Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мелких проблем






В 1921 г. Артур Деон Литтл, один из основателей и глава корпорации «Артур Д. Литтлинк», решил сделать личный вклад в развитие американской философии, повергнув в прах один из догматов традиционной мудpoсти, в котором, по его мнению, полностью отсутствовало воображение: «Нельзя сделать шелковый кошелек из свиного уха».

 

Для начала у одного из чикагских консервных заводов было закуплено 100 фунтов свиных ушей. Затем эти уши были превращены в клейкое вещество, напоминающее вязкую жидкость, которую вырабатывает шелкопряд. После того сотрудники корпорации растворили это вещество в воде и, добавив небольшое количества ацетона, получили в итоге студенистую массу. Для ускорения процесса застывания были добавлены хромистые квасцы. Затем смесь была пропущена через фильтр, 60 отверстий которого имели диаметр около 0, 001 дюйма. Полученные нити были помещены в способствующий затвердеванию раствор ацетона и формальдегида. После просушки нити стали хрупкими и серыми, но после того, как их промыли в растворе глицерина и окрасили, они приобрели эластичность и гладкую поверхность. С помощью ручного ткацкого станка из этих нитей была соткана шелковистая ткань, из которой затем был сшит кошелек. Сегодня этот кошелек можно увидеть в Смитсоновском институте в Вашингтоне, а фирма, основанная А. Литтлом, так же как и в его времена, является одним из ведущих предприятий в области исследований и решения различных проблем.

 

Сам А. Литтл, почитаемый многими в качестве отца промышленных исследований в Америке, в возрасте 22 лет закончил в 1886 г. Массачусетский технологический институт и поступил на работу в одну из компаний по производству бумаги в штате Род-Айленд в качестве химика. Год спустя он и другой молодой химик, по имени Роджер Б. Гриффин, решили основать свое собственное дело. Они открыли лабораторию на Милк-стрит в Бостоне и дали объявление о том, что они делают химический анализ и проводят исследования с целью совершенствования как процессов, так и самих продуктов. На первых порах они в основном занимались химическим анализом таких продуктов, прибывших в бостонский порт, как черная патока, сахар и нитрат. В 1893 г. друг и партнер Литтла Гриффин погиб в результате несчастного случая, происшедшего в лаборатории. Во время операции по обезжириванию разбилась емкость с быстроиспаряющим-ся растворителем, и его обдало горящими парами. После того как он чуть было не закрыл лабораторию, Литтл решил продолжать дело в одиночку.

 

 

Бум 90-х годов прошлого столетия в области новых промышленных процессов и изобретений обеспечил лаборатории определенную роль в обслуживании потребностей американской промышленности. Сам Литтл отправился в Европу и вернулся оттуда с информацией относительно искусственных шелков (которые позднее стали называться ацетатными шелками и вискозой) и нитроцеллюлозы, с которой он познакомил Америку. До своей смерти в 1935 г. он успел превратить лабораторию в многоотраслевую фирму, занимающуюся промышленными исследованиями, в которой были заняты свыше 80 служащих. В свою бытность Литтл и его все возраставший штат сотрудников, кроме всего прочего, помогли «Дженерал моторс» создать исследовательский отдел, перевели химическую промышленность с одного органического сырья на другое, а именно с угля на нефть, открыли процесс производства спирта из пищевых отходов, способствовали модернизации технических отделов МТИ, а также внедрили десятки изобретений в целлюлозно-бумажной промышленности.

 

Фирма «Артур Д. Литтл» продолжала развиваться как одна из ведущих в области промышленных исследований. Однако в настоящее время она выполняет многие функции вне основного поля своей деятельности, включая консультации, медицинские исследования, планирование развития национальной экономики, а также исследования в области политики. Будучи корпорацией, созданной с целью получения прибыли, она всегда исключала любую возможность для зависимого положения от одного клиента в мирное время. Приблизительно четверть ее работы выполняется в интересах федерального правительства, остальные три четверти подразделяются более или менее равномерно на три широкие категории: коммерческие предприятия и другие частные учреждения, включая колледжи и профессиональные ассоциации; местные американские органы власти; иностранные правительства и компании. Ее работа почти в равной степени делится на техническую и, как определяют ее руководители корпорации, «мыслительную» работу, которая включает в себя исследования в области управления, экономического развития и образования. Хотя время от времени и имеют место заметные исключения из правил, корпорация специализируется на проектах средней величины, которые требуют для своего выполнения менее одного года. Согласно сообщению одного руководящего работника, средняя стоимость проекта, выполняемого по заказу (исключая заказы федерального правительства), составляет около 25 тыс. долл., в то время как федеральные проекты в среднем выполняются дольше и являются более дорогостоящими. В течение последних лет годовой доход корпорации в среднем был равен 40 млн. долл. Она располагает дюжиной филиалов, разбросанных по территории США и за границей, однако большая часть работы проводится в ее штаб-квартире в Кеймбридже, которая расположена в так называемом Желудевом парке (в честь неофициального лозунга компании «разбрасывай желуди, чтобы могли вырасти дубы»). Здания, выполненные в строгом стиле, тем не менее представляют собой привлекательные сооружения из стекла и шлакоблоков (даже стены офисов высших руководителей выкрашены в пепельный цвет). Светлые тона преобладают внутри, и весь комплекс чем-то напоминает съемочные павильоны Голливуда с их постоянной суетой. Парадный вестибюль аккуратно заставлен образцами конечных продуктов исследований фирмы: тюбик с маргарином «Шиффон», сварочное оборудование, пачка сигарет «Ларк» (для которых «АДЛ» разрабатывала фильтр) и даже копия индикатора направления, сконструированного по заказу НАСА для исследования Луны. В любой момент надо быть готовым к тому, что можно увидеть пару овец, препровождаемых в лабораторию для экспериментов с шерстью, людей, несущих огромные листы цветного пластика, или группу молодых африканцев, проходящих через холлы и одетых в национальные костюмы. Имеются цеха для испытания спасательных жилетов, ткацких станков, экспериментальных кухонь, здесь же можно ознакомиться с одной из наиболее богатых коллекций ароматов, содержащихся во флаконах (известных под названием «библиотека запахов» «АДЛ»). В дополнение ко всей этой экзотике тропические растения высотой с 2-этажный дом заполняют открытые лестничные колодцы в различных крыльях зданий. Некоторые вещи меньше бросаются в глаза, и поэтому на них следует обратить внимание особо. Безобидная труба, выходящая из окна одного из этажей и входящая в окно этажом ниже, является частью аппарата, регулярно производящего килограммовые пачки тетрогидроканнибонала, активного ингредиента марихуаны. Сотрудники этой лаборатории обнаружили, что для более рационального производства этого вещества им необходим нисходящий каскад, и, вместо того, чтобы сделать отверстие в полу, они решили вывести ее через окно.

 

В течение года фирма «Артур Д. Литтл» получает в среднем около 30 тыс. запросов, составление ответов на которые занимает значительную часть работы корпорации. Со времени ее основания корпорация работала более чем над 75 тыс. проблем по заказам клиентов и последнее время может похвалиться тем, что среди ее заказчиков значилось более 400 фирм из 500 наиболее крупных корпораций Америки, фигурирующих в ежегодном списке, публикуемом журналом «Форчун».

