Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасная работа с персональным компьютером






 

Персональный компьютер становится все более важной частью в работе студента. Однако, облегчая многие виды учебной деятельности, компьютер (точнее его монитор) оказывают ряд негативных воздействий на работающего с ним.

 

Работа с компьютером увеличивает монотонность и гипокинезию. Работающий на компьютере человек часами сидит в одной позе.

 

Сказывается большая нагрузка на мышцы правой кисти при работе с мышью, особенно при выполнении графических работ.

 

Изображение на экране оказывает неблагоприятное воздействие на зрение, и из-за необходимости смотреть на одну плоскость, и из-за мерцания изображения.

 

Негативное воздействие оказывает излучение электроннолучевой трубки монитора и скопление пыли.

 

Облучение от экрана тем меньше, чем слабее его яркость и чем дальше экран от глаз. Рентгеновское излучение от электронно-лучевого экрана добавляет всего несколько процентов к " естественному фону" излучения. Если в программе регулируются цвета, лучше использовать голубые или белые символы на черном фоне. Более гигиенично установить минимальную яркость, при которой можно без напряжения различать символы на экране. При работе с жидкокристаллическим дисплеем более предпочтительны черные символы на светлом фоне.

 

Размещать экран лучше боком к окну в глубине помещения. Если экран повернут к окну, то окно отражается на экране, и изображение плохо видно. Если окно находится позади экрана, то глаза устают из-за контраста яркого окна и темного экрана. Глаза меньше устают, если невелико различие в яркости экрана и фона.

 

Большое значение имеет рабочая поза. Спина и руки должны быть расслаблены. Локти не должны висеть. Удобен стул, на котором можно качаться и менять наклон его спинки. Лист, с которого вводятся данные, лучше располагать ближе к экрану, желательно отмечать вводимую строку линейкой. Клавиатуру можно класть на колени.

 

После получаса работы за экраном желательно делать 5-минутный перерыв, при этом пройтись, размять пальцы, сделать несколько гимнастических движений. Не рекомендуется работать за экраном более 5 часов в день. Лучше разрывать этот промежуток на две части обеденным перерывом.

 

Для здоровья и для безопасности необходимо поддерживать чистоту помещения, компьютера и рабочего места и своевременно удалять пыль. От пыли портятся дискеты (при вращении в дисководе); пыль внутри компьютера может вызвать его поломку; пыль, находящаяся в воздухе, электризуется от экрана и становится более вредной для организма. Для уменьшения электризации пыли и ослабления бликов экран рекомендуется прикрывать заземленной защитной сеткой. Сейчас появилось много приспособлений и усовершенствований, уменьшающих вредное воздействие компьютера, но это не избавляет нас от необходимости строго соблюдать правила гигиены при работе с ним.

 

От интенсивной работы с клавиатурой на кистях рук может развиться болезнь суставов. Не рекомендуется слишком интенсивно и быстро стучать по клавишам. Во время перерывов желательно делать упражнения для пальцев, применять эргономические варианты клавиатуры и мыши.

 

Легче предупредить болезнь, чем её лечить, об этом знает каждый врач, а должны знать все, занимающиеся различными видами трудовой деятельности.Образование включает в себя не только приобретение знаний об окружающем мире и навыков работы и жизни в этом мире, образование должно сделать жизнь человека в мире безопасной и качественной. Нельзя полностью исключить болезни из нашей жизни, но они не должны происходить от нашей глупости и безответственного отношения к себе. Вот почему интеллигент должен быть сведущ в вопросах гигиены умственного труда.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие вопросы решает гигиена умственного труда?

2. Чем болезнь отличается от болезненного состояния?

3. В чем особенность учебного дня студента?

4. Какие неблагоприятные факторы сопровождают умственный труд?

5. К чему приводят гипокинезия и гиподинамия?

6. Как бороться с монотонным умственным трудом?

7. Какие факторы снижают работоспособность студента в экзаменационный период?

8. Зачем студенту хорошая физическая подготовка?

9. Дайте определение утомлению?

10. Как связаны между собой усталость и утомление, всегда ли они совпадают по степени выраженности?

11. Каковы признаки переутомления?

12. Какие дополнительные факторы ускоряют утомление?

13. Какие признаки включает понятие «мозговой дефицит»?

14. Что такое период восстановления, и какие фазы имеет восстановление?

15. Как определить, что период восстановления завершился?

16. Кого называют «жаворонками» и «совами»?

17. Какие степени переутомления выделяют, каковы их признаки?

18. Какие заболевания относятся к психосоматическим?

19. Какие заболевания относятся к неврозам?

20. Что такое «социальные фобии»?

21. Какие причины имеет дезадаптация студента?

22. Перечислите методы профилактики умственного переутомления студентов.

23. Какие существуют правила личной гигиены умственного труда?

24. Как рационально питаться?

