Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-политические течения Европы.






Либерализм: В Зап. Европе идейно-полит.традиция либерализма восходит к английской Великой хартии вольностей 1215 г. Этот документ содержал положения, восприн. вспоследствии либерализмом. А именно: нерушимость ч\с, неприкосновенность личности. В дальнейшем формирование лберальных принципов проходило под влиянием английс. революции сер. 17 в. и Славной револ. 1688 г. Требования того времени: неприконовенность ч\с, свобода промышл. и торговли, выборное формирование гос. власти, гарантия гражда. и полит. прав личности. Годы Франц. Революции в к. 18 в. новый этап формир. либерализма как общественно-полит. течения. В Конституцию 1793 г вашла Декларация прав человека и гражданина. Эти права: равенство, свобода, безопасность, собственность.

В форме социально-политич. течения либерализм проявил себя в связи скризисом феод. строя и получил интенсивное развитие, когда буржуазия вышла на политич. арену. Либер. идее поддер. в работах ряда мыслителей: Локк, А. Смитт, Вольтер, русо, Токвиль, Гумбольдт. Выделяют классический и социальный либерализм. Классический: основополагающий постулат – о решающей роли ч\с на средства производства. Эффективность хозяйств. связывают с двумя обстоятельствами: 1) рыночная экономика 2) предприниматели в условиях постоянно конкуренции д.б. совершенствовать производительный процесс. Отсюда вытекает: необходимость создания неограниченных возможностей для развития рынка и свободной конкуренции. Невмешательство гос-ва в рыночные отношения и организацию хоз-ва. Гос-во не д. управлять экономикой, а д. создавать эффективну. Финансовую систему. Принципы свободы: человек всегда б. наделен неотчуждаемыми правами. Гражд.права не д. ни отчего зависеть. Идея: «гос-во ночной сторож». Социал. либерализм. 3\3 XIX-XX вв. стало очевидно, что социальная гармония и справедливость не достигнуты. Пересмотр фундаментальных положений (Гобсон, Науман). Признание регулирующей роли гос-ва в экономической и социальной сферах. Обеспечение соц. Справедливости и равенства путем поддержки малоимущих. Теперь идея «гос-во благосостояния». Развитие общественной системы образования, устновление минимума з\п, предоставление пенсий. Это «прогрессивная» эра в США, эпоха джоллитизма в Италии.

Консерватиз м. Духовное наследие Просвещения и преобразования в ходе Фран. Революции подорвали устои феодального строя и вызвали раскол в общественном сознании. Непримеримым противников революции выступала та часть дворянства, которая была лишена феодальных прав. Идеалы и ценности тех классов и групп населения, которые опасались утраты социал. статуса и нравственных ориентиров нашли выражение в консерватизме. Первый ее постулат сформулировал Бёрк в 1790 г., а затем Местр. Заметное влияние на обществен. мысль оказал трактат Шатобриана. Он впервые употребил термин «консерватизм». Традициаонный консерватизм: Центральное место заняло отрицание теории общественного договора и принципа народного суверенитета. Неприятие консерваторами этих основополагающих идей Просвещения вытекало из представления об ограниченности и слабости человеческого разума. Т.о. человек не в состоянии осознать смысл и цели человеч. разума. Разум д. подчиняться воле провидения, божественной силе. Именно отказ от обычаев и опыта прошлого привел Францию к революции. Челов.общество образуется согласно божественному плану. Гос-во это извечно существующая органическая сущность, которая допускает изменения только отдельных частей. Идея о том, что человек не рождается свободным. Вершиной общественной иерархии составляет абсолютная власть гос-ва и Папы. Выделяют либеральный консерватизм, реформистский, экстремисткий (реакционное крыло консерваторов).

Марксизм. В 40 гг. XIX в. Маркс и Энгельс приступили к разработке учения об общих законах и движущих силах развития общества. Краеугольный камень их теории: главным фактором и основой всего историч. развития являются не идее и воззрения людей, а условия материальной жизни об-ва., обществ.производство. Чтобы оно функцион.необходимы производит. силы. Производ.отношения составляют экономич. структуру об-ва, его базис. На нем возвышается полит. надстройка. Базис и надстройка формируют общественно-экономич. формацию. Единственная причина несправедливости является частная собственность.

Анархизм. Бурное развитие капитализма в середине XIX в. вело к интенсивной пауперизации (обнищание) мелких товаропроизводителей. Неудовлетвор. ролью гос-ва. Одним из основоположников анархизма был Прудон (19 в.). он писал «собственность есть кража», но он выступал только против уничтожения крупнокапиталист. собственности. Прудон отвергал любой гос. режим, т.к. любая власть это отрицание справедливости и насилие над свободой. Идеи анархизма были воприняты М. Бакуниным. В полемике с марксом, он говорил о том, что диктатура пролетариата не м. б. временной. Вскоре из него выйдет снова вырехи, которые станут управлять гос-вом. Должны существовать самоуправляющиеся общины.

Социалистич. движение. В 1663 г. в Лондоне была создана подготовит. Комиссия по созданию международной организации пролетариата Вошли – Оджер, Кример, деятели английских тред-юнионов. В итоге было образованно междунар. товарищество Рабочих. В 1864 г. он утвердил предложены Марксом Учредительный мнифест и временный устав. Уже современники называли это товарищество Интернационалом. Это централиз. единая междунар. патрия рабочего клсса. Н конгрессах Интернационала развернулась острая полемика между прудонистами и марксистами. В 1876 г. было принято решение о роспуске 1 –го интернационала. По мере политизации классовой борьбы возникали и развивались национальные рабочие партии – социалист., лейбористские. В 1889 г. прошел Парижский конгресс т образован второй Интернационал. Сформировались представления о социализме как неижбежной цели обществ. прогресс. Роспуск в годы первой м\в.

С-д на рубеже 19/20вв. С-д появ в 3/3 19в как движ-е раб класса. В дальнейш - интересы др слоев наем работников (фермеры, мел служ-щие и др). В 20в – реал полит сила. Пр, лейборист партия в Ан, соц партия во Фр, с-д партия Герм и др. Бол роль – социал интернац-л, объед-й в св рядах почти все соц и с-д партии. С-д всегда тяготело к комм-му, к единству сил лев раб движ-я. Комм-ты не допускали никакого ед-ва => в 20-е с-д оказ-сь ближе к к-ре Зап, чем к комм-му. С-д возник в кач-ве альтернативы капит-му. В этом кач-ве превонач-но с-д разделяла установки маркс-ма на ликвид-ю кап-ма и коренного переустр-ва об-ва на началах диктатуры пролетар-та. Отдел ее члены признав-ли рев путь ликвид-ции капит-ма. Но с-д отвергла установки на рев-цию => с-д партии интегриров-сь в сущест с-му, став парламент партиями. Вся ист-я с-д – постепен отход от марк-ма. С-д убедились в том, что многие требов-я раб класса м реал-ть мирн ср-вами в процессе послед постепен перемен. Несмотря на то, что партии ставили св задачей разрыв с капит-м, д/бол-ва из них б хар-но совмещ-е револ лозунгов с прагматич полит практикой. Такое разв-е опред-сь тем, что в теч всего 20в шел непрерыв процесс сокращ-я числ-ти конфликт-х классов (бурж-я, рабочих) и увел-е числ-ти сред класса. Это обеспеч-ло устойч-ть общ-полит сис-м развит стран Зап. Представители: Гильфердинг, Лассаль, Кауцкий, Бауэр, Адлер и др.

Партии: тори (консерваторы), виги 9демократы, лейбористы.Социалистические партии в Германии и Фрнции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.