Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская общественно-политическая мысль в 17в и церковный раскол






XVIIв – переходн время в ист Росс. Традиц-но – позднефеод период, но ведь феод структуры б. почти сведены на нет. К-ра – последний век Моск самобыт-ти и культур замкнутости.Нов время – Барочное время, формир-е нов Росс гос-ти, нов соц структуры: Росс приготовила почву для Петра1. Росс 17в оч сложна для оценки. Точн определ-ия уровня разв-ия нет.Нов эл-ты к-ры появ-ся в русск жизни благодаря катастрофе Смуты. Переоценка ценн-тей в масштабе всего народа. Не затронуты Смутой – единоличн. территории, а затронуты – народное настроение и умонастроение элиты. Период нач-ся с общего кризиса, растут эсхатологические тенденции (+ голод 1601-1603гг). Ищут конкретную личность антихриста (Никон, Разин, Перт) Человек теряется в этом мире и ищет себя в сакральном – религиозная почва = нач-ся секст-во, массовые народные ереси. (капитоновщина – полный аскетизм, самоуб-во, христовщина – присваивают себе сакральные функции.)До страшного Суда- мистерии, самосожжения «Стр Суд в 17в стал личным деянием чел-ка». На этом фоне раскол церкви.

Смута изменила многое: 1 ощущение эфемерности жизнеустр-ва. До этого Моск царство – синоним незыбл-ти в неправосл мире, основа – идея избран-ти. Исключ роль монарха как главн гаранта стабил-ти. Эту святую уверенность Смута опровергнула. Сист-ма рушится под натиском собств пороков. Процесс сверху – истребление природ русс государей. К власти прих-ся неподлинн цари – Б.Годунов, В.Шуйский. Док-во их неподлин-ти – их воен и полит провалы. 2 колоссальое уплотнене времени. 3 Люди стали задум-ся о глобальн вещах, вынуждены рассуждать о судьбах Царства, сами делали или спасали судьбы царства. Эти травмы породили нов настроение в 17в. С одной стороны – неприятие всего иностранного по конфессиональн признаку, с др – поразительн религиозн равнодушие. Правильность прежн установок стала не очевидна. Благопр-я среда для разв-я разл идей. Направления 1) – западническое (с30хгг) – столичная знать и приказные дельцы вынуждены проводить реф-мы для этого необх-м европ опыт (А.Матвеев, дьяк Украинцев, Ордин-Нащокин, Ф.Ртищев). В 70е гг появл идейн вожди С.Полоцкий – воспитатель царевичей, С.Медведев.Западники первыми ощутили потребность гос. сист образования. Навыков нет со времен Ярослава Мудрого. Это привело к созд-ю еще одного напр-я 2) грекофильствующие – в осн-м представители высшего русск духовенства., особенно западнорусского. Россия д. Преодолеть изолязию, сблизиться с Западом, посредник – западнорусск-е и грече-е дух-во, подготовлен-е по мировым образцам.(Е. Славинецкий – лидер, осн-е светск школы – 4 учебника) 3) Другие отреагировали на кризис идеологии не скепсисом, а консерватизмом. Кружок «Ревнителей древнего благочестия»(С.Вонифатьев)- воинств. традицион-ты: возвращение Московской нравст-ти и религ-ти к образцам идеализируемой старины, для этого– возвр-е к старым текстам, жесток-я самодисц-на, б-ба за нравств-ть, дисциплина в канонич службе. Пытались изменить подготовку священнич кадров, чтобы на приходах вернуть благочестие. Разн реакция на местах прихожан (Аввакума травили медведями). Народ пыт-ся сам придерж-ся трад-й благочестив старины – реакция на реф Никона. Это фон, на котор развив дальн события 17в.

Т.о. проблема поиска культурной идентификации и развития страны сфокусировалось на Ц., в итоге выбран средний путь – р-мы грекофильствующего толка. Во мнм реф-мы завязаны на политику. Зап-ки оказались у власти. Они решали не мировоззренч вопросы, а практич-е – способ сделать боеспособ армию- перевооруженность- кадры – иностранцы – нужен язык, чтобы общаться + крупн закупки оружия(по 20тыс ружей) – нужны деньги – надо разведывать руды… Все это требует модернизации, т.е. осоврем-е – перенятие чужого опыта. Необх-ть специалистов

Люди у власти вынуждены б. Стать западниками. Вторичны – бытовые навыки. Царь заводит театр, хотя регулярно соверш-т службы. Царь носит польское платье.Нач-т в дворц кругах издавать гезету «Куранты». Элита украшает стены своих жилищ картинами. Таких людей ничтожно мало в масштабах гос-ва. Но в Москве их не мало. Растет нем слобода. Иноземн офицеров так много, что заходит речь о верстании их земельными окладами.

Общие интересы Ц и гос-ва: надо подчинить западнорусск Ц власти Моск Патриарха, для этого - реф-е Московского правосл-я по образцу Вселенского правосл-я. Собор 1654г одобрил измен-я в обрядовой и литургич-й практике.. Никон получал предупреждение от Константиноп-го патриарха не акцентир-ть внимание на неважных, недогмат-х, внешн пробл-х. Выйти из изоляции м.б. без измен-я перстосложения. Ему советывали бросить силы п/в тех, кто попирает догматы. Никон этого не понял, првел реф-му оч топорно.Никон – сторонник идеи превосх-ва дух власти над свет-й, своими преобраз-ми он старался укрепить церковн организацию, а царь, поддерживая реф-мы, старался больше подчинить Ц гос интересам. В итоге торжество грекофильств-х приводит к расколу – полит., духов., соц. Огр кол-во противников реф-м вообще(эта оппозиция захватила и 18век). Появление религиозной оппозиции, ставшей идеологом соц протеста. Кризис Ц – также дело Никона, смещенного в 1658г(крушение его идеи «священство выше царства»).