25. Назовите психоактивные вещества и в чем их опасность?

26. Опишите правила гигиены умственного труда.

27. Как можно повысить умственную и физическую работоспособность средствами физической культуры?

28. Как можно уменьшить психическую напряженность?

29. Как организовать безопасную работу с компьютером?


Заключение

Стать интеллигентом можно только постоянно и упорно занимаясь своей будущей профессией – умственным трудом. Как кузнец, который не сразу хватает самый большой молот и с плеча наносит удары, а сначала рисует будущее изделие, подбирает нужный металл, нагревает его и осторожно начинает ковать, превращая кусок металла в ажурную вещь, так должен поступать и тот, кто посвятил себя труду умственному, творческому.

 

Завершая наш разговор с читателем, хотелось бы ещё раз задержать ваше внимание на некоторых принципиальных вопросах, которые, собственно, и вызвали необходимость написания этой книги. Если вы действительно хотите овладеть в совершенстве технологией умственного труда, то прочтения только этой книги окажется совершенно недостаточным. Кузнецом можно стать только в кузнице, гласит поговорка, стать интеллигентом можно только постоянно и упорно занимаясь своей будущей профессией – умственным трудом. Как кузнец, который не сразу хватает самый большой молот и с плеча наносит удары, а сначала рисует будущее изделие, подбирает нужный металл, нагревает его и осторожно начинает ковать, превращая кусок металла в ажурную вещь, так должен поступать и тот, кто посвятил себя труду умственному, творческому.

 

Необходимо:

 

· Определить для себя цель и выстроить систему задач для её достижения.

 

· Овладеть базовыми мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, абстрагированием, образным и понятийным мышлением.

 

· Овладеть техникой работы: компьютером, Интернет – технологиями, методами обработки результатов.

 

· Провести грамотный поиск информации и правильно её классифицировать и систематизировать.

 

· Проверить гипотезы, которые вы имели в самом начале исследования, выделить те, которые получили подтверждение на вашем материале.

 

 

· Объединить их в теорию, привести доказательства её правильности, создать модель процесса.

 

· Сделать своё понимание процесса достоянием других и отстоять свою правоту перед коллегами, перед научным сообществом.

 

· Поставить новую цель и идти к ней, совершенствуя свои знания, оставляя на своем пути добрые зерна найденной истины, познавая красоту мира и открывая её другим.

 

Хотелось бы сказать, что это процесс бесконечный, в масштабах человечества так оно и есть, а вот для каждого из нас он ограничен жизненными рамками. И всё-таки, трудно представить какую-то ещё сферу деятельности, которая доставляла бы человеку такое удовлетворение. Сейчас всё чаще речь заходит о качестве жизни. Определяющими параметрами качества является не количество денег на счетах, а образованность и интеллигентность.

 

Не сразу удастся вам перейти на уровень творчества. Умения и навыки мыслительной деятельности даются упорным, во многом, сначала монотонным и шаблонным умственным трудом. Как только вы освоите методику поиска информации, с монитора компьютера хлынет поток сведений обо всех мыслимых и немыслимых, реальных и надуманных проблемах. Учитесь классифицировать и разделять информационные потоки, выделять главное и второстепенное, чтобы не утонуть в водовороте информационной мути, а выбрать чистый источник знаний и отсюда черпать проверенные сведения о мире и человеке.

 

Нельзя ограничиваться только отечественной литературой, нужно реально себе представлять, что пока наша наука по многим направлениям существенно отстаёт от того уровня, который имеется за рубежом. Знание иностранных языков откроет перед вами возможность получать самую современную информацию «из первых рук», а не тогда, когда она будет, наконец, переведена на русский язык и к этому времени окончательно устареет.

 

К сожалению, уровень знания русского языка, умение им владеть, словарный запас выпускников школ с каждым годом становятся всё меньше. Нужно знать, что без понятийного аппарата эффективный мыслительный процесс невозможен. Словарный запас выпускника школы насчитывает всего 5-6 тысяч слов, на 2-3 тысячи меньше, чем 15-20 лет назад. Наверстать упущенное нелегко, но, если вы действительно хотите добиться успеха, то и книга вам в руки: читать, читать и ещё раз читать. Читать специальную литературу и литературу общеобразовательную, читать литературу отечественную и иностранную, читать по своей специальности и по смежным специальностям, использовать каждую свободную минуту для чтения – только так можно компенсировать недостаток слов. Читать, писать и говорить – это необходимые умения для интеллигента. Составлять конспекты, доклады, рефераты, сообщения, выступать на семинарах, клубах по интересам и кружках. Говорить и говорить, присваивая себе новый словарный запас, участвовать во всех профессиональных конкурсах, не бояться публичных выступлений – вот черта настоящего гуманитария.