 

Проект, разрабатываемый в «АДЛ», называется «делом», и для каждого «дела» назначается руководитель, который полностью отвечает за его завершение. Уникальность системы заключается в том, что сравнительно молодой человек, которому поручено вести разработку, может свободно набирать людей из состава любого отдела для формирования группы, необходимой для выполнения задачи. Группа может состоять из его начальников вплоть до президента корпорации или председателя ее правления. Обычно человек работает более чем над одним проектом одновременно, поэтому зачастую получается так, что в состав группы «А» входит руководитель группы «Б», в интересах которой также работает руководитель группы «А».

 

В плане методологии превалирует система «дел», ведущихся обычно смежными группами. ЭВМ играют важную роль при выполнении отдельных работ, однако в общем и целом условия и концепции, такие, как анализ систем и составление финансовых смет выполнения программ, применяются ограниченно. Не в пример другим подобным корпорациям «Артур Д. Литтл» явно не прием-лет жаргон и профессионализмы. Ее доклады обычно изложены ясным языком и детализированы.

 

Структура корпорации отличается большой гибкостью. Один из руководителей и совладельцев нью-йоркского отделения фирмы, Роберт Графф, отмечает тот факт, что на этот пост недавно он был избран своими сослуживцами. Хотя высшее руководство корпорации функционирует, как, таковое, именно его члены отмечают, что структура фирмы «органична», т.е. не является постоянной, и в минимальной мере отличается иерархичностью. Корпорация имеет 19 вице-президентов, что может показаться большим числом, если не учитывать, что ее ближайший конкурент в области решения различных проблем, корпорация «Буз, Аллен и Гамильтон», имеет 180 вице-президентов. Связь между отдельными сотрудниками непосредственная, и нет необходимости заручаться санкцией начальника того сотрудника, которого хотят включить в ту или иную рабочую группу. Никто не назначается для выполнения какой-то работы: предпочитают спрашивать людей, хотят ли они возглавить решение отдельной проблемы или только участвовать в этом деле. Вполне понятно, что сотрудники не говорят «нет» слишком часто. Парадоксально, что этот отказ от бюрократической структуры является характерной чертой компании, которая, помимо всего прочего, специализируется также и на оказании помощи другим компаниям в решении чисто бюрократических вопросов.

 

Возникает вопрос, какие же функции остаются на долю администрации? Президент корпорации Говард Мак-магон, канадский ученый, который до прихода в нее преподавал в Массачусетском технологическом институте, говорит: «Задача руководителей корпорации состоит в том, чтобы создать обстановку, которая позволяла бы формировать рабочие группы и решать важные и творческие задачи». Макмагон подчеркивает, что для создания такой обстановки необходимо чаще всего отказаться от составления многочисленных правил и инструкций. В действительности же как сам Макмагон, так и другие администраторы, конечно, выполняют определенные функции. Они выносят окончательное решение относительно того, какими проблемами следует заняться, осуществляют общий надзор за качеством выполняемой работы, помогают привлекать желаемую клиентуру, работают над проблемами, а также определяют будущие направления деятельности компании.

 

Макмагон полагает, что в какой-то мере фактором, определяющим способность фирмы вести свои дела, является ее гибкость и отсутствие предвзятости в подходе к решению проблем. Будучи сам специалистом, большую часть своей профессиональной карьеры посвятившим исследованиям в области физики низких температур, Макмагон тем не менее скептически относится к способности специалистов к решению проблем. По его мнению, исследовательские фирмы слишком часто прибегают к помощи специалистов, вместо того чтобы воспользоваться услугами людей с более широким кругозором. Макмагон говорит далее: «Мы решали проблемы в области управления медицинскими учреждениями, не имея ни одного врача в составе рабочей группы, поскольку считали очевидным, что в данном случае нужны были люди со знаниями в области человеческого поведения и управления, а не медики. С другой стороны, мы бы и не подумали приступить к решению проблемы, относящейся к современной электронной технологии, не располагая экспертами в области твердотельной электроники. Многие научно-исследовательские учреждения относятся скептически к универсалам. Разница здесь в том, что мы относимся скептически к специалистам потому, что они относятся к числу людей, которые, вероятно, в отличие от нас в первую очередь не пытаются разложить на составные части любую сложную и запутанную проблему. Городской транспорт, к примеру, в течение ряда лет находился в руках экспертов, и смотрите сами, к чему это привело». И, уже улыбаясь, он добавляет, что одна из задач администрации фирмы состоит в том, чтобы держать проблемы подальше от «парализующей хватки экспертов».

 

Наиболее-видным универсальным работником компании является отставной генерал сухопутных войск США Джеймс М. Гэвин, который занимает посты председателя ее правления и президента. Д. Гэвин играет важную роль в деятельности «АДЛ» и является одним из наиболее активных исследователей. Так же как Артур Д. Литтл в прошлом, сегодня он во многом задает тон в жизни компании. Во время второй мировой войны он был одним из первых инициаторов создания крупных парашютно-десантных подразделений и до окончания войны руководил 4 крупными парашютно-десантными операциями в Европе, а также планировал воздушно-десантное вторжение американских войск на Европейский континент. Являясь в военное время командиром 82-й воздушно-десантной дивизии, он стал самым молодым командиром дивизии армии США со времен Гражданской войны. В 1954 г. он был назначен на должность начальника отдела планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сухопутных войск, тем не менее в 1958 г. он подал в отставку с этого поста в знак протеста против слепой приверженности военных кругов к политике массированного ядерного ответного удара. Выйдя в отставку, он поступил на службу в корпорацию и спустя 2 года стал ее президентом. За исключением 2 лет в период на- хождения у власти президента Кеннеди, когда Гэвин был послом США во Франции, он все это время работал в «Артур Д. Литтл». В 1968 г, к нему был проявлен внезапный интерес как к возможному кандидату на пост президента от антивоенных сил.

 

Профессиональная карьера Гэвина отмечена нововведениями, а также откровенностью и прямотой высказываний. Парадоксально, что, в то время как ему ставится в заслугу разработка концепции «воздушной кавалерии», основанной на применении армейских вертолетов, которая нашла широкое применение во Вьетнаме, о нем также говорят как об одном из первых критиков вмешательства США в дела Юго-Восточной Азии. Гэвин советовал президенту Кеннеди не предпринимать интервенцию в Лаосе, а в 1965 г., когда эскалация войны во Вьетнаме шла полным ходом, он публично выступил против расширения военных действий. Это Гэвин предложил создание «анклавов», или укрепленных оборонительных районов, которые можно было бы удерживать с помощью минимального количества американских солдат в то время, когда шли поиски, урегулирования путем переговоров.

 

В качестве председателя правления Гэвин оказывает значительное влияние на сферу деятельности корпорации, и, как многие говорят, она в большой степени стала воплощением его идей и принципов. Его имя незамедлительно вызывает у его подчиненных положительные отзывы.

 

Во время царствования Гэвина компания значительно выросла, переехав из старого «Дворца исследований», большого здания на берегу реки Чарльз, в свой обширный комплекс на другой стороне Кеймбриджа и превратилась в акционерную компанию. Она уменьшила значение военных заказов и сознательно проводила курс в направлении снижения зависимости от федерального правительства в плане заказов на научно-исследовательские работы. Работа по заказам федерального правительства стабильно держится на уровне 1/4 от общего объема работ корпорации, и сотрудники с гордостью подчеркивают тот факт, что самый крупный военный контракт 1970 г. не имел никакого отношения к вооружению, а касался исследований будущего военных госпиталей. Рука Гэвина чувствуется также и в других аспектах. В начале 60-х годов, до того, как это стало модным, он приказал своим людям начать подыскивать негров для назначения их на руководящие посты, и превратил корпорацию в одну из немногих исследовательских фирм, где женщины, подписывающие отчеты о проведенных исследованиях или занимающие несекретарские должности, не являются редкостью.

