Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет в изобразительном искусстве






П. (далее П. обозначает «портрет») – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения /грамматику, стилистику/. Какова тема любого П.? На П. изображается внешний облик /а через него и внутренний мир/ конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая /инвариантная/ тема П. – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на П. – двое /парный П./ или несколько / групповой /, каждый из них на П. обладает относительной автономией. На П. могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, П. выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не П., а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.

Кроме темы, П. имеет всеобщий /инвариантный/ сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание. В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и связей со стороны их значения, смысла, коренных вопросов человеческого существования. Сознание погружается в самого себя. Человек при этом освобождается от односторонности, от узости страсти или случайного настроения. Индивид внутри себя преисполнен поэзии и фантазии, глубокого погружения в размышления и мысли, в собственный замкнутый внутренний мир.

Такому состоянию противопоказано действие, речедвигательная активность /на П. человек, как правило, не «говорит»/. На П. человек молчит, но это красноречивое молчание. П. противопоказаны аффекты /гнев, ярость, бурное веселье и т.д./ - сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для П. характерен одушевленный покой.

Человек созерцающий на П. предполагает разнообразное сочетание иных характеристик - социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.

Созерцающе-размышляющий индивид изображается на П. во внешнем облике. Главное здесь – зеркало души, лицо, а в лице – выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он «проходит» сквозь зрителя.

В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета? Замечено, что модель на П. не смеется и не вызывает смеха. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра П. Эстетическим инвариантом П. является категория «серьезного». П. – серьезен. Модель на П. изображена в серьезную минуту жизни. П. опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле П., по выражению Гегеля, «льстит» модели. Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на П. модели смеются, жанр П. находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п. Духовный аспект – главное в П. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.

П., как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом П. выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского П. в эпоху раннего Возрождения называют «выход из профиля» в фас. Исторические каноны в сфере композиции П. предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.

С точки зрения содержания /семантики/ П. жанра, несовместимыми с его архетипом принято считать «натюрмортные» и «декоративные» портреты. «Натюрмортные» П., изображая индивидуальность, трактуют ее как «вещь», «декоративные» – не с позиций категории «серьезного», а с точки зрения «декоративного ощущения».

Анализ «архетипа» жанра П. с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Эстетическая форма выражения должна быть только совершенной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Коммуникативным инвариантом жанра П. является изображение. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Сходство – это подобие, но не тождество. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей П.

П. не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. П. - «автопортретен». Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии /перевоплощения/ в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актером и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на П. выглядит как если бы она в действительности была живая. Одушевленность модели на П. также входит в число черт, составляющих инвариант П. Поскольку П. всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для П.

Для чего создается П., каково его жизненное назначение?

П., который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего /и модели и автора/. Вот почему познавательная функция П. – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования П. /мемориального, репрезентативного, декоративного и др./ в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.

В отличие от инварианта /«архетипа»/ каноническая структура П. относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны, их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Канон не следует отождествлять со штампом, он является одной из форм развития искусства и его жанров. Требования канона распространяются на все уровни формы, которые в своей целостности характеризуют стиль П. Например, стиль авангардного П. конца XIX-XXвв. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала /не «Я», а «МЫ»/, самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа».

В итоге можно дать следующее определение жанра П. в его классическом виде: П. раскрывает с позиций эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения внешнего облика человека /композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза/, выражающего рефлексивно-медитативное состояние модели и автора.

 

Литература

1. Искусство портрета. М., 1928.

2. М.В.Алпатов. Очерки по истории портрета. М.-Л. 1937.

3. И.Е.Данилова. Вступительная статья к кн.: Портрет в европейской живописи XY- начала XX века. М. 1975.

4. Е.Я.Басин. К определению жанра портрета. /Советское искусствознание, вып.20. М. 1986.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.