Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная Дума в России: опыт парламентаризма.






Историография. Вопрос о преобр гос.строя нач бсуждаться давно, уже тогда нет един мнения по этому поводу. Март1906- Ленин «Нет конституции есть только констит иллюзии». Столыпин-« В России нет конс-ции». Коковцев«У нас, слава богу нет парламента». Либералы(кадеты) «Коституционные акты», т.к. они юристы-оговорены формы власти, Дума-парламент, Совет министров правит-ый кабинет. Заруб социологи Вебер: 1906г 2статьи-«Переход России к мнимому конституционализму»; «К состоянию буржуазной демократии в России». Его вывод-конституционализм мнимый, гл. итог реформ- монархия в России перестр-ся применительно к нов усл-м. Происхолит завершение процесса бюрокр-ии России. В совет период б разн оценки: ДавидовичА.М. «Самодержавие в эпоху империализма». В России сложилась констит-ая монархия). Черменский, Ерошкин - все говорит о мнимости конст-ма в Р, самодерж-е прикрылось констит формами.Современ истори-ия: МедушевскийА.Н. статьи –«Конст монархия», «Демократия и авторитаризм: росс-й констит-м в сравнит-ой перспективе». Он показывает как происходит становл. Росс. Констит-ма. Авторханов - «ГосДума- школа демократии, трибуна рев-ии». Он счит., что если бы в Р. слож-сь костит-ия, то февр-ой рев-ии не было бы. Ставит вопрос о взаимоотношениях власти. История 4х Дум- история борьбы исторической мысли. Русс. Дума оказалась феноменом мир-го опыта парламентаризма. Манифест 17октября создал полит. стр-ру юрид. Аномалии. Получилась ни конституция, ни самод-ие. Т.о. пробл прод-т изучаться. Создание конст. Мон-и- времен компромис м\у либер-ом и консер-м.

Ход ист. Событий. Н XXв либ и револ движ-е поставило вопрос об измен гос уст-ва. 1.-1903- РСДРП (в св прогр) требов-е республики. 2.- либ движение (“Союз освоб-я”, “Союз земцев-конст-в” в 1904 земск съезды)=> неох-ть созд-я предсавит учрежд-я власти. Банкетн кампания – осень 1904г развернулась вокруг этого. Решался этот вопрос уже в ходе револ-ции. Рев. Требует Учеридительного собрания (законад-го органа). Дек. 1904-царь говорит. Что народ не готов. Револ соб-я 1905 г заставили царск прав-во внести серьезн коррективы в свою политику. 18февр 1905 Рескрипт царя на имя Булыгина(МВД) – нач. разр-ку закона о созд-ии выборн представит органа. 6августа 1905г –«Булыгинская Дума»– очередн законосовещ орган, многоступенч выборы, рабочие не имели избират права.=> всеобщее возмущение, не б зазвана. Подъем револ дв-я, царь вынужден подписать нов Манифест 17октября 1905г (1 свобода сл., печати, собр-й, партий, неприкос-ть лич-ти, имущ-ва.. 2.- Госдума – высш законодат орган, рабочие получ-т избир права).– это главн завоев-е рев-и, больших уступок добиться не удалось. Серия док-тов, свидетельств-х о реформ-ии гос строя: 19октября – Указ о реф-ии Сов Мин-в.(постоян действ орган, введен пост премьер мин-ра, обладает исполнит властью + законодат инициатива). 11дек – Нов избират закон: выборы- сосл-е, неравн, многоступенч-е (> во у помещ-ков, буржуазии, кр-н). 20февр 1906г 1)– указ о реф-ии Госсовета: верхняя законодат палата, состав увеличен втрое, на ½ формир-ся путём выборов, с высок имущ и образоват цензом. 20февр 2)- указ об учереждении Госдумы: срок 5лет, царь созывает и распускает (по 87 статьям) Думу. 23 апреля1906г – принятие нов редакции «Осн законов Р.И». > во полит-х партий (кроме большевиков, эсеров-максималистов) оценивало револ-ю как результ-ую. Прав-во предоставило возм-ть для легал-й деят-ти партий, созвало Гос Думу -выборный законодат орган, провозгласило демокр-ие свободы" издало законы, дав-е рабочим гарантии соц защиты, нач подготовку аграр реф-мы. Iдума 25апреля 1906г: Состав: преобл-ли кадеты, меньше октябристы, черносотенцы, несколько мест у меньш-в, значит часть- крестьян депутаты, объединивш-ся во фракцию трудовиков.Д выдвиг-т один проект радикальнее др-го (в центре аграр вопр), прав-во и Д парализ-ли работу др.др. 9июля царь распустил Д. Премьер-мин стал Столыпин. 20Февраля 1907 – IIДума, левее первой, в выб-х уч-ли больш-ки и эсеры. Поднят аграр вопрос. 3июня распущена. 3июня1907г – «Третьеиюньский гос переворот»- царь единолично приним-т нов избират закон, по @ места в Д перераспр-ся в пользу землевл-в и крупн буржуазии. Сущность Третьеиюньск полит сист: лавиров-е самодерж-я м/у интересами разл классов, но Р сделала шаг в сторону Конст Мон-и (сосущ-т самодер-е и Дума). III Госдума 1907-1912гг, в ней слож-сь двабольшинства: правооктябр-е и левоокт-е (октябристы сам больш фракция Т.о. Д подготов-на к работе с Правит-м и просущ весь срок, приняла 2000законов, оказ-сь жизне-работоспособной, поддержала реформаторский курс Столыпина. IV Гдума 1912–1917 формально тоже весь срок, была несколько левее III, но > часть срока пришлась на войну.

