчайших подробностях своего детства. И по всей видимости, на сеансах традиционной психотерапии это продолжается до сих пор. Популярное движение «самопомощи» (self-help) воз никло в начале 1990-х как раз на основе этих детерминистских методов. Некоторые представители этого направления внушают людям, что вовсе не дурные поступки или слабость характера, а психологические травмы детства становятся причиной любых бед взрослой жизни, а потому избавиться от роли «жертвы» мы сумеем, только исцеляя детские травмы.

Я думаю, событиям детства в данном случае придается неоправданно большое значение. По-моему, вообще не стоит зацикливаться на прошлом. В действительности обычно трудно отыскать даже мелкие следы влияния детских переживаний на зрелую личность, а уж серьезные — и подавно. Между тем многие исследователи, уверовав, что детство определяет всю будущую жизнь, полвека назад активно занялись поисками доказательств этой теории. Они ожидали найти многочисленные свидетельства того, как именно смерть или развод родителей, болезнь или жестокое обращение влияют на дальнейшую судьбу человека. С этой целью проводились обширные, многолетние и недешевые исследования.

В результате психолога все-таки нашли подтверждение фрей дистской точки зрения, однако не столь весомые, как ожидали. Так, ученые выяснили, что если у ребенка до одиннадцати лет умерла мать, то впоследствии у него может развиться склон ность к депрессиям, однако лишь в 50 % случаев и только если этот ребенок — девочка. Смерть отца вообще не оказывает серьезного воздействия на характер. Если вы — первый ребе нок в семье, то IQ (коэффициент умственного развития) у вас несколько выше, чем у братьев и сестер, — правда, в среднем

4. 3-790.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.