Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины проведения реформ.






РЕФОРМЫ

Эпоха Иоанна Грозного закончилась мучительной кончиной его младшего сына - юного царевича Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был одарен острым умом и на него возлагали большие надежды, с его гибелью прервалась династия Рюриковичей на Московском престоле. Царевич Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление Московского государства привели к идее зарождения патриаршества.

Первым Московским Патриархом стал митрополит Иов (1589) во времена правления второго сына Ивана IV, Федора Иоанновича. Загадочное убийство царевича Дмитрия, немного позже внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той исторической драме. Тревожно начинался XVII век. Как страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное время патриархи стали единственной опорой в государстве, гибнувшем без твердой власти. «Матерь Божья, спаси Православие!»- молился Патриарх Иов, когда присягнувшие самозванцу требовали от Патриарха короновать Лжедмитрия. Патриарх Иов с твердостью отверг домогательства изменников: «Ныне вижу бедствия царства, торжество обмана и ереси». В это время тринадцатитысячная армия польско-литовских интервентов вместе с изменниками поступили к Троице-Сергиевой Лавре. Затворившись в монастыре, зашитники великой Русской святыни, вместе с монахами шестнадцать месяцев держали осаду. Уставшая от долгой смуты и кровопролития, русская земля жаждала мира и созидания. В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси был избран. Вернувшийся из десятилетнего пленения митрополит Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила, избранного русским народом на Земском соборе в Москве. Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорентийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южных и западных русских землях. Начались притеснения, а потом и

гонения епископов и православных людей. Гонения иезуитов и униатов, кончились в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, когда он принял под свою руку Малую, а потом и Белую Русь, бывшую в прошлом единой и разделенную трагическими обстоятельствами Русскую землю.

В XVII веке дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве. Это коснулось и церкви, которая потеряла значительную часть своего влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со стороны царя и Боярской думы. Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое основание. Размеры церковных вотчин и численность церковных людей были XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37 ООО дворов, в которых числилось около 440 ООО душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским землевладением, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревностно следило за расширением церковных земель и продолжало принимать меры против их роста. Московское правительство приняло на Земском соборе 1580 г. Постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин душ, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в долг земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. При составлении Сборного Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42): “Патриарху и митрополита и архиепископом и епископом, в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы...” [1]

Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам.

Эти меры помимо их юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин.

Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были «избраны» соборами по указанию царя. Царь разрешал не только административные, финансовые и судебные дела. Он также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов, порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали тех, кто их не соблюдал.

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не только не считалось противоправным, но даже признавалось Земскими Соборами официально. Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.