Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатия и новизна






 

Первый теоретический аргумент в пользу обсуждаемой гипотезы состоит в том, что без эмпатии в творчестве не может быть получен новый результат.

Новый для кого? С психологической точки зрения, новый для субъекта творчества. Ученик, решающий задачу с известным (для других) ответом, или изобретатель, «изобретающий велосипед», или ученый, открывающий то, что уже было открыто другими и т. п., - все они с точки зрения психологии осуществляют творческий акт, т. е. акт получения нового для них результата. Оценка полученного результата с точки зрения общественного значения – это уже аксиологическая характеристика творчества.

Для того, чтобы в реальной ситуации открыть в предмете новые стороны (грани, свойства и т. д.), открыть – в смысле чувственно воспринять (увидеть, услышать и т. п.), необходимы два условия: или сам предмет должен «повернуться» к субъекту новой стороной или субъект должен переместиться в пространстве и времени, чтобы занять по отношению к предмету новую точку зрения. Ясно, что в обоих случаях речь идет не об эмпатии, а о восприятии.

Эмпатия, по-видимому, есть интериоризация этих двух условий открытия нового. В акте творчества или предмет (точнее: образ предмета, превратившийся в «Я-образ») осуществляет «мысленный», воображаемый «поворот», предстающий новой стороной, или субъект творчества осуществляет воображаемое «перемещение», становясь на новую точку зрения, на точку зрения воображенного «Я». Оба эти варианта подходят под наше определение эмпатии.

Рассмотрим первый случай. Феномен «поворота» зафиксирован и описан в психологической литературе по теории творчества. Так, например, голландский психолог Ван де Хейр пишет о том, что в процессе мышления в акте творческого решения проблемы происходит как бы процесс «развертки» объекта в воображаемом поле. При этом ученый правильно замечает, что «новый аспект» не появится сам по себе, объект сам не может «повернуться», его должен «развернуть» субъект своей активностью. «Субъект должен что-то сделать, чтобы появился новый аспект».[70] Но что именно должен сделать субъект, на этот вопрос ученый не дал удовлетворительного ответа. Он не оценил значение теории эмпатии для ответа на этот вопрос.

Как уже отчасти говорилось ранее, ответ состоит в том, что объект, т. е. образ, для того чтобы приобрести активность, принцип «самодвижения», относительную самостоятельность перед лицом реального «Я» творца, должен приобрести статус «Я», должен «передвинуться» из системы «не-Я» в систему «Я». Этот переход и осуществляет субъект в акте эмпатии.

Относительная самостоятельность и активность «объекта» наглядно проявляются в актах художественного творчества. Многие писатели (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и др.) пишут о том, что герои, созданные их творческим воображением, начинают жить как бы самостоятельной жизнью и нередко поступают как бы вопреки воле авторов. В сценическом творчестве, утверждает К. С. Станиславский, рождается образ, который оказывается «живым созданием». «Такое живое создание, зажившее среди нас, может нравиться или не нравиться, но оно «есть», оно «существует» и не может быть иным».[71] В контексте ранее сказанного есть основания предположить, что такой «личностной» активностью обладают не только образы, которыми оперируют художники, но и те, с которыми имеют дело в акте порождения нового любые творцы-ученые, изобретатели и др.

Обратимся теперь ко второму случаю, когда творец «вживается» и идентифицирует себя не с объектом (точнее – с его образом) творчества, а с другими субъектами (их образами) творчества, стремясь занять в воображении их новую точку зрения, точку зрения воображенного «Я» (по отношению к его реальному «Я»). В этой ситуации эмпатия осуществляется в двух основных формах. Субъект, оставаясь самим собой, может «переместиться» в пространстве или во времени или изменить и то и другое (это явление М.М. Бахтин назвал «хронотопом»). Однако субъект может не просто изменить свой «хронотоп», но и занять место «другого». В этом случае он, реально оставаясь самим собой, в воображении превращается в «другого». Реально оставаясь самим собой, он в воображении превращается в «другого», взяв его за образец моделирования воображенного «Я».

Как нам представляется, именно с этим вторым случаем эмпатии мы встречаемся в синектике В. Гордона, где основной процедурой генерирования новых идей в науке и технике считается «превращение знакомого в странное». При этом подразумевается, что человек преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой, вырабатывает в себе это для того, чтобы попытаться заново увидеть хорошо знакомое. В сущности об этом говорит А.Н. Туполев, описывая творческий процесс рождения новой идеи: «Надо на вещи, на собственную работу мысли, взглянуть непривычным взглядом. Надо взглянуть чужими глазами, подойти к ним по-новому, вырвавшись из обычного, привычного круга».[72]

Об этом же идет речь и в теории «остранения» В. Шкловского, в теории «очуждения» Б. Брехта применительно к художественному творчеству. О связи этих «приемов» творчества с механизмами «вчувствования», вживания и т. п. уже говорилось в научной литературе.[73]

В художественном творчестве (гораздо больше, чем научно-техническом, ибо оно более «надличностно»), много примеров творчества в образе «другого» (скажем, Б. В. Асафьев «в образе» А. Н. Серова «досочинил» последний акт его оперы «Вражья сила»).

Итак, чтобы открыть новое, надо в творческом акте стать на точку зрения воображенного «Я», т. е. осуществить акт эмпатии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.