Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание и память






 

Индивидуальные особенности памяти чрезвычайно велики, прежде всего, в силу различной способности концентрировать внимание (без которой вообще невозможен никакой познавательный процесс). Доказана прямая зависимость памяти от внимания.

 

На феномене внимания следует остановиться отдельно, так велика его роль в процессе запоминания. Функция внимания заключается в отборе значимых воздействий, контроле прохождения информации и её удержании на период работы кратковременной памяти.

 

Различают несколько видов внимания:

 произвольное;

 непроизвольное;

 послепроизвольное.

 

Для работы с информацией наиболее ценным является произвольное внимание, позволяющее целенаправленно отбирать наиболее важную информацию и обеспечить её качественное запоминание. Непроизвольное внимание – это случайное внимание, внимание «вообще». Вряд ли оно подходит для серьезного изучения информации. Послепроизвольное внимание – очень важная характеристика внимания, позволяющая на длительное время сохранять интерес к предмету и продолжать его углубленное изучение.

 

Важными свойствами, обеспечивающими оптимальное соотношение внимание – память, являются:

 способность человека концентрировать внимание на предмете изучения;

 способность обеспечить устойчивость внимания в течение продолжительного времени;

 способность к быстрому переключению внимания.

 

Эти способности человек должен развивать у себя путём постоянной работы с информацией до тех пор, пока всё, что связано с отбором и запоминанием информации не превратится в динамический стереотип – навык, алгоритм умственной работы.

 

Имеют место феномены замещения утраченных способностей гипертрофированным развитием других. Так, у незрячих людей развивается необыкновенно тонкий слух и, соответственно, именно этот вид памяти. Кроме индивидуальных различий существуют еще особенности запоминания, связанные с эмоциональным состоянием человека, субъективным отношением к запоминаемому материалу, физическим состоянием, биологическими ритмами и т.д.

 

Формирование любого вида памяти характеризуется следующей последовательностью событий:

 сортировка и выделение новой информации;

 образование следа памяти (энграммы);

 классификация и консолидация энграмм (имеют место во время сна);

 долговременное хранение значимой для организма информации;

 извлечение и воспроизведение хранимой информации.

 

 

Практические рекомендации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.