Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение. Развитие мышления людей, развитие интеллекта невозможно вне обучения, поскольку одной из важнейших особенностей психики человека является то






 

Развитие мышления людей, развитие интеллекта невозможно вне обучения, поскольку одной из важнейших особенностей психики человека является то, что она в значительной части представляет собой продукт передачи и усвоения людьми опыта предшествующих поколений. Развитое творческое мышление современного человека возможно лишь на такой основе. Разработка проблем творческого мышления есть первоочередное условие успешного совершенствования общей психологической теории мышления.

 

Однако процесс обучения протекает по-разному у каждого человека, каждому что-то дается легче, а что-то труднее. Одни схватывают материал «на лету», другим приходится долго и пристально вчитываться и вдумываться в него. Одни легко объединяют (синтезируют) понятия, у других знания существуют как бы параллельно и соединить их воедино бывает нелегко. Есть люди практичные, которые быстро находят знаниям применение, а есть такие, кто не может никак найти выход для своих теоретических знаний. Таким образом, интеллект – это не только продукт, но и условие, предпосылка обучения.

 

Каждый человек имеет различный “уровень актуального развития” (понятийный аппарат, способность к анализу и синтезу, степень развития базисного и текучего интеллекта). Таким образом, точка начала отсчета у всех различна в тот момент, когда они приступают к освоению следующего интеллектуального уровня.

 

Конечно, важнейшим моментом обучения является мотивация к нему, причины, направившие человека к обучению могут быть различными, но мотив – лишь начало, далее его следует перевести в интерес (конкретный мотив) и поддерживать интерес до достижения следующего интеллектуального уровня. Этот процесс можно повторять неоднократно и на протяжении всей жизни.

 

Необходимо учесть ещё один фактор – типы обучения. Традиционно в школах используется активное обучение в виде усвоения и воспроизведения знаний, что наращивает, конечно, базисный интеллект, но плохо развивает интеллект текучий и, в силу своей монотонности и однообразия, быстро приводит к потере интереса, особенно среди тех, кто отстает в обучении и не отличается успешностью.

 

С годами способность к традиционному обучению падает, а, во-вторых, жизнь значительно сложнее всех усвоенных стандартных форм и одно накопление знаний не решает проблемы адаптации к окружающей действительности, т.е. не решает проблемы интеллектуального развития человека. Без творческих форм обучения и без самостоятельного творчества следующий уровень интеллектуального развития оказывается, попросту, недостижим, хотя некоторое увеличение интеллекта за счет базиса и имеет место. Без творческого подхода к обучению может произойти стабилизация интеллекта и остановка в интеллектуальном развитии. Очевидно, что далеко не всякая технология обучения, даже, направленная на личностное интеллектуальное развитие, гарантирует формирование тех глубинных креативных механизмов, без которых невозможно прогрессирующее развитие индивидуального интеллекта.

 

Формальное (традиционное) информативное обучение повышает потенциал одаренности (интеллектуальности) до некоторого предела, после чего начинает оказывать негативное влияние вследствие усиления приверженности учащихся к традиционным способам решения проблем (С. С имантон).

 

 

Образование

 

 

Образование – это то, что останется после того, как все выученное забудется (Д. Гранин).

 

В процессе образования сливаются два процесса – обучение и воспитание, которые влияют на развитие глубинных структур человека, формируют их психологические установки, позволяющие решать не только стандартные, ситуационные, но и проблемные, творческие жизненные задачи.

Таблица 1

 

 

 

Как видно из таблицы 1, обучение и образование формируют разные виды человеческой деятельности.

 

Обучение развивает адаптивное поведение и целенаправленную деятельность.

 

Образование развивает преобразующее поведение и творческую деятельность.

 

Обратите внимание на близость двух видов преобразующей деятельности – творчества и разрушения. Если человека лишить творчества (умственного труда, образования), то процесс разрушения не заставит себя ждать. Если человек лишается высоких благородных гуманистических целей, норм и принципов, то творческий, креативный потенциал человека будет направлен не на созидание, а на разрушение. Приведите примеры.

В традиционном обучении может рассматриваться вопрос об обучаемости, то есть величине и темпе прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий. Традиционный способ обучения рассчитан на школьную форму получения знаний от различных источников и их воспроизведение при решении стандартных задач. Это легко проверяемая форма образовательной деятельности.

 

Образование предполагает создание внутриличностной конструкции, имеющей несколько опор, представляющих собой психологические установки.

 

Таблица 2

 

 

Понятно, что психологическим установкам нельзя научить, их можно передать тому, кто заинтересован их иметь. Психологические установки нельзя преподать студенту – объекту обучения, их можно передать равноправному субъекту образовательного процесса. Вот почему совместный умственный труд преподавателя и студента в процессе образования делает их коллегами, сотоварищами по труду и совладельцами его результата.

 

Только на первый взгляд умственный труд представляется простым и легким. Все последние годы медики бьют тревогу, озабоченные растущим числом больных, страдающих гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нарушениями обмена веществ, нервными и психическими расстройствами именно среди работников умственного труда. Целая отрасль медицины – гигиена умственного труда занимается этими проблемами и выводы ученых, их рекомендации должны быть знакомы всем, кто организует труд интеллигента. Да и сам работник умственного труда должен хорошо знать положительные и отрицательные последствия своей трудовой деятельности, первые проявления умственного утомления, приемы профилактики и первой помощи.

 

Авторы надеются, что эта книга послужит не только учебником, сведениями из которого можно блеснуть на зачете или экзамене, но руководством к действию, настольной книгой будущего интеллигента.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какой труд будет преобладать в XX I веке?

2. Что такое умственный труд?

3. Кто такие интеллигенты?

4. Что является продуктом умственного труда?

5. Что такое интеллект, что входит в понятия базисного и текучего интеллекта?

6. В чем недостаток традиционного образования?

7. Какие виды умственного труда вы знаете?

8. Что относится к шаблонному или стереотипному труду?

9. Что относится к эмоционально - умственному труду?

10. Какую трудовую деятельность можно отнести к творческому умственному труду?

11. Чем характеризуется традиционное информационное образование?

12. Какие характерные черты творческого образования?

13. Что составляет суть обучения?

14. Чем образование отличается от обучения?

15. Какие психологические установки должны лежать в процессе образования?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.