Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы работы с разными возрастными группами.






До 2-х лет, на наш взгляд, давать тактильную книгу малышу не имеет смысла. В этом возрасте полезнее действовать с реальными предметами и игрушками, накапливая опыт общения с объектами окружающего мира. Это способствует развитию зрительных функций, сенсорики, мелкой и общей моторики, речи. Малыша нужно научить необходимым действиям с ними, показать возможности каждой игрушки, учить соотносить игрушку с реальным объектом. Вот почему мы не делаем тактильные книги о бытовых предметах (предметах личной гигиены, посуде, одежде, инструментах, т.д.). Думаем, что в тактильную книгу или пособие необходимо помещать только те объекты, которые ребенок не может наблюдать и обследовать в обычной жизни. Доступные и безопасные предметы быта, окружающего мира должны быть реальными. В тактильном пособии, когда это необходимо, используются только их уплощенные или рельефные изображения как фоновые объекты.

Параллельно, если зрение позволяет, следует давать рассматривать простые, выразительные, максимально приближенные к реальности изображения в обычной плоскопечатной или тактильной книге или картинки на отдельных листах.

Для ребёнкараннего возрастас ограниченными зрительными возможностями это должна быть не книга, а скорее тактильное пособие. Оно напоминает сенсорный коврик, представленный в формате книги, листы которой легко разъединяются. Наполнена такая книга не изображениями, а информацией для тактильно-двигательного, слухового и зрительного восприятия. Этому служат специальные кармашки, в которые можно помещать различные мелкие предметы, пищалки, шуршалки, застёжки, разнофактурные вставки, зрительные стимулы. Такое пособие поможет научить обследовать предметы, не бояться неожиданных звуков и прикосновений к незнакомым или неприятным поверхностям, различать и обозначать словом форму, размер, качества объекта (большой - маленький, тёплый - холодный, шершавый - гладкий, т.д.).

Обычно, малыш самостоятельно или с помощью мамы рассказывает простые стихи и сказки, например, «Курочка Ряба». Но легко убедиться в том, что ребёнок часто механически пересказывает текст, представления о предметах и действиях при этом у него нет. Поэтому первыми мы используем близкие и понятные малышу сюжеты детских книг. Например, «Игрушки» А.Л.Барто.

Двухтомник «Игрушки» стал одной из самых любимых книг наших детей. Предлагаем один из вариантов занятия по книге. Занятие проводится индивидуально и в группе, и строится так, чтобы одновременно можно было прочитать стихи и выполнить необходимые действия. В первой части книги стихи «Бычок», «Мишка» и «Слон».

Игрушечный мишка есть в каждом доме, т.е. это хорошо знакомый объект. Бычок помогаетвызвать звукоподражание у неговорящих детей и выполнить игровые действия в соответствии с текстом. Стихотворение «Слон» - игра, в которой задействованы все герои книги.

На первой странице книги сначала рассматривается фон, выделяется главный фоновый объект – качели. На них качаются ручки детей, потом вводится герой. Дети по очереди проводят по доске бычка, чтобы он не упал. (При повторе стихотворения можно послушать одноименную песенку С.Никитина. Кстати, на всех занятиях с младшими детьми активно используется «живая музыка», которая подчеркивает характер и состояние героя). На второй странице стихи про мишку. Поскольку фон здесь информации не несёт, лучше рассмотреть героя, узнать, что с ним случилось, вызвать сочувствие и обязательно «вылечить» мишку, пришивая лапу. На последней странице - комната слона с портретом слонихи, кроватью, коробкой, в которую должен лечь бычок. Сначала выделяем все объекты фона, выясняем, чья это комната, потом по тексту стихотворения укладываем героев спать, шлём поклон слонихе. Как правило, завершается занятие продуктивной деятельностью: например, можно сделать для слона большое красивое одеяло (раскрасить лист ватмана гуашью).

Эта книга всегда вызывает сильный эмоциональный отклик у детей. Малыши искренне сопереживают героям. Интересно, что после занятия дети самостоятельно переносят полученные игровые умения на другие предметы: укладывают спать игрушки, всех по очереди пытаются качать на качелях.