 

По словам Д. Гэвина, «одной из целей, к которой мы стремимся здесь, является способность устанавливать свою собственную очередность задач. Один из способов ее достижения — выявление проблем до того, как они станут очевидными». Он говорит, что корпорация никогда не знает, права ли она, сделав тот или иной выбор, однако некоторые из них в конце концов оправдывают себя. Одним из удачных выборов «АДЛ» было решение, принятое в начале 60-х годов, заняться исследованиями в области управления системой здравоохранения, что, по мнению руководства корпораций, в течение этого десятилетия должно превратиться в одну из наиболее важных проблем. Д. Гэвин следующим образом описывает кадровую политику фирмы: «Наш стиль состоит в том, чтобы предложить людям широкое поле деятельности, затем дать им конкретное дело, и, если работа их заинтересует, они остаются. Это требует подбора людей определенного типа из числа изобретательных, целеустремленных и подлинно пытливых натур. В общем, мы заинтересованы в таких людях, которые в большей степени отождествляют корпорацию с собой, нежели в тех, кто нуждается в корпорации, чтобы отождествить себя с ней».

 

По собственному утверждению Гэвина, его работа состоит в том, чтобы контролировать финансы корпорации, нанимать новых людей, распространять деятельность компании на другие области, а также принимать наиболее ответственные решения. Он также занимается щекотливым делом улаживания конфликтов. «Весьма часто нам приходится сообщать нашим клиентам плохие новости, говоря им то, что они не хотели бы слышать, и часто они с трудом соглашаются с этим. Иногда мне приходится вмешиваться и оказывать им помощь в понимании существа дела. Не так давно одна крупная аэрокосмическая фирма западного побережья приобрела небольшую компанию, использующую новый промышленный процесс. Нас попросили помочь этой фирме в оценке ее операции. Наша группа установила, что фирма совершила ошибку, и сказала им об этом. Руководители компании были вне себя от ярости по поводу выводов, содержащихся в нашем докладе, и я был вынужден вмешаться и убедить их в том, что они в самом деле сделали грубую ошибку».

 

Гэвин является также одним из основных поставщиков идей в компании. Даже во время сравнительно короткого интервью можно заметить его склонность выражать и испытывать новые идеи. Как-то во время беседы он как будто бы спонтанно начал говорить о проблемах ООН и ее будущем как инструменте по поддержанию мира и здесь же заметил, что недостаток, снижающий ее эффективность, состоит в том, что ООН не располагает современными средствами быстрой связи, в то время как военные и национальные системы связи стран-членов превосходны. Убежденность Гэвина в том, что ООН наносит ущерб своей деятельности в силу недостатков в этой жизненно важной области, привела к тому, что он становится советником ООН по вопросам связи.

 

Помощники Гэвина подчеркивают, что он делает нечто большее, чем просто выдвигает идеи: он также принимает непосредственное участие в их осуществлении. Например, задумавшись над проблемами, возникшими в связи с острыми конфликтами в городах в середине 60-х годов, он решил, что спорт мог бы послужить в качестве хотя и второстепенного, но полезного предохранительного клапана, и для начала стал добиваться, чтобы все привилегированные колледжи не закрывали сваи спортивные сооружения на лето. Колледжи согласились с этим предложением при одном условии: если федеральное правительство субсидирует страхование наиболее крупных исков, которые могут быть предъявлены им в результате спортивных травм. Гэвин боролся за предоставление этой субсидии и даже обратился с просьбой лично к президенту Джонсону, который ее отклонил.

 

Наиболее «хлебная» деятельность корпорации — это традиционное сотрудничество с промышленностью, обычно в пределах функций, как они были определены самим А. Литтлом, которые постоянно расширяются. Большая часть промышленных исследований носит технический характер и связана с процессами, конструированием, оказанием услуг и новой продукцией. Корпорация специализируется, кроме того, в области аналитической химии, пластиков, текстиля, электроники и прикладной оптики.

 

Одна из областей специализации корпорации носит название «Пищевые продукты и вкусовые качества». А началось все с того дня в 1926 г., когда А. Литтл прочитал статью о производстве глютамата кальция в Японии и о его применении в пищевой промышленности. Он был настолько заинтересован, что в результате этого в лабораториях появилось кухонное оборудование. В настоящее время корпорация решает проблемы, связанные с пищевыми продуктами и их вкусовыми качествами, с помощью обширного комплекса приспособлений и методов, многие из которых являются ее изобретениями. Она гордится самой большой в мире справочной картотекой запахов, к помощи которой прибегают при создании новых и модификации старых ароматов для пищевой промышленности. В 40-х годах корпорация разработала «профильный метод определения вкусовых качеств», основанный на количественном подходе к характеристике я точному воспроизведению вкусовых качеств. С его помощью можно настолько точно определить долю и интенсивность каждого элемента, насколько это необходимо для точного воспроизведения данных вкусовых качеств. Этот метод не только используется корпорацией для создания новых пищевых продуктов, но ему также за определенное вознаграждение обучаются специалисты, работающие на ее клиентов, с тем чтобы они могли усовершенствовать свои собственные исследования в области вкусовых качеств. Результаты технического анализа утверждаются дегустаторами.

 

Это может показаться странным, однако вряд ли существует другая сфера деятельности корпорации, где клиенты столь неохотно сообщали бы об услугах, оказанных им компанией «Артур Д. Литтл». В силу этого большинство ее работ, относящихся к пищевой промышленности, не может быть названо. Среди продовольственных товаров, разработанных корпорацией, можно упомянуть следующие: «Хо-Джо-Кола» для сети ресторанов «Говард Джонсон» и соус «Оушен спрей» из красной смородины, хлопья злаковых для завтрака «Кэптен Кранч» фирмы «Квакер Оутс», а также маргарин «Шиффон». Кроме того, большие усилия были предприняты для разработки вкусовых качеств, способов обработки и уникального оборудования для производства хлебобулочных изделий «Данкин Донате». Совсем недавно выполнялась работа по заказу Союза виноделов Ирландии с целью расширения рынков сбыта для его продукции. Частью этой работы явилась разработка ряда новых сортов «более мягкого» ирландского виски. Корпорация выступает также в качестве консультанта фирмы «Анхеузер — Буш», осуществляя двойной контроль за качеством пива «Будвейзер». Выполняя некоторые из наиболее крупных анонимных заданий, «Артур Д. Литтл» разработала новые сорта «мягких» виски для нескольких крупных американских ликеро-водочных компаний, улучшила качество существующих и разработала сорта новых калифорнийских виноградных вин, а также изобрела новые безалкогольные напитки. Во время запрета на цикломаты «АДЛ» по заказу нескольких компаний, производивших безалкогольные напитки, занималась поиском заменителя запрещенного вещества.

 

В других областях конечный продукт «АДЛ» — это зачастую или новый продукт, или новый процесс. Например, по контракту, заключенному с «Оуэнз Иллинойс гласс компани», она разработала первый удачный процесс производства стекловолокна, а для «Америкэн эйр-лайнз» — электронную систему бронирования мест для пассажиров. Одним из последних примеров разработки нового продукта является работа, выполненная по заказу «Ригель текстайл компани», крупнейшего поставщика пеленок в Америке. Компания попросила «Артур Д. Литтл» разработать материал, который был бы влагоустойчив, но растворялся бы бесследно в канализации. После того как было перебрано множество возможных формул такого материала, «АДЛ» остановила свой выбор на бумагообразных листах, сделанных из микроскопических целлюлозных ленточек-волокон, которые держались вместе при 80% влажности, но распадались, когда намокали в воде. По окончании разработки в Швеции началось производство этого материала. Когда разработка новых пеленок близилась к завершению, «Ригель» и «АДЛ» начали работать над применением того же самого материала для производства распадающихся гигиенических салфеток.

