Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды монополий. Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии






Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т. п.) - Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т. д.

Открытая или случай ная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства. В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.


Простая монополия - монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям [2, с. 82].

Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы — монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монопсонист и монополист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист — к максимальному занижению цены покупки [1, с. 91].

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяй ственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бой кота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядочено и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы.

Исторически сложились три главные формы монополистических союзов (монополия как соглашение): картели, синдикаты и тресты.

Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения (табл. 4.2).

Таблица 4.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.