Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по усилению запоминания






 

Процесс запоминания идет параллельно с процессом забывания, причем соотношение этих процессов меняется с возрастом. Наибольшее преобладание запоминания наблюдается в детском возрасте. По мере обучения процессы забывания усиливаются и к 30 годам процессы запоминания и забывания сравниваются по своей интенсивности. Далее процесс забывания начинает преобладать, что делает «чистое» запоминание в достаточной степени бессмысленным. У читывая этот факт, уже в последних классах школы следует заменять заучивание на понимание сути происходящего, расширяя свой внутренний мир, дополняя его теми живыми механизмами, в которых вы хорошо разобрались. Этот процесс может продолжаться всю жизнь, именно он, а не механическое запоминание, называется процессом образования – создания нового образа своего внутреннего мира.

 

У ченые установили, что студенты, готовясь к экзамену, как правило, заучивают материал путем более или менее недифференцированного многократного чтения. Текст читается одним и тем же способом до тех пор, пока он не " осядет" в голове, ведь знаниями о научном методе запечатления, о рациональных принципах повторного чтения студенты не располагают. Однако такое неупорядоченное повторение чрезвычайно неэффективно с точки зрения закрепления информации в памяти. Оно требует значительных усилий, а по результативности далеко уступает запоминанию, основанному на рациональном повторении.

 

В этой связи представляет интерес эксперимент, проведенный в Казанском университете последователями Ф. Лёзера. Были образованы четыре экспериментальные группы испытуемых, перед каждой из которых ставилась задача запомнить текст. В первой группе преподаватель четыре раза прочитывал текст вслух. Во второй - три раза прочитывал, а один раз студенты пересказывали его мысленно, в третьей группе текст был дважды прочитан и дважды мысленно пересказан, а в четвертой - прочитан преподавателем один раз и трижды мысленно пересказан студентами. Наиболее успешно воспроизводили текст студенты четвертой группы. Несколько менее эффективным было запоминание в третьей группе; во второй и особенно первой группах студенты запомнили текст плохо. Этот результат нашел отражение в формуле ОЧОГ (начальные буквы соответствуют четырем этапам процесса повторения).

 

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

 

Ч - чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. У становите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.

 

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

 

Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимого. Повторения распределите во времени рационально.

 

Основные принципы повторения информации

1. Непосредственно после восприятия повторяйте информацию в течение примерно 20 секунд. С ледите за тем, чтобы воспринятая информация, которая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 секунд.

2. Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше.

3. Промежутки времени между повторениями необходимо постепенно увеличивать. Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления, повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими.

4. Заучивать надо несколько выше достаточного уровня. Как показывает опыт, число повторений должно быть таким, чтобы информация была усвоена несколько выше того уровня, который вам представляется достаточным.

5. При возможности материал следует заучивать целиком. Если объем усваиваемой информации не слишком велик, ее следует запечатлять сразу за один прием и повторять как единое целое.

6. При повторном чтении использовать формулу ОЧОГ.

 

Беспорядочное и однообразное повторное чтение бессмысленно. В случае необходимости повторения текста следует поступать в соответствии с формулой ОЧОГ. Не забывайте при этом, что количество повторных чтений следует свести к минимуму, но при этом материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется.

 

Несмотря на научную разработанность методов запоминания информации и существование специальных курсов по мнемотехнике, эйдотехнике, быстрому чтению и другим методам развития, к интеллекту это имеет малое отношение. Ещё французский мыслитель Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». С ам процесс механического запоминания, безусловно, относится к шаблонному виду умственного труда – самому энергетически затратному и утомительному. Преимущество, несомненно, на стороне творческого умственного труда. Он требует меньше энергетических затрат и доставляет большее удовлетворение человеку. Итак, пальма первенства – за творчеством.


 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое память?

2. Какие типы памяти Вы знаете?

3. Как связаны внимание и память?

4. Назовите два закона запоминания?

5. Как происходит процесс запоминания?

6. Чем отличается память человека от электронной памяти компьютера?

7. Как влияют на память эмоции?

8. Чем определяется уровень эмоционального развития?

9. Что такое эффект реминисценции?

10. С колько раз необходимо читать текст?

11. Как создается установка на запоминание?

12. Что такое метод смысловой догадки?

13. С формулируйте основные правила концентрации внимания.

14. В какой зависимости находятся запоминание и объем знаний в данной области?

15. Назовите основные правила работы студента на лекции.

16. Напишите график повторения лекций для длительного запоминания.

17. Назовите основные приемы запоминания.

18. Что такое мнемотехника?

19. Что такое эйдотехника?

20. Назовите основные приемы по усилению запоминания.

21. Назовите основные принципы запоминания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.