 

Еще один достаточно свежий пример из области разработок: все началось с того, что «Лиджетт и Майерс» попросила «АДЛ» провести фундаментальное исследование о воздействии курения сигарет на человеческий организм, с тем чтобы найти средство, снижающее вред от курения. Было обнаружено, что фильтр, состоящий из некоторых ингибиторов (таких, как акролин и цианистые вещества), делает курение менее раздражающим, поэтому эти вещества были включены в состав нового фильтра, поступившего в продажу под названием «фильтр с активированным древесным углем» (сигареты «Ларк»).

 

Некоторые из наиболее интересных работ корпорации, проводимые по заказам промышленности, связаны не с новыми продуктами и процессами, а с расследованиями. Один из видов экспертизы, проводимой «Артур Д. Литтл», состоит в проверке изобретений и определении, являются ли они на самом деле изобретениями. Артур Литтл лично по заказу клиентов разоблачил несколько вопиющих мошенничеств. Для внедрения одного «изобретения», выдававшегося за новый потрясающий источник электрической энергии, получаемой путем окисления угольных электродов, был уже привлечен капитал в 540 тыс. долл. Автор проекта незаметно подсоединил свой аппарат к обычной электрической сети. Этот факт был обнаружен сотрудниками корпорации до того, как большая часть 500 тыс. долл. была истрачена. Совсем недавно корпорация опровергла, кроме всего прочего, способ выделения золота из бедной руды путем ее облучения, а также технологию производства антифриза при неслыханно низких издержках производства. Мошенничество с антифризом было разоблачено, когда уже утверждались планы строительства завода, которое обошлось бы в несколько миллионов долларов. Так же как и в мошенничестве с электричеством, экспериментальная установка питалась уже готовым антифризом из спрятанных бочек.

 

Обычным источником дохода для корпорации служит также проведение различных экспертиз и расследований в промышленности. Типичным примером является выполнение заказа одной фотолаборатории, состоявшего в отыскании причины небольших взрывов (взрывчатое вещество получалось при смешивании соединений серебра и аммония), а также задание одного химического предприятия по выявлению причин воздействия на рабочих какого-то странного и неизвестного запаха (лак из цехов проходил в канализационный колодец, расположенный под корпусами, и, смешиваясь там с органическими отходами, давал вещество под названием изовалериановый альдегид, оказывающее гипнотическое действие на человека). Работая в том же направлении, корпорация «Артур Д. Литтл» продает свои услуги желающим испытать новую лабораторию или проверить заводское оборудование с целью выявления узких мест, которые могут стать причиной несчастных случаев.

 

Время от времени корпорация проводит экспертизу и по заказам правительственных органов. Она помогла НАСА установить причины неполадок на борту «Аполло-на-13», а береговой охране — причины возникновения пожаров на борту торговых судов. Недавно почтовое ведомство обнаружило, что его хваленые трехколесные газобалонные автомобили марки «мейлстер», используемые для городской и загородной доставки почты, стали причиной дорожно-транспортных происшествий, иногда со смертельным исходом. Перед тем как приступить к запланированной покупке еще 25 тыс. этих автомобилей, почтовое ведомство захотело узнать, в чем причина этого явления. В докладе «АДЛ» было не только доказано, что трехколесные транспортные средства конструктивно намного опаснее четырехколесных автомобилей, но и что они фактически дороже в эксплуатации. Почтовое ведомство без шума отменило всю программу закупок.

 

Лишь весьма небольшая доля от 10 млн. долл. в год, получаемых в виде гонорара от федерального правительства, приходится на доходы от проведения расследований. Работа корпорации, выполняемая по заказу правительства, столь же разнообразна, как и работа в интересах других категорий заказчиков. В 1970 г., например, корпорация оказывала помощь министерству транспорта в планировании будущих массовых междугородных перевозок, работала с министерством жилищного строительства и городского развития над технологией строительства дешевых домов, а также по заказу армии разрабатывала более эффективные антималярийные средства. В течение последних нескольких лет работа корпорации по контрактам военного ведомства составляла около 10% от общего объема выполнявшихся заказов, причем лишь небольшая часть этой работы была засекречена. В период с 1965 по 1969 г. корпорация работала над одним из наиболее крупных засекреченных армейских проектов, создавая парализующие вещества кратковременного действия для ведения химической войны. Контракт вызвал множество споров, тем не менее нашлись люди, которые, защищая его, утверждали, что парализующие вещества кратковременного действия не убивают и поэтому они предпочтительнее для разработок по сравнению с такими газами, которые причиняют либо смерть, либо непоправимый ущерб здоровью. К другим военным проектам, над которыми велась работа последнее время, относится разработка для армии методов борьбы с подводными лодками и проектирование военно-транспортных систем для ВВС.

 

Во время обеих мировых войн компания была буквально мобилизована для проведения военных исследований. Однако наиболее важный вклад в развитие военной техники она сделала в середине 30-х годов, когда занималась проблемами технического характера, с которыми столкнулись ВМС. Одна из проблем касалась обеспечения подводных лодок пресной водой. Как ни странно это может показаться сегодня, в то время ВМС не имели денег для разработок нового оборудования, и поэтому компания сама приступила к конструированию компрессионного дистиллятора — прибора для извлечения пресной воды из соленой. Компания осуществляла финансирование этого проекта в надежде, что в будущем эти затраты окупятся за счет продажи лицензий. Работа завершилась успехом, и дистилляторы стали устанавливаться на подводные лодки в то самое время, когда японцы атаковали Пирл-Харбор. Установка дистилляторов позволила подводным лодкам осуществлять длительное патрулирование и действовать во вражеских зонах, чего прежде они не могли делать.

 

В настоящее время корпорация «Артур Д. Литтл» выполняет одну из потенциально важных работ, осуществляя основные исследования по программе борьбы против рака при помощи лекарственных средств. Компания является одним из подрядчиков, которые в рамках так называемой программы по лечению рака химиотерапевтическими средствами и в составе специальной группы пытаются открыть секреты рака, изучая буквально каждое вещество или методологию, которые могли бы дать положительный эффект в борьбе с болезнью. «Артур Д. Литтл» располагает большой лабораторией для проведения экспериментов на животных, связанных с различными способами лечения рака. Большую роль играет метод проб и ошибок, и корпорация к настоящему времени провела работу с сотнями химических веществ и методов. Одна из проблем, над которой сейчас работает корпорация в рамках этой программы, связана с введением в головной мозг противораковых медикаментов в качестве возможного способа лечения. С этой целью был сконструирован аппарат для введения лекарственных средств в мозг обезьяны и регистрации их воздействия на ее поведение.

 

Другая важная программа исследований в области медицинских препаратов, осуществляемая сейчас корпорацией для Национального института психических заболеваний, связана с изучением свойств марихуаны. На данном этапе работа главным образом состоит в том, чтобы синтезировать ее активные компоненты в количествах, необходимых для изучения химической структуры наркотика, с тем, чтобы установить, на какие органы он действует и каким образом. Джон Крайдер, ответственный за связь с общественностью технических отделов корпорации, говорит, что в будущем компания намерена приступить к исследованиям в области возможного терапевтического использования марихуаны. «В результате опытов наши люди пришли к выводу, что марихуана может быть использована в медицине как одно из эффективных обезболивающих средств», — добавляет он.