 

Ещё одна, пожалуй, самая большая возрастная группа - дети-дошкольники 4-7 лет. Это, действительно, особые дети. В их медицинских картах стоят различные зрительные диагнозы, задержки психического развития разного генеза, детский церебральный паралич. Как правило, в раннем детстве они не получили в полном объёме необходимой психолого-педагогической поддержки, поэтому, придя в коррекционный класс, демонстрируют все характерные проблемы: сниженный познавательный интерес, отсутствие целенаправленности деятельности, плохую речь, игру-манипулирование.

 

Для этих дошкольников на первых порах книга-пособие тоже будет нужна. Но важнее в индивидуальной работе провести их по следующему маршруту:

  1. Развитие мелкой моторики, обследовательских действий и ориентировки в пределах плоскости листа.
  2. Предметно-практические действия (подражательная игра).
  3. Выполнение простых последовательных действий в рамках сюжета.
  4. Сюжетная игра на литературном материале.
  5. Тактильная книга.

 

Иногда от родителей и педагогов можно услышать упрёк в том, что старшему дошкольнику или младшему школьнику предлагается книга «не по программе», т.е. не соответствующая возрасту, например, «Репка». Но, учитывая уровень сформированности необходимых для восприятия книги умений, не стоит сразу же давать слишком сложный материал, чтобы не вызвать чувства тревоги, дискомфорта. К тому же, несмотря на нарочитую простоту народных сказок для маленьких, эти произведения позволяют провести необходимую диагностику: выявить речевые возможности ребёнка, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, умение следовать сюжету, определить уровень развития игровых навыков.

В предметно-практической деятельности идёт развитие ребёнка. Он узнаёт о свойствах и качествах окружающих предметов, учится действовать с ними. В воображаемых обстоятельствах сказки воссоздаются социальные отношения, обычаи, характер деятельности людей, отражается внешняя реальность, личные представления, понимание внутреннего мира персонажей.Кроме того, они способствуют синхронизации речи и действия. В процессе игры у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. Собственно, в этом и состоит предназначение народных сказок.

Важно понимать: к любому, даже незамысловатому произведению, можно подойти не стандартно, найти приёмы работы, способные поддержать интерес ребёнка, который, кажется, по возрасту уже «пережил» эту сказку. Например, коррекционные упражнения и игры по сюжету сказки «Репка» могут быть направлены на решение таких задач, как:

- автоматизация произношения трудных звуков (ш, с, з, ж, ч) при многократном повторении слов;

- интонационная выразительность речи через речевые и голосовые характеристики героев.

- развитие понимания речи при воспроизведении заданного эпизода («Позвала бабка внучку» - ребёнок выстраивает персонажи в нужной последовательности до названного);

- развитие слухового внимания при выполнения задания «Найди потерянные звуки» (взрослый произносит фразу из текста, называя лишь первый слог в словах, ребёнок должен восстановить предложение «По…де…ре…та…» - «пошёл дед репку тащить»);

- узнавание по описанию и составление описательных загадок детьми;

- развитие ориентировки, закрепление пространственных отношений и понимание предлогов, используя задания «рассказать, кто стоит «после», «перед», «между», «за» героем»;

- активизация внимания и памяти при ответах на вопросы: «Кто стоит не на своём месте?», «Кого не стало?», «Что изменилось», «Найди лишнего», «Расставь по описанию»;

- усвоение обратного и порядкового счёта (первый, второй, т.д.; 7, 6, 5,..);

- обучение чтению: снятие «зажима», неуверенности в начале обучения, т.к. короткие, часто повторяющиеся слова легко узнаются ребёнком;

-развитие невербальных средств общения: мимики, владение жестом, позой, для передачи характерных черт каждого персонажа;

-творческое рассказывание: рассказ от лица любого персонажа, проигрывание сказки с конца, рассказ с мотивировкой действий героев.

 

Можно соединить настольный театр с сюжетно-ролевой игрой «Дом». Это пример театрализованной игры на простом литературном материале. В рамки сюжета входят события, предшествующие и последующие сказочным. В этом случае ребята будут знать, как и зачем дед сажал репку, познакомятся с предметами традиционного сельского быта и занятиями людей. Эти знания расширят кругозор, будут полезны для понимания других сказок.

