Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные приемы чтения






 

С туденту приходится читать учебники, монографии, статьи, свои конспекты – это основные источники информации. Как правильно это делать?

 

Зубрежка материала непосредственно перед экзаменом эффективна на короткое время. Надо иметь в виду так называемый эффект реминисценции – пик запоминания приходится отнюдь не на момент заучивания, а через два-три дня после интенсивного изучения и попыток запомнить. Проанализируйте свое состояние перед экзаменом и после. Перед экзаменом в голове «каша» из которой очень трудно выделить связный ответ на вопрос, а спустя день-другой после экзамена ответы назойливо «лезут» сами, очень раздражая своей неуместностью. Наиболее эффективны систематические занятия, позволяющие убить двух зайцев: есть время, чтобы все хорошенько понять, обдумать, обсудить с преподавателем и однокурсниками и одновременно «наслоить» на уже имеющуюся информацию новые знания.

 

Поэтому перед чтением любого источника необходимо определить цель прочтения. Не стоит забивать голову желтыми романами, которыми забиты полки книжных магазинов. Не время для этого. Каждую минуту следует употребить для получения полезной информации. Поверьте, студенческие годы пролетят быстро, а работа не оставит вам много времени для восполнения пробелов в памяти.

 

Во время чтения необходимо фиксировать самое важное в конспекте или хотя бы в самой книге путем подчеркивания (что конечно невозможно в библиотечных книгах, поэтому конспект предпочтительнее). Очень хорошо разбивать текст на смысловые части и, отрываясь от текста, обдумывать главные мысли данной части. И уж совсем идеально обсуждать (что, в общем, и делается на семинарских занятиях, но не все можно обсудить на семинарах!) этот текст с друзьями, с однокурсниками.

 

Оптимальнее читать текст три раза. При втором прочтении обращать внимание на подчеркнутое или выписанное. Можно каждой выписанной мысли дать рубрику, отражающюу общий смысл.

 

При третьем прочтении обращается внимание только на опорные, главные пункты – слова и словосочетания, несущие в себе главный смысл. Необходимо сформулировать мысль своими словами, расставив таким образом, смысловые опорные пункты.

 

После чтения хорошо снова посмотреть и оценить наиболее заинтересовавшие места в тексте. С делать свои собственные (письменные!) комментарии. Задать и ответить на шесть вопросов: Кто делает? Что делает? Когда делает? Почему делает? Где делает? Как именно?

 

Чем больше готовность к восприятию, тем лучше запоминание.

 

Перед чтением важна не только эмоциональная подготовка, но и техническая. Если текст неинтересен, надо создавать установку на запоминание, объясняя себе, что это очень нужно, необходимо и поэтому очень интересно. Необходимо хвалить себя за то, что «я это все смогу запомнить и понять», необходимо гордиться собой – «уровень моей профессиональной подготовки повысится», «я достигну нового уровня образованности» и т.д. Необходимо внушить себе непреодолимое желание читать и усваивать текст. Особо продвинутые студенты могут даже создавать обстановку радостного нетерпения «сейчас я сяду учить и справлюсь со всем». Можно действовать в этом направлении как угодно, формулы увещеваний тут сугубо индивидуальны, главное, чтобы цель – создание позитивной установки на усвоение скучного и трудного текста – была достигнута.

 

При чтении текста можно использовать метод смысловой догадки. Незнакомую книгу сначала внимательно просмотреть и проанализировать название, оглавление, издательство, год издания, тираж. Попытаться поразмышлять, о чем книга? Что может быть написано в книге с таким названием? Что бы написал об этом я? В процессе чтения пытаться делать выводы раньше автора книги и пытаться сравнивать свой ход мыслей и авторский. Вспомнить, что читали у этого автора раньше, каковы его воззрения?

 

Год издания может служить отчасти показателем актуальности текста. Издательство – степень популярности текста, так же как и тираж. Необходимо читать предисловие, послесловие, аннотацию, заключение – они помогают сразу определить характер текста, новизну, возможность использования в практике, определить цель чтения, выбрать способ чтения и т.д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.