 

Одной из областей, в которых корпорация проводит большую работу, является оказание помощи другим странам. Впервые компания приступила к изучению географизического района за пределами Соединенных Штатов, а 1916 году, когда «Канадиен Пасифик рейлроуд» попросила ее произвести разведку полезных ископаемых Канады, ориентируясь на развитие новой отрасли промышленности. Эта работа привела к созданию канадского филиала корпорации, а вслед за этим — к проведению 165 отдельных исследований, связанных с изучением полезных ископаемых в Канаде, которые нашли свое применение в развитии страны в первой половине нашего века. За историю своего существования корпорация работала более чем в 85 странах, начиная с Аргентины и кончая Японией.

 

Корпорация оказала содействие в повышении доходов от туризма в нескольких десятках стран. В этой области ее клиентом было — наряду с Галапогосскими островами — Бюро путешествий министерства торговли США, которому «Артур Д. Литтл» помогла разработать программу привлечения иностранных туристов в США.

 

Два наиболее крупных международных проекта, которыми корпорация занималась в 1970 г., состояли в широком изучении возможностей для развития транспорта и промышленности семи стран Юго-Восточной Азии и перспектив для промышленного развития бразильского штата Минас-Жерайс. В первом случае Азиатский банк развития поручил корпорации разработку нескольких различных вариантов развития этого района на предстоящие десятилетия. Конечным итогом исследования будет доклад о транспортных возможностях района и их влиянии на его экономику. Будет создана также машинная модель, с помощью которой можно будет определить, каким образом каждый из более чем 100 возможных проектов, относящихся к транспортной системе, некоторые из которых весьма фантастичны, как, например, строительство канала через Таиланд, повлияют на экономику этих стран. В программе стоимостью около 2, 5 млн. долл. занято более 100 работников корпорации. В свою очередь «Артур Д. Литтл» привлекла группы консультантов из Дании, Филиппин, Австралии, Японии и США с целью содействия в выполнении поставленной перед ней задачи. Бразильский проект называют «программой действия». Около 25 сотрудников компании приступили к работе, как выразился один из них, с тем чтобы «помочь пятому по величине штату Бразилии совершить прыжок в XX век». Кроме всего прочего, корпорация ведет работу по определению наиболее перспективных отраслей промышленности, отыскивает и заинтересовывает внешних вкладчиков капитала, а также планирует будущую роль штата в области исследований и подготовки кадров. Партнером корпорации в этом деле является аналогичная фирма из Рио-де-Жанейро.

 

Весьма длительный период компания поддерживала контакты с властями Пуэрто-Рико, на которые она оказала большое влияние. Деловые отношения сохранялись на протяжении почти 20 лет, после чего администрация острова сочла, что процесс индустриализации достиг такой точки, когда посторонняя помощь не нужна. Впервые губернатор острова обратился к «Артур Д. Литтл» в 1942 г. С просьбой оценить возможности развития промышленности Пуэрто-Рико. В своей первой рекомендации, сделанной в том же году, корпорация советовала построить разливочный завод, с тем чтобы воспользоваться нехваткой виски в военное время и расширить продажу пуэрториканского рома. Корпорация помогла пустить завод в эксплуатацию, и его работе сопутствовал успех. С этих пор корпорация стала советником Пуэрто-Рико. Корпорация помогла острову развить многие другие отрасли промышленности, ходатайствовала перед конгрессом о предоставлении налоговых льгот тем материковым американским компаниям, которые распространяли свою деятельность па остров, рекламировала Пуэрто-Рико среди американских инвеститоров, начала широкую кампанию популяризации местного рома и разработала десятилетний план промышленного развития острова, который был в силе в течение 50-х годов. Корпорация провела технические исследования по таким проектам, как производство замороженного концентрата из ананасов, а также производство ткани из волокна плодов ананаса, и передала их результаты администрации острова. Корпорация выполнила также много других задач, таких, как разработка новых промышленных процессов и оказание помощи пуэрториканцам в поступлении в американские технические учебные заведения. В течение первых 10 лет сотрудничества между Пуэрто-Рико и «Артур Д. Литтл» на острове возникло 320 промышленных предприятий. Компания сыграла главную роль в превращении Пуэрто-Рико из преимущественно сельскохозяйственного в преимущественно индустриальный остров [12].

 

И наконец, четверть объема работ, выполняемых корпорацией, затрагивает различные районы континентальной части США. Вот некоторые примеры заданий, выполняемых по контрактам с администрацией штатов и городских властей: корпорация «Артур Д. Литтл» помогла штату Монтана определить очередность задач в области образования, штату Северная Каролина была оказана помощь в разработке новой программы обучения полицейских, корпорация организовала обучение полиции Кеймбриджа (штат Массачусетс), помогла штату Нью-Гемпшир разработать новую программу налогообложения, выполнила контракт города Портленда (штат Мэн), касающийся среднего профессионально-технического образования, а также разработала для штата Вашингтон план развития сети колледжей, позднее одобренный законодательным органом штата.

 

Одну из своих наиболее крупных и интересных работ в недалеком прошлом корпорация выполняла с 1967 по 1969 г. по заказу города Восточный Кливленд (штат Огайо), оказывая помощь в урегулировании расовых отношений, охране окружающей среды и улучшения в сфере услуг. Для разработки долгосрочных рекомендаций и конкретных шагов «Артур Д. Литтл» образовала группу из 24 своих сотрудников.

 

Восточный Кливленд, город с населением 40 000 человек, расположен на окраине Кливленда и в 1967 г., когда он обратился за помощью к корпорации, его население, когда-то почти полностью белое, состояло почти наполовину из негров. Городские власти понимали, что среди населения происходят глубокие изменения и назревают противоречия. В качестве первоочередных мер корпорация предложила, кроме всего прочего, в процессе пасхального шествия выразить протест против строительства шоссейной дороги, которая угрожала отрезать один из районов города. «Артур Д. Литтл» помогла городу обеспечить более строгое соблюдение законодательства по жи-ллщному строительству, организовать концерты в. парках и летние лагеря, помогла организовать муниципальное бюро по трудоустройству, разработала комплекс рекламных мер, способствующий созданию положительного впечатления о жителях города (эмблему, представляющую собой стилизованное изображение букв В и К с пронзающей их стрелой, можно увидеть сейчас буквально на всем, начиная от простыней и кончая чековыми книжками), а также помогла Восточному Кливленду добиться от федерального правительства выделения средств для реконструкции города. Некоторые из первоочередных мер, предложенных корпорацией, по общему признанию, потерпели провал. Люди так и не заинтересовались городскими митингами, как это было предложено, а план создания «лица общины» путем окраски всех вывесок в общественных местах в оранжевый цвет вызвал негодование всей общины.