К 1907г в России б созданы нов гос стр-ры, объективно способ-шие разв-ю парла-ма, хотя и по-прежнему сильна б роль исполнит-ых органов. И исполнительные (Совет мин-в, императ-я канцелярия), и законод-ые органы (ГосДума и ГосСовет) подчинялись имп-ру, олицетворявшему верховн власть. При этом Совету Мин дополн-но к исполнит-ым придавались еще и законосовещат-ые ф-ции. Императору подчинялись также Правит-щий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейш Синод (высший орган управ-ия ПЦ).

В созданной госсистеме центр-ция превалировала. В отличие от Зап Европы, где парлам-ие традиции склад-сь веками, российский парламент в 1906году начинал накапливать опыт факт-ки с нулевой отметки. Нужен был некотор срок для выработки полит-ой к-ры как депутатов, так и избирателей. Дума решала немало важн вопросов, принимала нов законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодатой инициативой. Однако несовершенство законодат-процедурных механизмов, пестрота сост, психол настрой депутатов не позволяли Д б лидером процесса госстроит-ва. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей ф-му взаимообв-й и взаиморазобла-й. Некотор партии б изначально настроены прв конструкт работы. Максималисты и анархисты не призн-ли парламента вообще. большевики, объявив байкот I Д, заявили при выборах во II Думу. что участие в ней будут использовать только для " разоблачения мерзостей контрреволюционного лагеря". Критические мотивы были сильны у эсеров - централистов и у кадетов. Пример кадетов был особенно показательным: сразу после октябрьского Манифеста в 1905 г они б приглашены премьером С Ю.Витте в формируемое им правительство. Кадеты отказались от участия в делах реальной власти, в повседневной рутинной работе, предпочтя роль " независимой критической оппозиции".

Гдума не сумела возродить госуд-земской строй, восст-ть истор-ую традицию Земских cоборов. Она не могла послужить скрепл-ю общест-ых сил, наладить дружную работу-и левые, и либералы отрицали многие исконно русские нравст-ые ценности, негативистски относились к рус ист-и. Механически копируя западноевроп обществ-ые модели и образцы, базировавшиеся на ином менталитете, либералы не утруждали себя глуб анализом, как эти модели лягут на росс почву.

Царск власть, проявившая после поражения в япон войне неувер-ть в себе, сумела в 1906-1907гг забрать инициативу в решении внутриполит проблем, а в посл-ие гг отн-но стабилизировала полит ситуацию в стране. Благодаря сочетанию уступок и жестк мер со стороны прав-ва заметно снизились возм-ти полит потрясений в стране. После 1905-1907г эсеры, социал-демократы, кадеты переживали трудн-ти, ставившие их на грань организационного и идейн кризиса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.