Форирование нов соц-полит климата в России. К к17в раскол не б. преодолен. Осн часть об-ва, но неактив-я – устоялась, застыла в традиц обществ-псих к-ре. Общест-полит стабилизация масс. После отстранеия Никона свет. и церк власти не шли на пересмотр реформ, но не преследовали рядов массу за выполнение нов обоядовых действ. Компромисс с народом. Но в элит слоях об-ва дрейф на западничество. Зап ориентиры захватывают широкую часть служ-х людей и высш чинов гос-ва + насел-е крупн городов. Т.о. дрейф в сторону модерн-ии происх-т в элит части народа. Они стан-ся провод-ми новой к-ры, и стор-ками частично удач-хпетровских реформ.

Птинадл-я к византийско-слав. Правосл кругу Русь в предыдущую эпоху оказ-сь в к-ном одиночестве. Скон16в – нач возвращения её в Европу, переориентация на Укр., Белорус., Польшу. Смута ускорила прцесс евр-ции страны. Следствие – причудливое смешение в русс к-ре 17в противореч-х явл-й (старого и нового). Стиль идеализир-го биографизма после Смуты теряет свое знач-е, в иск-ве и лит-ре форм-ся нов отн-е к личности.(признание ее ценности вне зависим-ти от положения воб-ве, интерс к внутр жизни ч-ка, перелом в эстетике – откр-е харектера ч-ка). Со 2й пол17в господ стилем эпохи стан-ся барокко, проникшее из Польши. Публицистичность лит-ры 1х дес-тий 17в связана с событиями Смуты («Сказание» Авраамия Палицина, «Повести» ГИ Шаховского и ИМ Катырева-Ростовского, «Временник»дьяка Ивана. Тимофеева). Публицист-ть лит-ры сер-2пол17в связана с расколом РЦ (с1 стороны творы-во старообрядч-х писателей – Иван Неронов, поп Лазарь, протопоп Аввакум, инок Епифаний, дьякон Федор Иванов, Спиридон Потемкин и др., с другой – антистарообр-е полемические произведения Симеона Полоцкого, Афанасия Холмогорского, потриарха Иоакима и др). Юрий Крижанич (хорват), прибывший в Москву, а ч/з 2года сосл-й в Тобольск по подозрению в сотрудн-ве с катол Ц, там пишит «Думы политичны»(политика), сравн-я разл ф-мы правл-я он высказ-ся за неогран-ю мон-ю, т.к. бкз тв власти нет справедл-ти, покоя и согласия, власть монарха богоугодна, целб самодерж-я- благо подданных. Эту идею поддерж-л С.Полоцкий.

Осн жанр лит-ры по-прежнему сказания, летописи, жития, поучения. Тем не менее старые формы приходят в заметное противор-е с нов сюжетами, темами.Пример: собств Житие идеолога старообр-ва прт Аввакума, язык его соч-й прост и в то же время выразителен и динамичен, консерв-м взглядов и новаторск искусство слова. Сочетание интереса в внутр миру рядового ч-ка (напр, Повесть о горе и Злосчастии) с осознанием знач-я народа в истор событиях, (Повесть о завоевании Сибири Ермаком и об Азовском сидении донских казаков). Развитие демокр лит-ры, проникн-й сатирой (Повесть о Ерше Ершовиче, Служба кабаку, Повесть о бражнике).

Возн-е русс театр-го иск-ва, эл-ты кот сущ-ли в России и раньше в представлениях скоморохов. В церковных мистериях. 1ый придворн театр откр-ся при Алекс Мих (пастор Грегори 1672г пьеса «Артаксерксово действо».) Оригин-е стихотв-е пьесы писал Сполоцкий. В сфере архитектуры усложн-е форм, распр-е декорат-ти, богатство орнаментации.(Новоиерусалимский Собор). Складывание русск варианта барокко – архитектура Теремного дворца, @ б. Построен для повседневной жизни царя демонстрир-ло отступление от тради-й дррус зотчества(каменн стены стали тоньше, появ-сь возм-ть сдел-ть вентиляц-ю). В кон века своеобр архит-й стиль созд-ся в имениях Голициных и Нарышкиных.(нарышкинское барокко). В живописи- отход от СВ канонов: появл-е линейной перспективы, реализма в изображении.(С.Ушаков). Во2й пол XVIIв появл-ся парсуны: портреты с жив людей. Откр-ся ряд правительс-х, монастырских, частных школ, в кот изучают языки, риторику, философию+ Славяно-греко-лат академия братьев Лихудов – первые ректоры, среди учащихся: разн соц слои, нац-ти. Идеал- западно-литов схема образования. Лихуды покинули Москву, тк их заподозрили в распр-и латыни.

Вывод. В духовн жизни Р. происх-т раскрепощение личности, общая секуляризация к-ры, связанная с просветительством и отходом от СВ традиций. Творения писателей м худ-в обрели индивид-е черты. Так XVIIв внешне ещё верный трад-ии постепенно готовил к-ный переворот петр эпохи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.