 

Всегда удивляет и вызывает зависть студенческая беспечность и масса свободного времени. Это происходит только от одного – от полного непонимания ценности каждого часа жизни, от неорганизованности мыслительного процесса. Многие молодые люди считают, что их профессия начнётся где-то там, через 5-6 лет. Вместе с тем, само получение образования и есть профессия интеллигента на всю оставшуюся жизнь, и нет никаких оснований для бездумной траты драгоценного времени. Каждый день должен приносить какие-то открытия, что-то новое добавлять в картину мира, которую мы имеем перед мысленным взором. Художник не может оставить свою картину, она как магнитом притягивает его к себе. Так и картина мира требует каждодневного труда для своего совершенствования и каждое новое знание и есть тот мазок художника, который следует положить в определенное место чудной картины природы для получения шедевра интеллектуального искусства.

 

Ещё А.Эйнштейн говорил, что в мире есть две великие книги: книга Природы и Библия. Этим он подчеркивал, что может быть два способа познания: научное и духовное. Мы уже говорили в этой книге о необходимости высокой морали для образованного и интеллигентного человека. Знание своей истории и культуры, знание о мировых религиях и их основаниях, знание богатейшего духовного наследия нашей страны – признак настоящего интеллектуала и патриота.

 

И, всё-таки, работа есть работа. Техника безопасности нужна и при производстве строительных работ и при строительстве храма научного знания. Умственный труд без системы, если хотите, без ума – труд опасный для здоровья. Мы дали рекомендации, предупредили обо всех возможных последствиях, но всего предусмотреть невозможно. Только самонаблюдение, только самоконтроль и своевременное обращение к психологам, психотерапевтам и врачам, могут предупредить неблагоприятные последствия интеллектуальной деятельности. Психологическое сопровождение умственного труда необходимо каждому, кто намерен долго и плодотворно трудиться в гуманитарной сфере производства.

Увас, безусловно, был мотив поступить в вуз. Следует только помнить, что с первых дней учебы необходимо путем самоанализа и самоубеждения перевести мотив в интерес, а затем закрепить его в виде психологической установки на получение образования. Только такая постоянная установка может определить на все годы учебы ваши действия в одном нужном направлении, а потом стать основой для развития достигнутого интеллектуального и жизненного успеха. К великому сожалению, немало студентов, ведя рассеянную и весёлую студенческую жизнь, теряют последний мотив и интерес к будущей профессии и топчутся на месте в интеллектуальном развитии, перебиваясь с тройки на тройку и не успевая «сдавать хвосты». О каком успехе здесь может идти речь?

 

Поэтому, дорогие коллеги, ещё и ещё раз обращаем ваше внимание на необходимость внешней и внутренней дисциплины, целеустремленности и упорства. А ваша молодость сделает всё остальное – вы все способные и талантливые люди.

 

Не закапывайте свои таланты!

 

 

С уважением ко всем студентам, пожеланием творческих и жизненных удач,

профессор Денисевич М.Н.,

профессор Вогулкин С.Е.


Список литературы

 Адлер, Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. – М.: Гранд, 2004.

 Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002.

 Андреев, О. А. Тренируем свою память / Андреев О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

 Боно, Э. Нестандартное мышление: Самоучитель. – Мн., 2000.

 Бьюзен, Т. Научите себя думать! – Мн., 2000.

 Бьюзен, Т. Суперпамять. – Мн., 2000.

 Валеева, Н.Ш., Гончарук, Н.П. Психология и культура умственного труда: Уч. пособие. – М., 2004.

 Гончарук, Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.

 Гончарук, Н.П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.

 Громкова, МЛ. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 Денисевич М.Н., Вогулкин С.Е. Питание студента УрГИ. Как стать здоровым и умным. – Екатеринбург: УрГИ, 2006.

 Зинченко, В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

 Как улучшить свою память / Авт.-сост. А.Е. Польской. – Мн., 2000.

 Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

 Лукас, Б. Накачка мозгов / Лукас Б. – М.: Эксмо, 2002.

 Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Изд-во Московск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

 Паронджанов, В.Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов - это очень просто! / Паронджанов В.Д. – М.: Дело, 2001.

 Руденик, В.В. Оздоровительный бег: Учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2001.

 Стайн, Д. Расширение возможностей интеллекта. – М.: ЭКСМО, 2002.

 Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

 Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.

 Grmek, M., Cohen, R. and Cimino, G. On scientific discovery. – Boston, 1981.

 Grmek, M.D. A plea for freeing the history of scientific discoveries from myth. In: On scientific discovery. – Boston, 1981.

 Gruber, H.E. Cognitive psychology, scientific creativity and the case study method. In: On scientific discovery. – Boston, 1981.

 Shaw, P., Greenstein, D., Lerch, J. [and etc.] Intellectual ability and cortical development in children and adolescents // Nature. – 2006. – V. 440. – P. 676-679.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.