 

Долгосрочные рекомендации корпорации были изложены в докладе, насчитывавшем 1500 страниц, в котором содержался призыв к реорганизации структуры городской администрации, к оживлению программы организации досуга горожан, к разработке нового плана государственного финансирования и упорядочению городского планирования, а также к созданию «Корпорации развития Восточного Кливленда», которая бы способствовала развитию жилищного строительства и деловой активности в городе. Восточнокливлендское «дело» было закрыто после составления доклада, и до сих пор еще никто не высказался в категоричной форме относительно успеха или неуспеха работы корпорации. Уильям Клэггетт, возглавляющий «Группу городских проблем», сказал так: «Мы, возможно, никогда не узнаем, насколько успешной была наша работа, потому что здесь надо учитывать очень многие факторы, такие, как, например, общий характер расовых отношений в Америке в последующие несколько лет. Но город остался доволен, и мы сделали все, что могли». Хотя сейчас слишком рано делать выводы, тем не менее складывается впечатление, что деятельность корпорации окажет положительное влияние в том плане, что она действовала в качестве катализатора, представив новые идеи на рассмотрение городской общественности. О влиянии корпорации свидетельствует тот факт, что итоговый доклад объемом 1500 страниц, содержащий рекомендации для города, был написан сотрудниками «Артур Д. Литтл» в соавторстве с городскими властями.

 

Хотя У. Клэггетт пе входил в группу, занимавшуюся проблемами Восточного Кливленда, он принимал участие в решении многих городских проблем. В 1962 г. он, имея диплом Гарвардского университета по специальности городское планирование и обладая опытом, приобретенным, при выполнении программ реконструкции городов па Среднем Западе, пришел в корпорацию «Артур Д. Литтл». Типичным случаем является работа по контракту с городскими властями Канзас-Сити, которые в конце 60-х годов обратились к «Артур Д. Литтл» с просьбой оказать помощь в выборе места для строительства и проектировании нового городского колледжа с двухгодичным неполным курсом обучения. Клэггетт рассказывает, что в результате деятельности заинтересованных лиц атмосфера вокруг строительства нового колледжа была «крайне накаленной». Из-за вмешательства корпорации она еще более накалилась и оставалась напряженной в течение длительного времени. «Расположение студенческого городка превратилось в значительную и расколовшую общину проблему, — говорит он. — Негры и пуэрториканцы считали, что колледж должен находиться в центре города; им противостояла большая группа общин, состоявшая преимущественно из белых, полагавшая, что колледж должен быть расположен на окраине».

 

Работа сводилась не только к отысканию места для строительства колледжа, однако эта проблема явилась наиболее острой. В результате проведенных в Канзас-Сити исследований Клэггетт пришел к выводу, что самым лучшим местом является центр города. Его мнение вызвало большие споры. Однажды он был остановлен 200 разгневанными белыми студентами, которые напрямик сказали ему, что выбор места для строительства колледжа — не его дело. Как пояснил Клэггетт, его задача состояла в том, чтобы расположение колледжа не привело к усилению раскола населения на враждующие группы. Чтобы как-то примирить общину, он помог создать комитет, состоящий из 28 человек, представляющих каждую группу населения, имеющую свое отдельное мнение, начиная с проживающих на окраинах членов Ассоциации родителей и преподавателей и кончая Конгрессом сторонников расового равенства (КСРР). В конце концов комитет выбрал место, которое нельзя непосредственно отождествить ни с пригородом, где живут белые, ни с внутригородским черным гетто: в центре города, рядом со зданиями страховых компаний, на крутом берегу реки. Клэггетт говорит: «В некотором смысле выиграли обе стороны. Белым не нужно ходить в гетто, а неграм — ехать из центра города на окраину».

 

Последним примером из области решения корпорацией внутренних проблем является работа, выполненная по заказу двух больниц в Бурлингтоне, штат Вермонт. Две городские больницы столкнулись с проблемами, решить которые можно было лишь путем слияния этих больниц, однако каждая из них считала, что при этом она много потеряет. Как рассказывает Гомер Хогедорн, специализирующийся на исследованиях в области здравоохранения, «больницы направили нам письмо, которое начиналось так: «Дорогой д-р Литтл». Они писали нам, что заинтересованы в слиянии и, по существу, нуждаются в помощи, но не знают, в какой именно».

 

Группа, созданная с этой целью, столкнулась со значительным числом проблем. Хогедорн рассказывает: «Одна больница была католической, и, по общему признанию, в ней для больных были довольно удобные условия, в то время как другая была протестантской, имела кое-что из наиболее современного оборудования и гордилась тем, что может лечить очень больных людей. В представлении своих клиентов обе больницы весьма отличались друг от друга, и каждая из них боялась другой. С другой стороны, обе больницы понимали, что ни одной из них не под силу сделать то, что они хотели. Действительно, ни та, ни другая не могли позволить себе оправдать приобретение оборудования на сумму 100 тыс. долларов, хотя обе в нем нуждались».

 

Как говорит Хогедорн, методы, которые использовала группа, организованная корпорацией для оказания помощи при слиянии, были простые. Следуя одному из них, группа действовала, по словам Хогедорна, как «передатчик», т. е. собирала сведения об опасениях, слухах и интересах одной части населения и доводила их до сведения другой. «Врачи были весьма обеспокоены в связи с некоторыми аспектами слияния, и тревога их все время возрастала. Мы провели с ними соответствующие беседы, а затем сообщили обо всех их опасениях совету, который пытался осуществить слияние, не затрагивая интересов всех врачей. Точно таким же образом, когда среди протестантов стали появляться слухи, что медсестры-монахини католической больницы в случае слияния собирались прекратить работу и бросить больных на произвол судьбы, мы не оставили от этих слухов камня на камне». Другим элементом была программа по информированию общественного мнения, в рамках которой издавались свободные от слухов бюллетени. Самым важным элементом, однако, была подготовка финансового анализа, с помощью которого, по убеждению Хогедорна, было доказано, что каждая сторона должна оказаться в выигрыше и что было бы ошибкой отказаться от слияния. В подкрепление своего финансового анализа корпорация выдвинула довод, что объединенный медицинский центр сможет более полно удовлетворять нужды населения и при условии правильного руководства им он мог бы способствовать развитию основных положительных качеств, характерных для каждой больницы. В результате всего этого мнение сторон постепенно склонилось в пользу слияния, и через некоторое время было одобрено решение о создании объединенного медицинского центра. Хогедорн рассказывает, что специальная группа никогда не говорила двум учреждениям, что им необходимо слиться, а, наоборот, упорно и последовательно пыталась выяснить проблемы, связанные со слиянием, с тем чтобы могло быть принято ответственное решение.

 

Среди работ «Артур Д. Литтл», выполняемых по заказу четырех более или менее равных групп клиентов, можно встретить десятки небольших «дел», которые иллюстрируют один из наиболее удивительных аспектов деятельности фирмы: то, что ее люди осуществляют свою деятельность в самых неожиданных местах. Американская бейсбольная лига, например, в течение последних 15 лет использовала корпорацию для проведения периодических исследований в области экономики профессионального бейсбола. Корпорация работала также в интересах Олимпийского комитета США, отыскивая новые способы обеспечения будущего американского олимпийского движения. Восемь духовных семинарий, как протестантских, так и католических, расположенных в районе Сан-Францисского залива, почувствовав, что их текущие и капитальные расходы неоправданно высоки, обратились за помощью к «Артур Д. Литтл». Были проведены исследования с целью выяснить, за счет каких предметов можно устранить дублирование, сделав их общими для всех семинарий. Для решения этой проблемы была составлена программа для ЭВМ, координирующая набор предметов, преподающихся во всех восьми семинариях. Когда Организация стран — экспортеров нефти со штаб-квартирой в Швейцарии (ассоциация богатых нефтью развивающихся стран, таких, как Алжир и Венесуэла) решила, что ее члены нуждаются в помощи при заключении договоров об аренде с гигантскими международными компаниями, она обратилась к «Артур Д. Литтл». (Удовлетворенное работой, выполненной корпорацией по его заказу, правительство Алжира с той поры использовало ее для решения множества проблем, включая проблему полной реорганизации системы телефонной связи страны.) Вот несколько последних примеров того, как корпорация оказывает несколько необычную помощь, за которой к ней обращаются различные клиенты: изучение заграничных рынков сбыта для производителей артишоков в Бретани, оказание помощи Боливии в подготовке переговоров по вступлению в Андский общий рынок и сторонникам развития лыжного спорта в Северной Каролине, нуждавшимся в идеях по привлечению лыжников.