Для того, чтобы включить в игру детей с тяжёлыми моторными и зрительными нарушениями, стоит распределить роли между здоровым ребёнком и ребёнком с ограниченными возможностями здоровья или ввести дополнительные персонажи. Кстати, во всех досуговых мероприятиях библиотеки вместе с особыми детьми и их родителями участвуют и здоровые дети. Это способствует естественному установлению контактов, воспитанию толерантности. Дети и родители получают удовольствие от книги, общения, игры, а психолог - пищу для размышлений, потому что сказка позволяет выявить уровень самооценки ребенка, его место в социуме.

Существуют и другие приемы работы, но, в данном случае, мы хотели продемонстрировать потенциал тактильной книги.

Таким образом, планируя коррекционно-развивающие занятия с «особыми» детьми, приходится ориентироваться в большей степени не на возраст, а на их физические и интеллектуальные возможности.Сюжеты, а значит, и знания об окружающем, расширяются постепенно. Скорость продвижения «от простого - к сложному» у каждого будет своя.

 

Тактильные книги позволяют решать в комплексе образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, в том числе и в работе с детьми из дошкольных коррекционных учреждений. Групповые занятия с ними планируются с учётом программы детского сада (IV, V, VI, VII вида) и направлением работы его специалистов. Например, по теме «Сезонные изменения в природе» мы используем тактильное пособие «Яблоня». Рассматривая его, дети выделяют характерные признаки объекта, дают качественные характеристики предмета с опорой на остаточное зрение и сохранные анализаторы, устанавливают причинно-следственные зависимости. Литературный материал по теме вводит в словарь детей образные слова и выражения. Используемый нами в работе приём «раскадровки» (техника ТРИЗа или, проще, «запоминалки») для заучивания стихотворения или для построения высказывания формирует навыки учебной деятельности. Само пособие настолько привлекательно, что работа с ним всегда вызывает у детей положительные эмоции, которые потом переносятся на реальные природные объекты.

 

Несколько слов о специфике работы с учащимися начальных классов специальных школ. Большинство сегодняшних школьников кроме проблем, связанных с состоянием здоровья, имеют низкий уровень готовности к школьному обучению:

- слабые навыки социального поведения;

- фрагментарность, схематизм зрительных, тактильных, слуховых представлений как результат недостаточности чувственного опыта;

- сниженную по сравнению с нормой скорость восприятия и ориентировки в пространстве;

- затрудненное узнавание предметов в необычном ракурсе;

- опознание по несущественным признакам;

- речевые проблемы;

- преобладаниеконкретно-понятийного мышления;

- формальность суждений и умозаключений;

- трудности установления смысловых связей;

- пассивность, нерешительность, тревожность;

- повышенная утомляемость;

- незрелость эмоционально-волевой сферы.

 

Даже имея приличную технику чтения, школьники читают мало. Дети, читающие «запоем», являются исключением. Интересно, что все предпочитают небольшие по объёму произведения. Как правило, ученики с ОВЗ потребляют информацию, но не умеют использовать её. Они цитируют текст, но построить самостоятельное высказывание затрудняются.

Методика преподавания литературы предполагает примерно следующую последовательность работы над произведением: чтение, выяснение значения непонятных слов и выражений, ответы на уточняющие вопросы, пересказ. При работе с текстом страдает и техническая, и понятийная сторона. Отсюда возникают трудности, например, при пересказе. Когда ребёнку предлагают пересказать прочитанное, он связан текстом. Его работа сводится к припоминанию, он старается не упустить слова и выражения, важные детали, не нарушить логику повествования. Конечно, умение пересказывать необходимо, но зачастую, оно сводится к механическому воспроизведению текста.

Иллюстрации в книге чаще всего отводится второстепенная роль. Гораздо продуктивнее, на наш взгляд, будет работа, выстроенная по принципу «от иллюстрации - к тексту». Рельефная картинка в тактильной книге настолько точно передаёт содержание, что позволяет ребёнку самостоятельно или с минимальной помощью разобраться в изображённой ситуации, понять то, о чём говорится в тексте и воспроизвести происходящее. Этот приём стимулирует мышление, воображение, речь, актуализирует личный опыт. При этом легко оценить, насколько внимательно рассмотрена картинка, точно понято содержание, правильно установлены связи, богат словарь. После того, как картинка была «озвучена», можно прочитать авторский текст и обсудить его, сравнить с тем, что сложилось в представлении ребёнка.

