Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эристика или искусство спора






 

Эристика, эристики, мн. нет, ж. (от греч. eristike (подразумевается eristike techne - Искусство спорить)) (книжн.). Искусство спорить, полемизировать.

 

Эристика в совершенстве была развита в древней Греции, по преимуществу в школах софистической и мегарской. Она не потеряла своего значения и для современной жизни, находя применение везде, где происходит не только теоретическое рассмотрение вопросов, но и борьба противоположных практических тенденций: в парламенте, в судебном процессе, в простом споре, полемике и т. д.

 

Мы будем рассматривать эристику, как искусство применения логики в споре. Здесь мы исходим из следующих предпосылок. Логика является наукой о доказательствах. С пор есть форма доказательства, представляющего собой путь к заданному тезису из некоторых принятых посылок. Этот путь может осуществляться либо в согласии с законами и правилами логики, либо с нарушением этих законов и правил. Эти нарушения могут совершаться либо неумышленно, из-за незнания логики, либо умышленно в силу знания логики (или частичного ее знания). Ум ышленное нарушение предполагает существование и возможность применения определенных приемов (уловок) спора, Шопенгауэр приводит более 30 различных уловок.

Эристика, таким образом, стоит на следующих основаниях:

 знании теории доказательств;

 умении обнаруживать нарушения законов и правил логики;

 умении применять уловки (умышленные нарушения) в споре.

 

Ещё со времен Аристотеля эристикой называли искусство спора как такового, вне зависимости от того, где находится истина. Целью такого спора была победа любой ценой. Артур Шопенгауэр в своей знаменитой книге «Эристика или искусство побеждать в спорах» дал следующее определение эристике: «Это наука о стремлении человека показать, что он всегда бывает прав. " Эристика " - только более резкое название данного предмета. " Эристическая диалектика" следовательно, есть искусство вести споры, но таким образом, чтобы всегда оставаться правым, то есть per fas et nefas. Итак, истина спорного вопроса, взятая объективно, и сила правоты или резона в глазах спорящих и слушателей - вещи совершенно различные». С ейчас эристика является составной частью риторики.

 

В искусстве спорить ценится умение опровергать доводы противника и защищать свои положения. В состав этого искусства входят два элемента:

 во-первых, объективный, состоящий в умении пользоваться всеми средствами, доставляемыми фактическим материалом и правилами логики для доказательства истинности известного положения;

 во-вторых, субъективный или психологический, состоящий в умении выбирать те доводы, которые особенно сильно влияют на душу слушателя и способны увлечь за собой аудиторию. Логика и главным образом силлогистическое искусство - могущественное орудие доказательства, а следовательно, и убеждения.

 

Логика становится орудием эристики, если оратор пользуется ей (или диалектикой) независимо от истинности положения, стараясь выставить лишь одну сторону вопроса, умалчивая о другой, ему неблагоприятной. С убъективный элемент эристики ближайшим образом определяется умением быстро схватывать душевный склад противника и, сообразно с ним, выбирать те доводы, которые сильнее всего могут подействовать на него.

 

В процессе спора следует:

 держаться одного и того же тезиса, который вы защищаете, не меняя в нём ни одного слова или знака;

 держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения;

 не изменять темы обсуждения;

 не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены;

 не допускать эмоционального давления на оппонента;

 не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения;

 не подходить к делу предвзято.

 

Важнейшей частью доказательства являются аргументы:

 аргументов должно быть много, намного больше, чем необходимо для доказательства;

 аргументы следует предъявлять оппоненту от слабых к сильным;

 нельзя повторять аргумент, уже использованный для доказательства;

 самый сильный аргумент необходимо беречь до самого конца спора;

 необходимо не только предъявить аргумент, но и показать, как он доказывает ваш тезис (провести демонстрацию).

 

За сотни лет, прошедшие с появления эристики, были выработаны определенные правила ведения споров, своеобразный кодекс чести спорящих, не позволявший грубые, резкие высказывания и суждения, особенно направленные на личность оппонента. Даже проигранный спор всегда дает положительный результат, поскольку позволяет проигравшему получить в свой арсенал новые доводы, новые мысли и аргументы, а, в конце концов, более правильный взгляд на предмет спора. И всё же, такие оценки как " хитроумие, красивость и сила", небезразличны для спорящих. Эти оценки обычно относятся к внешности ритора. Оценке подвергается внешность оратора, так как слушатели оценивают не столько его речь, сколько, особенно в начале спора, его самого, и лишь затем - его речь. Эти оценки заставляли ораторов быть хорошо подготовленными атлетически, обдумывать свой костюм, а в наше время - отдавать себя в руки так называемым стилистам, занимающимся костюмом, прической и макияжем. Но самое важное, конечно, развивать в себе находчивость в диалоге, быстроту реакции.

 

Оценка оратора аудиторией Требования к оратору
1. Хитроумие 1. У бедить
2. Красивость 2. Доставить удовольствие
3. С ила 3. У влечь

 

С пор – это всегда столкновение взглядов на один и тот же предмет. С пор в отличие от обыкновенного продолжения разговора всегда означает несогласие, противоречие тому, что было сказано до этого. Ведь разные мнения могут и не противоречить, а только лишь дополнять друг друга. Здесь же высказанное мнение противоположно в чем-то и перерастает в спор с несколькими репликами с той и другой стороны. Бывает и так, что высказанное мнение опровергается сразу - и тогда спора не возникает.

 

Кроме того, в возникновении спора важен именно характер возражения. С пор рождается в конкретных отношениях людей. Возражение может остаться единичной фразой, но если на него отреагировали, а реакция родила новый противоречащий ответ, то такое продолжительное столкновение и есть начало спора. Значит спор, кроме противоречия, предполагает еще и распространенность возражений.

 

Несомненно, что спор всегда ярко эмоционален. С порность во многом зависит от чувственного напора возражающего, тона, интонации: иной раз и спорить-то, казалось бы, не о чем, а люди сердятся, напирают, " наскакивают" друг на друга, в результате - словесная схватка.

 

Кстати, так и родилось слово спор. Поищите родственные слова - и вы обнаружите: напор, напирать, подпирать, препереть, прения… " С пор" - старое русское слово, где " с" - приставка, означающая совместное действие, а корень " пря" означает " борьбу, схватку, столкновение" (в двух последних словах тот же префикс " с"). Обратите внимание на то, что цель риторики у первого учителя риторики в С лавяно-Греко-Латинской академии С офрония Лихуда определялась как умение " препрети к своей мысли".

 

Конечно, и в современной речи осталась метафора препереть: можно буквально препереть или подпереть дверь, но можно препереть противника к стенке в значении " победить противника в споре своими доказательствами". Так же и мы наступаем в споре на своего противника - важно только ответить на вопрос: в какой форме уместно вести спор и допустимо ли переспоривать друг друга?

 

Вот вам и тренировка ума, в которой нуждается каждый творческий человек.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему творчески мыслящий человек является субъектом информационного общества?

2. Дайте определение творчеству.

3. Что такое креативность?

4. Назовите особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду.

5. Что включает дивергентное мышление?

6. Какими качествами должен обладать человек с творческим мышлением?

7. Назовите основные методы развития творческих способностей.

8. С формулируйте основные теории творческого мышления.

9. Какие качества мешают творческому развитию?

10. Назовите основные этапы творческого процесса.

11. Как можно обучить человека творческому мышлению?

12. Что такое эристика и может ли она помочь в развитии творческих способностей?

13. Что значит спорить и что означает слово «спор»?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.