 

Золотым фондом корпорации являются ее опытные теоретики-универсалы, люди, обладающие богатыми, но разнообразными знаниями, приходящие в восторг от того факта, что в эру все возрастающей специализации они не являются специалистами. Это аналитики, способные сколотить группы, выявить различные проблемы и найти их решение. Они не являются типичными представителями корпорации; в той же мере они не были бы типичными где-либо еще.

 

Некоторые из этих теоретиков-универсалов на самом деле, конечно, являются специалистами, однако могут справиться с решением весьма различных проблем в рамках своей специальности. Хорошим примером может служить д-р Томас Дэвис, врач-исследователь и физиолог. Он родился на островах Кука, отец его из Уэльса, мать — полинезийка. Дэвис получил образование в Новой Зеландии, затем вернулся на острова Кука. Сначала он был простым врачом, а позднее возглавлял систему здравоохранения островов. Когда он был назначен на эту должность, то сразу дал понять, что не будет настаивать на выполнении действовавшего тогда на островах закона, который запрещал народным лекарям заниматься практикой. Он намеренно завоевал дружбу местных шаманов и вместе с ними разработал политику, согласно которой шаманы должны были направлять к нему людей с физическими заболеваниями, а он в свою очередь должен уступать им больных с определенными психологическими травмами — например тех, которые считали свою болезнь наказанием за дурные поступки. Он возложил на них некоторые фельдшерские обязанности и вместе с ними разработал программы по борьбе с москитами и профилактике туберкулеза. Согласившись занять пост в Гарвардской школе здравоохранения в 1952 г., он отплыл вместе со своей семьей на борту своего собственного небольшого судна из Веллингтона, Новая Зеландия, через Тихий океан в Перу и затем далее, через Панамский канал в Бостон. Незадолго до того, как он присоединился к корпорации в 1963 г., Дэвис работал в НАСА в качестве ответственного за медицинскую часть проекта «Меркурий» и возглавлял исследования ВВС в области медицины. В соавторстве со своей женой он написал несколько книг. Дэвис, по общему признанию, является фанатичным моряком и любителем мотоспорта.

 

Дэвис, который обычно принимает участие одновременно в решении 10—12 проблем, в конце 1972 года рассказал о двух своих работах, которые иллюстрируют его многогранность. Первая, выполнявшаяся по заказу Береговой охраны США, касается стабилизации человеческого тела в воде и его плавучести. Цель работы состоит в выработке критерия для создания спасательных жилетов. Одной из задач его исследований является определение, каким образом жилет мог бы гарантировать, что человек в бессознательном состоянии будет повернут в положение лицом вверх, чтобы он не захлебнулся, если лицо будет обращено вниз. Одно из самых удивительных открытий, сделанных им до сих пор, состоит в том, что по причинам, которые еще не ясны, мужчины и женщины имеют весьма различные характеристики плавучести. У женщин выталкивающая сила на 55% приложена к области тела, расположенной ниже пояса, а у мужчин — наоборот. Это открытие может привести к созданию отдельных спасательных жилетов для мужчин и для женщин.

 

Другую свою работу он выполняет по заказу федерального правительства, и она касается проблем загрязнения воды химическими веществами и их влияния на здоровье человека. В этом случае его задача состоит в постановке узловых вопросов, ответ на которые обеспечит, американцам безвредные запасы воды. «Мы, американцы, переживаем серьезный этап. Ведь мы знаем, что в нашу воду попадает множество химических веществ, однако о них мы знаем очень мало. Мы знаем, например, что люди, больные раком, имеют более высокое содержание пестицидов в организме, чем те, которые не болеют этой болезнью. Возможно, что болезнь изменила процесс обмена веществ, в результате чего в организме задерживается большее количество пестицидов, а возможно, что пестициды способствовали заболеванию раком. Это как раз то, что мы не знаем и что должны узнать как можно скорее».

 

В отличие от Дэвиса, работающего в различных областях точных наук, Роберт Дж. Фахи является типичным для «Артур Д. Литтл» аналитиком, который на протяжении своей карьеры занимался различными интересными проблемами «описательных наук». Ему около 40 лет, и в течение последних 13 лет он работает на корпорацию, окончив Школу промышленного управления Массачусетского технологического института, он работал для различных клиентов, таких, как Международная нефтяная компания, фирма— производитель ЭВМ, авиакомпания «Америкен Эрлайнз», редакция новостей телевизионной компании Эй-Би-Си, Национальная футбольная лига и различные религиозные организации. Это высокий стройный мужчина, в равной мере легко и непринужденно говорящий о проблемах страховых фондов и роли религии в средние века. Если Фахи на чем и специализируется, так это на внутренней организации учреждений, помогая им найти организационную структуру, адекватную решаемым задачам.

 

Из множества проблем, над которыми он работал, две наиболее полно отражают то разнообразие задач, с которыми он сталкивается как аналитик «Артур Д. Литтл». Первая из них появилась в результате призыва Второго Вселенского собора ко всем католическим религиозным организациям пересмотреть свою работу и обновить свою структуру. Две крупные региональные организации ордена иезуитов обратились к корпорации наряду с некоторыми другими фирмами-консультантами с просьбой представить свои предложения по поводу изучения перспектив их деятельности в предстоящем десятилетии. Вначале «Артур Д. Литтл» решила не браться за эту работу, посколъку считала, что ее предложения будут сформулированы с позиций постороннего наблюдателя и, по всей вероятности, будут отвергнуты. Результатом отказа корпорации явилось то, что организация иезуитов согласилась с прогнозом и был подписан контракт на оказание помощи в разработке методов планирования в организации иезуитов.

 

Фахи объяснил, каким образом был разработан этот процесс планирования. Прежде всего группа корпорации затеяла дискуссию с членами ордена, взяв на себя роль скептически настроенного постороннего наблюдателя, и поставила сложные вопросы относительно состояния и будущего ордена. Этот шаг был предпринят, с тем чтобы выявить главные проблемы, касающиеся внутренней структуры ордена. Затем группа «Артур Д. Литтл» совместно с членами ордена разработала процесс планирования, который состоял из пяти этапов. На первом этапе члены ордена, работая индивидуально или в составе небольших групп, брали на себя роль своих собственных руководителей и составляли свои собственные планы на предстоящее десятилетие. Уникальным моментом этого этапа является то, что каждый располагал подробной информацией о финансовом положении ордена и его людских ресурсах, с тем чтобы планы имели реальную основу. Подобная информация никогда прежде не предоставлялась рядовым членам ордена. На втором этапе совет, состоящий из избранных представителей, изучал все представленные предложения и определял степень их осуществимости. Затем специальной группе поручалось изучить те предложения, которые прошли через совет, и отобрать лучшие. На предпоследнем этапе совет делал свой окончательный выбор и передавал предложения на утверждение руководителю, стоящему во главе отделения ордена. Фахи поясняет далее: «Пятый этап был не более чем объявлением решений, которые уже были приняты членами ордена». Фахи добавляет: «Ирония состоит в том, что данная процедура мало чем отличается от порядка, которого придерживался Игнатий Лойола, когда он и его первая группа иезуитов начинали свою деятельность в Париже, перед там как разбрестись по всему свету. Его метод планирования состоял лишь в использовании постепенно достигаемого согласия со стороны его последователей. Затем вопросы, по которым достигалось такое согласие, излагались в форме твердых решений. Предложенная «новая» процедура принятия решений на самом деле не столь уж нова, хотя она и идет вразрез с процветавшей в ордене в течение веков тенденцией к централизации».