Используя технику обучения рассказу по сюжетной картинке, мы опирались на метод, подробно описанный в книге И. Мурашковской «Картинка без запинки» (Валюмс Н.П., Мурашковска И.Н., Картинка без запинки. - СПб., 1995).

На занятии с тактильной книгой ребёнок сначала рассматривает сюжетную картинку, выделяя все изображённые предметы. Доступным способом восприятия «сканирует» изображение, фиксируя все объекты, и устанавливая связи между ними. Приём «вхождения в картинку» позволяет актуализировать имеющийся чувственный опыт: вспомнить знакомые звуки, запахи, тактильные ощущения и рассказать о них. Этот же приём даёт возможность понять настроение героя, его характер, предположить, что было до изображённого события и после. Детали оживляют рассказ, делают образы более выразительными. Выстраивая причинно-следственные отношения, ребёнок создаёт интересный рассказ. В далбнейшем это поможет емулегко справляться с написанием сочинений, свободно и аргументировано выражать свои мысли.

Такая форма работы замечательно подходит для обучения детей незрячих, с косоглазием и амблиопией, замедленным психическим развитием, нарушением речи, нарушением внимания и другими проблемами.

В качестве примера возьмём работу над басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», которая изучается на уроке чтения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы III – IV вида. Жанр басни достаточно сложен для детского восприятия. Но благодаря тактильной книге, мы можем предложить это произведение уже в старшей группе детского сада для детей с нарушением зрения, используя следующие методические приёмы.

 

1. Тема «Насекомые» рассматривается в разделе «Ознакомление с окружающим», следовательно, общие представления у детей об интересующих нас объектах есть. Поэтому работу над басней можно начать сразу с иллюстрации в тактильной книге:

а) рассматривание фона («сканирование») зрительно и тактильно-двигательным способом; при затруднении оказывается помощь («рука в руке» - движение по контуру); «вхождение в картину»: ребёнок рассказывает о своих ощущениях, выделяя качество поверхности;

б) знакомство с персонажами: рассматривание, привлечение внимания к деталям, к позе; подбор прилагательных для описания героев (активизируются имеющиеся знания и словарь; помогая детям, взрослый вводит слова, которые встретятся в тексте: удручённая, мурава);

в) расстановка объёмных изображений на листе, позволяющая вести диалог действующим лицам;

г) обсуждение и разыгрывание вариантов ситуативного диалога, мотивировка действий каждого героя.

2. Чтение басни «Стрекоза и муравей»

3. Умозаключения детей.

К сожалению, далеко не каждая иллюстрация в учебнике позволяет самостоятельно разобраться в сюжете. Рисунок в тактильной книге, свободный от лишних деталей, максимально точно передающий взаимодействие объектов, делает изображение доступным для понимания.

 

Работа с поздноослепшими

Есть ещё одна категория молодых людей с ОВЗ, которые часто оказываются вне поля зрения дефектологов. Это подростки и юноши, потерявшие зрение в результате травмы или прогрессирующего зрительного заболевания. Им необходимо учиться заменять зрительный способ восприятия тактильным. Процесс этот достаточно продолжительный, сложный физически и психологически. Конечно, можно воспользоваться техническими средствами, аудиокнигами, но, скорее всего, встанет вопрос об освоении шрифта Брайля, чтобы адаптироваться в социуме, профессионально реализоваться.

Может ли тактильная книга быть полезной этой категории инвалидов? Такая практика отсутствует, но вполне возможно предположить, что использование тактильной книги как одного из средств реабилитации, сделает этот переход более мягким и продуктивным. Перечислим преимущества тактильной книги для незрячего:

-изображения в тактильной книге помогут формированию обследовательских умений;

-тактильно воспринятые объекты будут более точными, так как поддержаны сохранными зрительными образами;

-чтение выполненных в высоком рельефе изображений тактильных книг научит пользоваться обычными рельефно-графическими пособиями;

-овладение шрифтом Брайлябудет эффективнее на материале простых, хорошо знакомых произведений.

- чтение тактильной книги будет способствовать преодолению психологического стресса, связанного с потерей зрения.

