Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синестезии






(Опубликовано в издании: Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сборник статей по материалам научной конференции / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 128 с.)

 

В русле идей Я.Мукаржовского, Р.Арнхейма выдвигается и обосновывается тезис о том, что в порядке постановки вопроса уместно говорить о законе сохранения энергии применительно не только к физическому и психическому аспектам художественной деятельности, но и к духовному аспекту. В этой связи художест­венный талант связывается с особой регуляцией энергетического процесса художественно-творческого акта.

Многие художники переводят разнообразные чувственные впе­чатления в ту эстетическую модальность, с какой они по преимуществу имеют дело в своем виде искусства, т.е. осуществляют, если пользоваться терминологией С.Эйзенштейна, акт «синэстетики» (понимаемой как эстетическая, художественная форма синестезии). Б.Асафьев, например, говорил о том, что все разнообразные впечат­ления приобретали у него по преимуществу «музыкально-интонационный» характер.

Заслуживает серьезного изучения «перевод» одной модальности впечатлений в другую художественно-эстетическую модальность с энергетической точки зрения. Согласно одной из гипотез, синесте­зия объясняется наличием некоторых качеств, общих для ощущений различных модальностей (Е.Хорнбостел, 1931). Среди этих качеств называют " интенсивность" (С.Стевенс, 1962), но интенсивность –энергетический параметр, причем параметр не только физической и психической энергий, но и духовной, в частности, художественной энергии.

Правдоподобна гипотеза о том, что при «переводе» художест­венно-эстетических впечатлений (ощущений) из одного вида модаль­ности (например, звуковой) в другую (например, в цветовую) наблю­дается соответствие такого энергетического параметра, как интен­сивность (звука и цвета). Факт такого соответствия (коль скоро он будет зафиксирован) может служить одним из аргументов в поль­зу применимости закона сохранения энергии к художественно-эсте­тической сфере. Не этот ли закон лежит в основе практических по­исков общезначимых аналогий в области цветомузыки (М.Гринволт, 1918, П.Тюдо-Харт, 1922, А.Ласло, 1925, Б.М.Галеев, 1967 и др.)? Поскольку исследователи (Д.Еллсон, 1941, Т.Ховеллс, 1944, В.Дж. Брогден, 1947 и др.) допускают возможность обучения и развития синестезической способности, представляется важным в процессе такого обучения учет способности регулировать художественную энергию, опираясь на закон сохранения энергии (в частности, ин­тенсивности). Изучение энергетического аспекта синэстетики нераз­рывно связано с исследованием таких проблем, как кинестезия, ди­намизация (одушевление) формы и эмпатия (см. об этом: «Синэстетика, эмпатия и личность». В сб.: Синтез искусств в эпоху НТР. Ка­зань, 1987).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.