 

Подобная процедура, по мнению Фахи, помогла ордену ориентироваться на новые социальные цели и позволила всей общине принимать участие в их постановке. В общем и целом Фахи и другие сотрудники «Артур Д. Литтл» провели подобную работу в интересах 15 других религиозных общин, принадлежащих к католической церкви.

 

Фахи участвовал также и в исследованиях по заказу Ассоциации игроков Национальной футбольной лиги (АИНФЛ). Ассоциация, которая в какой-то мере выполняет функции профсоюза профессиональных футболистов, обратилась к корпорации «Артур Д. Литтл» с просьбой об оказании помощи в организации работы административного аппарата таким образом, чтобы он мог поддерживать более тесную связь с членами ассоциации. После ряда встреч с представителями ассоциации корпорация уведомила АИНФЛ, что, по ее мнению, для более качественного выполнения работы ей необходимо более подробно ознакомиться с коммерческой стороной футбола, а также с системой участия игроков в прибылях от этой игры. По выражению Фахи, «ассоциация хотела выступать в качестве более эффективного агента игроков, и было решено, что новая организация административного аппарата не является необходимостью, по крайней мере первоочередной».

 

Свою работу «Артур Д. Литтл» начала с исследования коммерческой стороны профессионального футбола, в результате чего она очень быстро выяснила, что, хотя за последние годы жалованье игроков возросло, в действительности они получали постоянно уменьшающуюся долю прибылей от игры. Следующим шагом был опрос самих игроков с целью установить, к какому уровню дохода они стремятся и какие функции, по их мнению, должна выполнять АИНФЛ. На основе этих данных Фахи и другие работавшие с ним сотрудники разработали, по его определению, «простую стратегию» переговоров с владельцами клубов. Новая стратегия предполагала ведение переговоров с использованием конкретных данных и отказ от обычной стратегии, состоящей лишь в требовании увеличения жалованья. «Артур Д. Литтл» представила ассоциации большое количество фактического материала, который затем был использован игроками в 1967 г. во время переговоров с клубами. Были даны ответы на такие вопросы, как, например, какие клубы больше платят, а какие меньше; каково соотношение жалованья каждого игрока с заработком игроков, занимающих то же место на поле, а также с жалованьем игроков той же команды и игроков из других команд данной лиги. Результатом проведенной работы явилось укрепление позиции ассоциации при переговорах, которая основана на том принципе, что игрок заслуживает доли прибылей, соразмерной с бумом, переживаемым футбольным бизнесом. Явно изменившийся тон, характер и результаты переговоров 1967 г. и последующих переговоров говорят о том влиянии, которое оказал на игроков новый подход к проблеме переговоров с клубами.

 

Другим примером сотрудника «Артур Д. Литтл» с широким диапазоном деятельности является Роберт Графф, упоминавшийся ранее в качестве руководителя и совладельца нью-йоркского отделения корпорации. В 1970 г. он был членом группы, работавшей на бразильский штат Минас-Жерайс, а также возглавлял группу, проводившую целую серию исследований для штата Коннектикут. Большую часть своей профессиональной деятельности Графф посвятил производству фильмов. Он был продюсером как документальных фильмов для телевидения, так и боевиков (его последней работой в кино, был «Молодой Кассиди», фильм-биография Шона О'Кейси; его сын был одним из продюсеров фильма «Джо»), Графф с нескрываемым восторгом говорит о работе в «Артур Д. Литтл», о результатах ее деятельности, которые он определяет как «духовный доход», и об удовлетворении в результате работы над разрешением проблем., По мнению Граффа, большое удовлетворение можно получить, возглавляя такие исследования, когда открытие нового метода или новшества не только помогают в проведении самого исследования, но и могут быть использованы клиентом для расширения его компетенции.

 

Одно такое исследование было проведено в 1969 г. по заказу Комиссии по исследованиям штата Коннектикут с целью выяснения той роли, которую могла-бы сыграть новая техника в осуществлении планов жилищного строительства штата. В ходе решения той проблемы были проведены исследования по следующим аспектам: как строятся дома в штате, последние достижения в области жилищного строительства и как они могут быть применены в штате Коннектикут. Одно из условий контракта обязывало корпорацию изучить предпочтения потребителей, особенно среди бедняков. Для проведения этой части исследований, помимо различных традиционных способов определения предпочтений, был использован еще один. Различным людям, многие из которых были бедняками, неграми или пуэрториканцами, были розданы коробки с деталями дома с просьбой составить из них именно тот тип дома, в котором они хотели бы жить. Были сделаны 2 вывода: во-первых, что такие детали, как уборка мусора, соответствующие школы, площадки для игр и т. п., рассматривались как нечто более важное, чем само жилище, и, во-вторых, что смешение людей, различных по своему социальному, экономическому, семейному и расовому положению, является определяющим моментом для успеха новых планов жилищного строительства. Опрошенные придерживались твердого убеждения, что жилищное строительство для определенных категорий граждан, например для матерей, получающих пособия на иждивенцев, способствует развитию гетто для бедняков и унизительной стереотипизации населения.

 

Хотя корпорация отвергает рутинный подход к решению различных проблем и использует разнообразную методологию, а также прилагает усилия к тому, чтобы разнообразить свою работу, она имеет также определенное направление деятельности. «Артур Д. Литтл» тщательно отбирает своих клиентов и тематику исследований. Занимаясь в какой-то мере самыми различными вещами, компания не отгораживается от различной новаторской работы, к которой, по общему признанию, стремится ее персонал. Корпорация явно проявляет свой эгоизм. Она выполняет ту работу, которую хочет, и, игнорируя федеральное правительство, устанавливает свою собственную очередность задач и выбирает свою собственную клиентуру. В результате разница, характерная для других «фабрик мысли», между сотрудниками, работающими над военными проектами, и сотрудниками, занятыми решением социальных проблем, в данной корпорации не является столь явной.

 

С другой стороны, корпорацию можно обвинить в фарисействе. Действительно, во многих своих работах компания пытается принести обществу пользу, однако другие ее работы весьма сомнительны с точки зрения общественной полезности. «Мягкое» виски, фильтры для сигарет «Ларк», растворяющиеся пеленки, а также некоторые другие выдумки корпорации не только вряд ли дают что-нибудь обществу, но и сами по себе приводят к возникновению новых проблем. В конечном счете приятное для потребления спиртное способствует развитию пьянства, фильтр создает иллюзию того, что вред курения может быть ограничен, а растворяющиеся салфетки и пеленки,, которые предназначены для того, чтобы их бросали в канализацию по всей стране, никак не могут способствовать решению проблемы загрязнения воды и, вероятно, лишь осложнят ее.

 

Несмотря на то что корпорация, как и все компании, торгующие советами, любит говорить о своих многочисленных уда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.