 

Тактильное пособие «Карта города»

Но ещё более важную роль, пожалуй, для всех особых пользователей библиотеки играет тактильное пособие - карта города. Она представляет собой полотно размером 1, 8 Х 2, 0 метра с нанесёнными на него основными улицами, природными объектами (реки, озеро, парки). Имеются 17 съёмных рельефных изображений архитектурных сооружений. Они дают возможность зрительно и на ощупь воспринимать характерные архитектурные детали. Мы разработали систему занятий по этому пособию, включающую экскурсии, работу с изобразительными материалами, аудиогидом, прибором «Ориентир».

Очень часто в пространстве города и дети, и взрослые с ОВЗ перемещаются с сопровождающими или на специальном транспорте. Следовательно, в ориентировке они участия не принимают. Их роль пассивна, и при самостоятельном передвижении возникают трудности, страх, ощущение беспомощности. Значит, необходима целенаправленная работа по формированию пространственных представлений, самоконтролю, умению вычленять значимые детали объектов-маяков, звуковых и обонятельных сигналов.

Эти умения обеспечат:

-безопасность при движении по улице,

-самостоятельность и независимость,

-сберегут психическое здоровье инвалида.

 

С группой незрячих старшеклассников занятия по ориентировке выстраивались по следующему плану:

  1. По карте прокладывается маршрут.
  2. Прослушивается соответствующий эпизод аудиоэкскурсии.
  3. Учащиеся (обычно 2 человека) с инструктором и аудиогидом выходят в город.
  4. После возвращения в школу по памяти восстанавливается пройденный путь на приборе «Ориентир», для самопроверки используется карта.

 

С помощью тактильной карты реализуются такие направления работы как:

- воспитание личностной и социальной культуры;

- развитие представлений, расширение кругозора через знакомство с культурно- историческими ценностями;

- изучение культурного наследия, истории создания памятников, реконструкции исторических зданий; архитектурной терминологии;

- развитие стереометрического мышления, перевод плоскостного изображения в объёмное и обратно.

- изучение правил дорожного движения, формирование представлений об адекватных и безопасных способах ориентировки в большом открытом пространстве;

- формирование патриотических чувств, позитивного отношения ко всему, что связано с малой родиной.

В заключении хотелось бы высказать самое главное. Конечно, тактильная книга - не единственное коррекционно-развивающее средство, но действительно универсальный инструмент, владение которым требует творческого подхода и продуманной системы использования. Не стоит сводить общение ребенка с тактильной книгой только к чтению. Гораздо важнее неторопливая кропотливая работа, позволяющая овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками. Любые «недоделки» в этом процессе проявятся позднее пробелами или искажёнными представлениями.

Работа с детьми с ОВЗ должна строиться по принципу концентрических окружностей: углубляя и уточняя представления, формируем полноценные понятия, которыми оперирует мышление. Во главу угла ставим интересы ребёнка, учитываем его возможности, адекватно оцениваем проблемы и перспективы.

Мы надеемся, что наш опыт может пригодиться на занятиях с «особыми» детьми, а статья станет поводом для обсуждения проблемы методического обеспечения коррекционно – развивающей работы и эффективного использования тактильных книг.

Наш опыт работы с тактильной книгой мы описали в методическом пособии «Тактильная книга как коррекционно-развивающее средство», изданном в июне 2011 года. Оно предназначено учителям-дефектологам, родителям «особых» детей, библиотекарям, работающим с детьми с ОВЗ и всем, кто занимается проблемами методического обеспечения коррекционно-развивающей деятельности.

С нашими тактильными книгами можно познакомиться на сайте ГУ КРБС по адресу https://krbs.karelia.ru/index.php? cat=our& subcat=t_books.

Список использованной литературы

1. Витковская, А. Делаем книгу своими руками [Текст]: методический материал / А. Витковская // Школьный вестник. 2006. – N 7. –С. 1–12).

2. Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке / И. Н. Мурашковска., Н. П. Валюмс, – СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

3. Щелупанова, И. Б. Тактильная книга как коррекционно-развивающее средство: методическое пособие / И. Б. Щелупанова, Е. А. Добрынина; ГУ КРБС; [отв.за вып. М. М. Куликова].– Петрозаводск, 2011. – 22 с.; ил.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.